УДК 376.112.4

Некоторые особенности развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией

Ковшова Дарья Александровна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос значимости пространственного представления у детей для формирования письменной речи; выделены некоторые особенности развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, письменная речь, дисграфия, пространственные представления, коррекционно-логопедическая работа, письмо, предметный гнозис, буквенный гнозис.

Изначально, способы формирования письменной речи выполняются как осознанные действия, но затем постепенно превращаются в беглые, автоматические приемы. На ранних этапах овладения навыками письма каждый из процессов анализа звуков, подлежащих написанию, нахождения каждой буквы и написания конкретной буквы еще является отдельным действием, выполняемым самостоятельно. Ребенок легко пишет все буквосочетания и целые слова. С практикой и повторением эти действия становятся все более быстрыми и интуитивными и могут быть написаны без особых усилий и раздумий. Плавность и легкость процесса письма достигается благодаря постоянной практике и совершенствованию техники [1].

При письме младшего школьника первого класса, основное внимание уделяется прослушиванию, озвучиванию и проговариванию написанных слов, фраз и предложений. Это помогает им лучше понять звуковую структуру слов и правильно писать буквы. Кроме того, рекомендуется поощрять детей к использованию различных методов и материалов, чтобы помочь им развить навыки письма и чтения [3].

В зависимости от механизма нарушения коррекция и логопедическая работа должны быть направлены на:

  1. Развитие зрительного анализа и синтеза, развитие пространственных представлений осуществляется одновременно.

Направление развития зрительного гнозиса осуществляется по этапам:

  1. Развитие предметного гнозиса – это важный процесс, который осуществляется в определенной последовательности. Первым шагом является узнавание контурных изображений - как сплошных, так и пунктирных, а также заштрихованных. Дети должны научиться распознавать и различать эти различные типы контуров.
  2. Далее следует узнавание контуров, которые могут быть как сплошными, так и зашумленными. Это означает, что дети должны быть способны распознавать объекты, даже если они не идеально очерчены и содержат дополнительные шумы или линии.

    И, наконец, последний этап развития предметного гнозиса – это узнавание наложенных друг на друга изображений. Здесь дети должны быть способны разделить и распознать два или более объектов, находящихся на одной плоскости и перекрывающих друг друга.

    Вся эта последовательность развития предметного гнозиса является важным шагом в когнитивном развитии ребенка. Она помогает им улучшить свои навыки в распознавании и восприятии предметов, что в свою очередь может положительно сказаться на их общей учебе и развитии.

    1. Развитие буквенного гнозиса, осуществляется по тем же направлениям, но на буквенном материале. Кроме этого, предлагаются задания на нахождение буквы среди других букв.
    2. Развитие зрительного мнезиса является одной из основных задач при обучении и тренировке памяти. Главной целью является увеличение объема запоминания и точности воспроизведения материала. Для достижения этой цели предусмотрены несколько направлений работы.

    Первое направление работы – это игры «чего не стало?» и «что изменилось?». В этих играх используется материал, представленный в виде предметов, предметных картинок, букв. Задача игрока - определить, что пропало или изменилось в этом материале. Таким образом, учащиеся должны обращать внимание на детали и менять фокус восприятия.

    Второе задание предполагает запоминание и воспроизведение набора фигур или цифр и символов. Задача состоит в том, чтобы запомнить фигуру или ряд фигур и символов и воспроизвести их в правильном порядке. Это развивает способность к визуализации и запоминанию последовательностей символов.

    Третье направление – запоминание и воспроизведение рядов цифр любой последовательности. Ученикам предлагается запомнить последовательность цифр и воспроизвести ее без ошибок. Это развивает внимание и способствует развитию числового мнемосинтеза.

    Четвертое направление – запоминание и воспроизведение рядов букв. Сначала ученикам предлагаются графически далекие буквы, а затем – графически близкие. Это помогает развить умение распознавать и запоминать сходные символы [2].

    Поэтому для развития зрительной памяти используются различные приемы, в том числе игры и тренировки с разными видами материала, от предметов и картинок до цифр и букв. Это позволяет увеличить объем запоминания и повысить точность воспроизведения запомненного материала.

    1. Развитие зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений является важным этапом в развитии интеллектуальных способностей человека. В рамках данного процесса работы над этими навыками осуществляется по нескольким этапам.
    2. Первый этап – дифференцировка правых и левых частей тела и ориентировка в собственном теле. Этот этап направлен на развитие осознания и понимания различий между левой и правой сторонами тела, а также на способность ориентироваться в собственном физическом пространстве.

      Второй этап – ориентировка в окружающем пространстве. На этом этапе осуществляется работа над развитием способности ориентироваться в пространстве, а также воспринимать и анализировать информацию, поступающую от зрительных рецепторов. Это важный этап, который позволяет развить навыки восприятия и понимания пространственных отношений между объектами и предметами.

      Третий этап – формирование речевых обозначений и работа над предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. На данном этапе осуществляется развитие навыков использования языка для описания и выражения пространственных отношений. Дети учатся использовать предлоги и инструкции, чтобы описать местонахождение объектов в пространстве, и учатся говорить о своей позиции в отношении этих объектов [2].

      Другими словами, развитие визуального анализа, синтеза и пространственного представления является важным этапом в развитии мыслительных навыков человека. Эти способности позволяют нам относиться к окружающему миру и адаптироваться к нему. Развивая их, мы можем расширить свои возможности и улучшить качество восприятия и понимания окружающей среды.

      Работа на этапе ориентировки в окружающем пространстве происходит в следующей последовательности. Сначала ребенок различает объекты справа и слева от себя и выражает их пространственное положение в своих ответах. Затем у него развивается чувство ориентации с помощью таких инструкций, как: "справа от меня", "слева от меня", "подо мной" и "надо мной". После этого ребенок учится различать пространственное положение предметов, чтобы изучить сложные, многоступенчатые инструкции логопеда, например, положить ручку в пенал, спрятать лист под папку или поставить стакан на стол. Далее следует работа над конструктивным праксисом, которая включает в себя сборку разрезных картинок из двух-восьми частей. Затем они находят правильную букву среди тех, что неправильно вставлены в пробел, и сравнивают правильно написанную букву с зеркальной. Например,буквы «аа» неправильно расположенными в пространстве, а буквы «бб» считаются зеркально написанными. Наконец, ребенок находит буквы из ряда неправильно написанных, с увеличенным или уменьшенным количеством элементов.

      Работа по созданию фонетических символов и развитию предложных структур для пространственных отношений первоначально проводится отдельно для каждого предлога. Начинается она с простых предлогов: в, на, под и из, а затем продолжается сложными предлогами: потому что, около, из-под и рядом. Следующий шаг - уточнение значения предлогов и знакомство со схемой. На первом этапе обсуждаются значения предлогов и составляется схема. Затем даются картинки, и детям нужно выбрать только те, которые соответствуют выбранному предлогу. К этим картинкам строятся и записываются предложения, а также делается схематическое изображение предложения-схемы. Далее проводится дифференциация предлогов, где берутся предлоги с противоположными значениями, например, за-перед, к-от, в-из и так далее. Учащимся предлагаются задания по подбору пар: либо картинку к схеме, либо схему к картинке. На этом этапе также выполняются графические диктанты.

      В начале процесса обучения проводится дифференциация букв, которая осуществляется через различные устные упражнения. Ученикам предлагаются задания с движениями рук, которые помогают закрепить звуки и формы букв. Затем переходим к развитию письменной речи, где проводятся диктовки и выборочная запись только букв из диктуемого текста. Постепенно учащиеся учатся вставлять буквы в слова, начиная с графической помощи и постепенно отказываясь от нее.

      Вся последовательность является одним из подходов в коррекционной логопедической работе и исходит от особенностей конкретного ребенка. Когда в процессе отработки с изолированными буквами достигается определенный уровень успеха, можно переходить к формированию слогов, затем предложений и, наконец, к текстам [4].

      Таким образом, обобщая выше сказанное, можно отметить, что нарушения, специфика и отличительная черта пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией разнообразны и многочисленны. Важно уделять внимание автоматизации навыков работы с различными типами букв и их сочетаниями, а также развитию связей между произнесением звука и его графическим образом на письме. Это помогает не только формированию навыков чтения, письма и повышению общей грамотности ребенка, но и требует подробного изучения, длительной и структурированной работы по развитию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

      Список литературы

      1. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения. М.: Логосвос, 2022. 59 с.
      2. Леонова С.В. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии // Логопед. 2015. № 5. С. 81-85.
      3. Поварова И.А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 139 с.
      4. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 191 с.

      Интересная статья? Поделись ей с другими: