УДК 376.3

Методы и приемы формирования функционального базиса чтения у младших школьников средствами информационных технологий

Береговая Ксения Алексеевна – студентка кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: благодаря информационным технологиям в короткие промежутки времени возможно решить ряд практических задач. Они позволяют восполнить словарный запас ребенка, облегчить ему процессы восприятия и обработки информации, позволяют сформировать грамматический строй и развить орфографические навыки. Так, в данной статье речь пойдет о методах и приемах формирования базиса чтения у младших школьников средствами информационных технологий.

Ключевые слова: младшие школьники, чтение, информационные технологии, методы, приемы.

Вопросами формирования функционального базиса чтения и письма у младших школьников средствами информационных технологий занимались многие современные исследователи. В их числе: Н.А. Бергер, Н.М. Назарова, О.С. Орлова, Е.Г. Речицкая, Т.В. Туманова и другие.

Информационно-развивающие технологии плотно вошли в жизнь современного педагога и рассматриваются авторами как совокупность инновационных и классических методов, форм и приемов обучения, приводящих к совершенствованию образовательной деятельности. Н.Е. Граш отмечает, что при их помощи решается ряд важных практических задач. Так, информационные технологии позволяют добиться положительной динамики, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, развивают творческое мышление, мотивируют учащихся на достижение результата.

Коррекционная значимость информационных технологий заключается в уровневой дифференциации, здоровьесберегающей и игровой технике, а также в решении задач проблемного обучения [1, 182].

Т.Г. Рябенко выделяет такие методы по формированию смыслового чтения как: ведение диалога со словом и развитие читательского воображения. Приемами данных методов выступает работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками и словами образами. Пример таких заданий: «Найди слово, где оно не верно употреблено», «Найди неверное слово и исправь его», «Составь рассказ по предложению»[3, 42].

О.Е. Дроздова отмечает, что в настоящее время существенно изменились подходы к обучению в образовательной системе. С одной стороны информационные технологии значительно облегчают жизнь и решают множество коррекционно-развивающих задач, тогда как с другой создают некоторые проблемы. Так, изменениям подвергся и процесс обучения чтению младших школьников: современные дети в основном читают с экранов смартфонов и планшетов. Учащиеся сталкиваются с трудностями чтения линейного текста, встречающегося в школьных учебниках. Такая проблема оказывает существенное влияние на процесс осмысления текста, так как поверхностное чтение с экрана приводит к непрочному усвоению знаний. Переход к использованию информационных технологий должен осуществляться плавно и лишь тогда, когда учащиеся освоят осмысленное чтение [2, 251].

Информационные методы обучения, по мнению В.М. Янгировой делятся на следующие категории:

  1. Интерактивные учебные программы: существует множество программ и приложений, которые помогают развивать навыки чтения через интерактивные упражнения, игры и задания.
  2. Аудиокниги и тексты с озвучкой: использование аудиокниг позволяет ребенку одновременно видеть и слышать текст, что помогает лучше понимать и запоминать прочитанное.
  3. Интерактивные электронные книги: это формат книг, который предлагает дополнительные возможности, такие как анимации, звуковые эффекты, интерактивные элементы, что делает процесс чтения более увлекательным.
  4. Методика скорочтения: специальные программы и упражнения помогают развивать навык быстрого чтения, что полезно как для повышения скорости чтения, так и для улучшения понимания текста [4, 65].

К новейшим приемам обучения чтению относят корпусные информационные технологии. В.М. Янгирова с целью формирования функционального базиса чтение и письма предлагает использовать следующие информационные технологии:

Начинайзер. Сервис, позволяющий обучать чтению посредством разнообразных заданий и красочным интерактивам.

ЯКласс, УчиРу. Данный сервис формирует у младших школьников самостоятельность, позволяет проводить контрольные тестовые срезы для оценки достигаемого результата.

LearningApps.org. Приложение генерирующее множество красочных заданий для обучения чтению младших школьников

Небумага. Учимся читать. Детское приложение, разработанное специально для тренировки навыков чтения [4, 66].

Смешарики. Сервис позволяет обучать чтению при помощи яркого, красочного визуала. Проходит путь вместе с ребенком от первого знакомства с буквами, до составления слов и предложений. Сервис также предназначен для самых маленьких [4, 67].

В данных информационно-технологических сервисах обучение функциональному базису чтения происходит на основе следующих методов:

Звуковой (фонетический метод). Данный метод носит традиционный характер, базируется на алфавите и включает в себя произнесение отдельных букв и звуков. В основах информационных технологий такой метод встречается практически в каждом приложении и сопровождается красочным, иллюстративным материалом. Мотивирует детей к обучению благодаря любимым героям мультиков [3, 87].

Лингвистический метод. Такой традиционный метод также внедрен в практику различных приложений. Трансформация слов в приложениях начинается с наиболее часто используемых в лексиконе ребенка. Цель такого метода – научить ребенка улавливать разницу между буквами и звуками.

Метод целых слов. Этот метод также внедрен во все обучающие сервисы. Его цель - обучить ребенка произнесению слова как целой единицы, не разбивая на составляющие. Сопровождается красочным, иллюстративным материалом. После того, как ребёнок выучил 50-100 слов, на экране появляется текст с выученными словами. Данный метод известен, как метод Глена Домана.

Метод целого текста. Данный метод схож с методом целых слов, однако тут основной составляющей является целый текст. Компьютер предлагает ребенку прочитать полноценный текст и значение неизвестных ему слов отгадать с учетом контекста и иллюстраций. Связь между буквами и звуками устанавливается ребенком самостоятельно [3, 88].

Метод Мура. Еще один метод обучения чтению, который широко внедрен в практику информационной среды. Ребенок слышит звук в результате нажатия клавиш с буквой. После выученных звуков, программа предлагает короткие или более длинные сочетания слов, а это все зависит от навыков ребенка. Ребенок набирает последовательности звуков и слышит их звучание. Программа предлагает устную речь и письмо под диктовку [3. 88].

Таким образом, традиционные методы обучения функциональному базису чтения проходят трансформацию и все больше внедряются в информационную среду. Базис любой машинной программы содержит в себе методы, годами разработанные лингвистами и педагогами.

Список литературы

  1. Граш, Н. Е. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к учебнику "Чтение и развитие речи. 4 класс" : учебно-методическое пособие / Н. Е. Граш. — Москва : Владос, 2023. — 252 с.
  2. Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы конференции / составители О. Е. Дроздова, М. И. Шаповалов. — Москва : МПГУ, 2019. — 300 с.
  3. Рабенко, Т. Г. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебно-методическое пособие / Т. Г. Рабенко. — Кемерово : КемГУ, 2022. — 122 с.
  4. Учитель в современном мире: проблемы и перспективы начального общего образования : материалы конференции / ответственные редакторы В. М. Янгирова, Н. Н. Сандалова. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2023. — 203 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: