УДК 37

Научные подходы, парадигмы и модели обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе

Проняева Мария Вадимовна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Государственного университета просвещения

Аннотация: В современных условиях общества очевидно, что научные подходы и модели обучения позволяют формировать профессиональный компонент подготовки будущего специалиста, учитывая его личностно-деятельный подход в системе непрерывного образования современного общества.

Ключевые слова: непрерывное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, личностно-деятельный подход.

В современных условиях общества на основе развивающихся технологий очевидно, что важной составляющей является знание иностранного языка. Профессия полученная в ВУЗе, определяется готовностью анализировать профессиональные задачи в сфере иноязычной коммуникации. Языки становятся одним из ключевых условий и устойчивого социального развития [14, с. 11]. Предмет "Иностранный язык" формирует профессиональный компонент подготовки выпускника, что определяет уровень профессиональный компетенции.

Научная парадигма - система научных знаний, которые управляют и развивают методические науки, а также определяют методические подходы к решению многопрофильных задач: взаимоотношения иностранного языка и родного, психолого-педагогические процессы обучения и т.д. Следовательно научная парадигма в методической науке определяет методические теории, модели, подходы, концепции модели обучения – это комплекс закономерностей обучения, основанных на психолого-педагогической деятельности обучения как утверждает Воронин А. С.

Далее хотелось бы подчеркнуть, что методическая наука определяет один из ведущих принципов антропоцентрический, ибо он связан с приобретением знаний, навыков и умений, а также с изменением мотивов и личностных позиций это означает, что обучающийся в определённой учебной ситуации проявляет свою собственную активность, чтобы решить коммуникативно-познавательные задачи.

В связи с этим осуществляется поиск способов взаимосвязанного, коммуникативного, социокультурного, когнитивного развития по предмету "Иностранный язык". В настоящий момент появляется новая межкультурная методическая модель. Она позволяет лучше понимать родной язык и культуру на основе изучения иной культуры и языка и в этом случае развивается ответственность собственного культурного пространства.

Образование должно нацелено быть на воспитание и обучение такого человека, который решает глобальные проблемы современности, парадоксы информационного общества по нравственным критериям, готов ко встрече с будущими проблемными ситуациями и их разрешениями. А также одним из важных факторов иноязычного образования является социальный феномен.

Социальная сущность феномена заключается в формировании и изменении в различных сферах человеческой жизни, которая закладывается в области межкультурного образования в огромном социальном контексте, с конкретной личностью. Она связана с изменениями в различных сферах общественной жизни.

В силу возникших социальных изменений предполагается обязательное развитие системы непрерывного образования [14, с. 11]: бакалавриат-магистратура-аспирантура являются главным аспектом непрерывного образования. При подготовке профессионального специалиста огромную роль играет методическая концепция профессионально-ориентированного обучения, где важный вклад внесли такие исследователи как Т. Ю. Полякова, И. Т. Халеева, Л. В. Яроцкая и ряд других учёных.

Сегодня огромной ценностью стала готовность реализовать свои навыки в социуме. Личностно-ориентированный подход к образованию является личностной деятельностью, так как субъект реализуется и развивается в социуме, что является востребованным, современным обществом, которое рассматривает цели и содержание современного, непрерывного образования.

Личностно-деятельный подход к образованию по сути – это компетентностный подход. Является компетентностной. моделью выпускника высшего учебного заведения.
В качестве дальнейшего развития личностно-деятельного подхода следует рассмотреть концепцию социальной обучающей модели А. А. Вербицкого, где разрабатывается "контекстный подход" к профессионально-ориентированному обучению иностранного языка [2, с 84]. Суть заключается в том, что "данная модель" может моделировать контекст в профессиональной сфере и трансформироваться в социальный компонент при этом осуществляется взаимосвязанное, предметно-профессиональное и социальное развитие.

Для актуализации учебно-познавательной деятельности и ориентации на самостоятельное получение знаний и накопление опыта для развития креативности будущего специалиста в области обучения иностранного языка в профессиональных целях, поэтому следует ориентировать обучающихся на современные пособия, учебники и т. д.

Профилизация учебника по предмету "Иностранный язык" гарантирует преемственность специальных предметов, которые развивают коммуникативные навыки чтения, аннотирования специализированных текстов, реферирования и умение составлять монологические реплики и высказывания. Е. В. Матвиенко отмечает, что в составе дисциплинарных связей при интеграции курса иностранного языка и профессиональных дисциплин появляется средства, которые выражают профессиональную коммуникацию с одной стороны. С другой стороны их рассматривают как цель, которая связанна с пониманием роли языка как посредника в профессиональной сфере при этом мы придерживаемся мнения доктора педагогических наук Н. В. Поповой [4, с. 12].

Междисциплинарный потенциал находится в перечне содержания пособия, учебника, где актуализируются знания различных специализированных предметов, которые предоставляют и формируют конкретные коммуникативные задачи и умение общаться в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Принцип междисциплинарной интеграции связывает и углубляет содержание дисциплины предмета "Иностранный язык", появляется возможность развивать и формировать профессиональные качества. Эффективность этого принципа определяет причины отношения к тематическому содержанию учебного материала и всё это направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Открытость современного образования – это не только пользоваться учебно-методическими материалами, а также является одним из важных факторов изменения в социальных отношениях, в связи с этим огромное значение приобретает такой фактор как формирование личности, появляются новые задачи, требующие совершенно новый подход к качеству обучения иностранного языка, то есть понимание предмета "Иностранный язык".

Предмет "Иностранный язык" способствует формированию научных взглядов, интересов, развивает толерантность к культуре, становится способом реализации знаний и интегрирует процессами обучения и воспитания.

Качество языкового образования зависит от создания многоуровневых специализированных программ, которые поднимают мотивацию обучения студентов на неязыковых факультетах и в значительной степени поднимают профессиональный уровень иностранного языка в профессиональной деятельности.

При использовании различных ресурсов развивается огромный интерес к предмету иностранный язык, появляется уверенность в себе и умение делать доклады, выступать на международных конференциях, появляется возможность интегрировать иностранный язык в его образовательную сферу.

Современные требования по предмету "Иностранный язык" демонстрируют развитие у студента умение анализировать необходимую информацию, работать в команде, использовать различные подходы, методы, модели, устанавливать межпредметные связи, быть инициатором и организатором и умению управлять информационными потоками.

Список литературы

  1. Халеева И.И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. – М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. – С. 9-14. – (Вестник Моск. гос. Лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Серия Педагогические науки).
  2. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая Школа, 1989. – 238 с.
  3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
  4. Попова И.Н. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины Иностранный язык), 2011. – с. 4-12.

Интересная статья? Поделись ей с другими: