УДК 376.37

Образные сравнения в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Юденкова Мария Владиславовна – студент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования образных сравнений в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор описывает особенности овладения образными сравнениями и утверждает, что дети с недоразвитием речи имеют низкий уровень развития образных сравнений, что проявляется в нарушении понимания и использования всех видов троп. Результаты исследования подчеркивают необходимость проведения коррекционной логопедической работы для развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, связная речь, образные сравнения, фразеологические обороты, имеющие структуру сравнения.

В педагогике и психологии дошкольный возраст считается периодом, когда происходит активное развитие речи, включая связную речь. Это означает, что формируются фонетические, лексико-грамматические аспекты речи, а также улучшаются такие характеристики связной речи, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность. Одной из важных задач в логопедии сегодня является развитие у детей старшего дошкольного возраста, у которых есть проблемы с речью, умения использовать образные средства языка.

Ученые выделяют три этапа в освоении детьми переносного значения, включая замещение, сравнение и появление олицетворений, фразеологических оборотов и метафор в речи детей связано с освоением переносного значения [1, с. 16]. Таким образом, способность детей воспринимать образные средства отражает процесс познавательной деятельности человека. 

Используя все элементы языка (слова, словосочетания, предложения, сложные синтаксические конструкции), образные сравнения являются лексико-грамматическими категориями, которые создают образность речи путем использования слов в переносном значении.

Образные сравнения являются важным элементом речи, который помогает детям выразить свои мысли и чувства более точно и красочно. Однако, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), использование образных сравнений может быть затруднительным [2, с. 192].

При проведении исследования образных сравнений были учтены общие закономерности овладения языком в качестве средства общения, современные лингвистические представления о слове, а также специфика словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР [3, с. 325]. Было также учтено отношение детей к слову, как к знаку, основанному на сенсорном, когнитивном и других видах опыта.

Мы провели исследование, чтобы выявить, как дети дошкольного возраста с ОНР) (III уровень речевого развития) используют и понимают образные сравнения, и выявить типологические особенности этого процесса.

В рамках исследования был выбран набор инструментов для диагностики уровня развития образных сравнений в устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Были изучены особенности понимания и использования детьми сравнений и фразеологических оборотов, которые имеют структуру сравнения. Также был определен уровень развития образных сравнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Россияночка» города Смоленска. Участвовали в эксперименте, который проводился в индивидуальной игровой форме, дети старшего дошкольного возраста.

Для проведения эксперимента по изучению понимания и использования образных сравнений мы применили измененную версию методики, разработанной Е.В. Белобородовой, которая была адаптирована к нашим условиям [4, с. 47].

Для изучения образных сравнений были использованы продукты изобразительного искусства, а для изучения сравнительных фразеологических оборотов - фольклорные произведения, включая сказки [5, с. 116].

Для оценки были выделены следующие четыре уровня понимание и использование сравнений. Высокий уровень устанавливался при точном понимании и использовании образных сравнений в самостоятельной речи, отсутствии отказов от выполнения заданий и полной самостоятельности. При ограниченном использовании образных сравнений и недостаточной самостоятельности в их применении в речи, уровень владения ими мог быть определен как средний. Низкий уровень проявлялся в полном искажении смысла образных сравнений и неспособности к самостоятельному мышлению. При наличии отказов от выполнения заданий и ответах "не знаю" определялся очень низкий уровень (выделен нами дополнительно).

Для изучения уровня использования образных сравнений в речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, было предложено выполнить 10 заданий, включая задания на определение уровня понимания и использования сравнений, которые сопоставляют по признаку, действию и в более широком контексте, используя продукты изобразительной деятельности. Использование продуктов изобразительной деятельности обязательно.

Проведенный анализ результатов показал, что уровень развития понимания и использования сравнений у детей распределяется следующим образом: 32% имеют средний уровень, 45% - низкий уровень, а у 23% - очень низкий уровень (рис. 1).

1

Рисунок 1. Уровни сформированности образных сравнений в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по данным констатирующего эксперимента).

Мы обнаружили несколько особенностей в понимании и использовании образных сравнений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в результате анализа исследования. Большинство детей, участвующих в эксперименте, проявляли негативное отношение и отказывались выполнять задания. Было замечено, что в речевой деятельности имеется множество ошибок, которые проявляются в ограничении связей между словами, недостаточном лексическом запасе и отсутствии связи между словом и образом.

Во время второго этапа констатирующего эксперимента проводилось исследование уровня развития образных сравнений в речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для этого использовались фразеологические обороты, имеющие структуру сравнения, из фольклорных произведений. Детям было предложено выполнить три задания, которые позволяли определить уровни понимания соотнесения фразеологических оборотов с ситуацией и контекстом предложения, а также возможность подбора эквивалентного выражения к данному. В рамках эксперимента детям предлагалось завершить известные фразеологизмы и подобрать аналогичное выражение к фразеологическому обороту, услышанному при чтении сказки.

Проведенный анализ результатов показал, что ни один ребенок не достиг высокого или среднего уровня понимания и использования фразеологических оборотов, которые содержат структуру сравнения. 42% детей продемонстрировали низкий уровень, а 58% - очень низкий уровень (рис. 2).

2

Рисунок 2. Уровни понимания и употребления фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения  (по данным констатирующего эксперимента).

После тщательного анализа выполнения заданий детьми, было выявлено, что 83% из них понимают один или два фразеологических оборота: «голодный, как волк» и «хитер, как лиса».

Фразеологические обороты, содержащие структуру сравнения, являются наиболее сложной группой образных сравнений для понимания и восприятия смысла [6, с. 132]. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР возникают трудности в интерпретации фразеологизмов по нескольким причинам, включая ограниченность семантического пространства языка, недостаточно развитое мышление (наглядно-действенное) и отсутствие жизненного опыта.

После анализа результатов эксперимента мы классифицировали детей старшего дошкольного возраста с ОНР по уровням способности использовать образные сравнения (рис. 3).

3

Рисунок 3. Уровни развития сравнений и понимания фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения.

Было выяснено, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерным является низкий уровень развития образных сравнений, который составил 50%. В то же время высокий уровень не определяется (0%), средний уровень отмечен у 25% детей, очень низкий уровень – у 25% детей (рис. 4).

4

Рисунок 4. Итоговый уровень развития образных сравнений.

Результаты исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают трудности в понимании и использовании всех видов троп, включая сравнения и фразеологические обороты. Они имеют затруднения в понимании фразеологических оборотов, даже после обсуждения ситуации, и отказываются выполнять большинство заданий, проявляя несамостоятельность. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР также наблюдается низкий уровень развития образных сравнений.

Таким образом, исследование показало, что методика изучения образных сравнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет выявить типологические особенности овладения этими средствами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточный уровень понимания и использования образных сравнений, которые в их речи встречаются редко и искажают смысловую структуру.

Список литературы

  1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
  2. Ванюшина В. В. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2022. № 36 (431). С. 192-195.
  3. Завалишина О. В. Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 325-328.
  4. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс... кан. пед. наук. Москва, 2007. - 151 с.
  5. Пескишева Т.А. Особенности восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопедия XXI века: материалы симпозиума с международ. участием. СПб. 2006. - С. 116–117.
  6. Кудинова Е. В. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами // Молодой ученый. - 2019. - № 35 (273). - С. 132-134.

Интересная статья? Поделись ей с другими: