УДК 37

Мобильные телефоны в школе: отвлекающий фактор или способствующий успеваемости инструмент?

Харчук Надежда Сергеевна – студент Института иностранных языков Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Алтухова Мария Кимовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и лингвострановедения Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена,

Аннотация: В данной статье рассматривается положительное и отрицательное влияние телефонов на учащихся в образовательных учреждениях (школах). В статье приведен анализ взглядов исследователей, результаты их экспериментов и опроса, проведенного самими авторами. Авторы доказывают эффективность запрета мобильных телефонов в школе. На основе полученных данных авторы делают вывод, что телефоны являются значительным отвлекающим фактором для учащихся, и приводят многочисленные примеры альтернативной образовательно-досуговой среды в школе для учащихся с 1 по 11 класс.

Ключевые слова: мобильный телефон, мобильная зависимость, эффективность обучения, учебная деятельность, образовательные учреждения, академическая успеваемость.

В настоящее время использование мобильных телефонов является неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Однако, в контексте образования, вопрос о допустимости и эффективности использования мобильных телефонов в школе становится все более актуальным. Некоторые сторонники использования телефонов в школе утверждают, что мобильные телефоны могут быть полезным инструментом для обучения и коммуникации, в то время как их оппоненты высказывают опасения относительно того, что телефоны могут отрицательно влиять на академическую успеваемость и социальную адаптацию учащихся.

Цель данной научной статьи состоит в том, чтобы оценить влияние использования телефонов на академическую успеваемость и социальное развитие учащихся.

Для достижения поставленной нами цели, мы выполнили следующие задачи:

  1. Выяснили, какие права и обязанности представляет статья 43 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 19.12.2023.
  2. Рассмотрели различные аргументы в пользу запрета использования мобильных телефонов в школе и против него.
  3. Проанализировали экспериментальные исследования по проблемам использования мобильных телефонов в школе.
  4. Оценили влияние телефонов на академическую успеваемость и социальное развитие учащихся.

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью темы влияния телефонов в школьной среде на концентрацию и успеваемость учащихся.

Приступая к изучению темы влияния использования телефонов в школе, мы сформулировали гипотезу о том, что запрет на использование телефонов в школе является эффективным инструментом для устранения отвлекающего фактора и повышения академической успеваемости учащихся.

Закон о запрете использования телефонов в школе, статья 43 Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 19 декабря 2023 года - это нормативный акт, который устанавливает правила и ограничения в отношении использования мобильных телефонов и других электронных устройств учениками внутри школьного здания и во время учебных занятий. [1]

Согласно закону, школьникам запрещено использование мобильных телефонов на уроках даже в образовательных целях. Однако, остается нерешенный вопрос о разрешении либо запрете использования телефонов в школе, а именно после уроков, на дополнительных занятиях, на перемене.

В методических рекомендациях по рассмотрению закона Министерство просвещения Российской Федерации ссылается на международный опыт, зарубежные и российские исследования: «Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребёнка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна». Кроме того, в методических рекомендациях подчеркивается, что «чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбуждённости». [2]

Резюмируя вышесказанное, специалисты отмечают, что такие практики могут неблагоприятно сказаться на психическом состоянии детей, что подчеркивает необходимость ограничения времени использования мобильных телефонов, с целью сохранения психического и физического здоровья учащихся.

Исследователем Дж. Бельюксом была разработана интегративная теоретическая модель, которая изучает процесс формирования зависимости от мобильного телефона. В данной модели выделены три основных причины, которые приводят учащихся к проблемному использованию телефона: потребность в социальной поддержке, импульсивность и экстраверсия. Каждая из этих причин связана с определенным набором личностных качеств, с поведенческими симптомами и широкими функциональными возможностями, которыми обладают современные телефонные аппараты. [3] На основании данной модели Дж. Бельюкса можно сделать следующее заключение. Во-первых, можно утверждать, что у многих людей есть зависимость от мобильных телефонов. Во-вторых, становится ясным, что непрерывное использование телефонов приводит к проблемам в учебе и ухудшению здоровья. В-третьих, для противостояния зависимости учащихся от телефона, необходимо, прежде всего, изучить их психологические особенности и те возможности, которые учащиеся получают, используя мобильные телефоны. Эта информация поможет мотивировать учащихся жить, общаться, играть и эффективно учиться в реальном мире, а не в мире, исключительно завязанном на мобильных телефонах.

Существуют и другие исследования, которые показывают, что наличие мобильных телефонов в школе может приводить к снижению внимания и концентрации учащихся. [4] Различные функции телефонов, такие как доступ в Интернет, социальные сети и игры, могут легко отвлечь учеников от учебного процесса. В этом случае появляются сложности в восприятии информации и достижении успехов в учебе. Ученые доказали, что использование телефонов на перемене увеличивает когнитивную нагрузку на учащихся. Объем когнитивной нагрузки у каждого человека не бесконечен. Если учащиеся время от времени не переключаются с умственного труда на другой вид деятельности, то они «перегорают», наступает «перегрузка» рабочей памяти и, как следствие, проблемы с запоминанием, концентрацией, эффективностью усвоения материала и, в целом, с академической успеваемостью. Отсюда следует важность использовать перемену в школе как возможность для переключения деятельности, а телефон не дает учащимся возможности такого переключения. В свете этих факторов, школы и учебные заведения вводят запрет на использование мобильных телефонов в школе. Данный запрет может способствовать повышению уровня внимания и концентрации учащихся, улучшению учебных результатов и созданию благоприятной образовательной среды. Некоторые школы полагают, что такое правило помогает поддерживать более сфокусированную и продуктивную образовательную среду. [5]

Однако, есть и противники запрета использования телефонов в школах, которые считают, что такой запрет лишает учащихся возможности использовать телефоны в образовательных целях, а также в случае чрезвычайных ситуаций.

По мнению некоторых исследователей, одной из положительных сторон, связанной с применением мобильных телефонов в школьной среде, является наблюдаемое снижение уровня переживания одиночества среди подростков и молодых людей. [6] Учащиеся могут позвонить своим друзьям, получить отклик на свое сообщение, почувствовать поддержку их идей, слов и принятие их как личность другими людьми.

Надо признать, что в определенных ситуациях существует необходимость в использовании телефонов в школах и есть явные преимущества, которые следует учитывать: телефоны предоставляют доступ к глобальной сети Интернет и служат полезным инструментом в образовательном процессе. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что учителям важно создать образовательную среду, которая будет максимально полезной для школьников, чтобы они не чувствовали себя изолированными, и активно включать учащихся в разнообразную деятельность, чтобы помочь учащимся избежать желания использовать телефоны в школе.

Для понимания причин и желания пользоваться телефоном в школе и для разработки превентивных мер его проблемного использования, необходимо учитывать различия в проявлениях телефонной зависимости с учетом гендерных и возрастных аспектов. Наблюдается, что с увеличением возраста, время, уделяемое использованию мобильного телефона, сокращается, при этом высшая степень использования наблюдается среди подростков младше 20 лет. По мнению исследователей, у девушек выявлена большая зависимость от телефона по сравнению с юношами, особенно в использовании коммуникативных сервисов и приложений. [7] Эти данные позволяют понять, что проблема постоянного использования телефонов должна быть решена именно в период обучения детей в школе и, создавая альтернативную среду без телефонов в школе, необходимо сделать ее привлекательной в первую очередь для девушек.

На наш взгляд, чрезмерное использование мобильного телефона, включая его применение для учебных задач, может иметь негативные последствия для обучения из-за возникновения многозадачности. Интегрированность различных функций в телефоне и наличие множества приложений требуют от учащегося постоянного переключения между разными видами деятельности, что может привести к ухудшению запоминания материала и снижению успехов в обучении.

До вступления закона о запрете телефонов на уроках (статьи 43 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 19.12.2023), научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ К. Поливанова и Д. Королева провели исследование, в ходе которого опросили 3194 учащихся и выяснили, что 85% опрошенных учеников не используют мобильные телефоны на уроках, при этом пользуются мобильными устройствами каждую перемену. [8] Наряду с опросом, исследователями был поставлен эксперимент, в ходе которого было проведено сравнение академической успеваемости и концентрации учащихся - одной с разрешением на использование телефонов во время уроков и другой с запретом. Предварительные данные опроса показали, что большинство учащихся и учителей поддерживают запрет на использование телефонов в школе. В результате эксперимента было выявлено, что группа с запретом на использование телефонов показала выше академическую успеваемость и лучшую концентрацию на уроках, так как акцентируя внимание на «здесь и сейчас», учащиеся, а именно пользователи мобильных устройств защищаются от неприятных мыслей и переживаний, связанных с существующими проблемами, поэтому уменьшается вызванное стрессом напряжение в течение уроков.

Соглашаясь с результатами эксперимента, мы всё же должны признать, что грамотное использование телефонов может улучшить успеваемость, при условии, что учащиеся используют их в соответствии с определенными методическими целями, установленными учителем. Например, онлайн-тесты или квиз-игры предоставляют пользователям мгновенные результаты, тем самым ускоряя процесс проверки тестов. Учащиеся могут сразу увидеть, в каких заданиях были допущены ошибки, количество правильных ответов, свою оценку, а преподаватели могут больше времени уделять отработке материала вместо того, чтобы тратить время на проверку, выставление и озвучивание оценок. Однако, благодаря сети Интернет вся информация легкодоступна, в связи с этим у учащихся могут вырабатываться привычки избегать трудностей и использовать готовые решения вместо поиска своих.

В 2023 году во время практики в школе мы провели опрос, в ходе которого мы задали вопросы 86 учащимся 5-7 классов по теме необходимости для них наличия телефонов в школе. Полученные данные выявили информацию для понимания отношения учеников к использованию телефонов в учебных заведениях.

Около 76% опрошенных учащихся признались, что не могут обойтись в школе без телефонов, им сложно переключить внимание на урок, когда прозвенел звонок. 24% учащихся считают, что телефоны могут отвлекать от учебы и создавать дополнительные проблемы в школе. В результате опроса учащихся о необходимости наличия телефонов в школе, была выявлена уверенность детей в том, что телефоны им необходимы. Большинство учащихся 5-7 классов отметили, что телефоны могут быть полезны для организации досуга и общения с друзьями между уроками. Кроме того, по их словам, телефоны помогают учащимся оставаться на связи с родителями в случае чрезвычайных ситуаций. Учащиеся хотят использовать телефоны для образовательных целей, например, для доступа к учебным материалам или для выполнения заданий. Благодаря опросу, можно понять, что учащиеся считают использование телефонов неотъемлемой частью жизни.

Рисунок6

Рисунок 1. Опрос учащихся 5-7 классов.

Вместе с тем, надо принять во внимание, что такое мнение о важности телефонов в школе для большинства опрошенных учащихся связано с тем, что они не приучены организовывать свой досуг по-другому. Учитывая тот факт, что телефон оказывает вредное влияние на учащихся, учителям следует взять на себя организацию отдыха учащихся вне уроков в школе.

В частности, мы считаем, что можно использовать положительный опыт советской школы. В СССР всех детей во время перемены выводили из класса, в классе открывали окна, и помещение проветривалось. Учителя начальной школы организовывали на переменах игры для детей: «ручеек», «волк и зайцы», «змейка» и другие. Такие игры позволяли учащимся снять напряжение, отдохнуть и быть готовым на следующем уроке лучше воспринимать новый учебный материал. Заинтересованным учащимся среднего и старшего школьного возраста позволяли оставаться на перемене в классе физики или химии, чтобы помочь учителю подготовить классное помещение к лабораторным работам, и иногда на переменах учителя проводили с учащимися дополнительные химические опыты или физические эксперименты. Учителя гуманитарных дисциплин на перемене или после уроков увлекали учащихся в разные дискуссии, школьники писали письма ребятам из других стран или «путешествовали» по карте мира в рамках КИДа (Клуба Интернациональной Дружбы).

Учитывая высокую умственную нагрузку, которую испытывают учащиеся в современной школе, мы предлагаем организовать в школе различные зоны отдыха. Для тех учащихся, которые хотят расслабиться и полежать на пуфах, мягких креслах или диванах, можно создать в школе «комнаты релаксации». Опыт создания таких комнат уже есть в некоторых Петербургских школах.

Для учащихся, которые хотят часть перемены посвятить повторению материала к следующим урокам, можно открыть «читальный зал». Для учащихся, которые хотят послушать музыку или поиграть на имеющихся в школе музыкальных инструментах, можно открыть «музыкальный зал».

Наилучшим переключением с умственной на физическую деятельность, и, следовательно, наиболее эффективному времяпровождению без телефона, может стать создание физкультурно-оздоровительного пространства. Таким пространством может служить большой физкультурный зал, если он имеется в школе, или другое помещение (другие помещения) школы, которое рекомендуем разбить на сектора. В одном секторе рекомендуем на переменах включать танцевальную музыку и дать возможность всем желающим в нем потанцевать. Другой сектор можно оборудовать ковриками и предложить учащимся включиться в занятия аэробикой или стретчингом. Первые несколько занятий преподаватель показывает возможные упражнения, а затем каждый учащийся по очереди становится ведущим, выполняющим роль тренера. В третьем секторе можно повесить кольцо и забрасывать в него мячи. В четвертом секторе можно расположить столы для настольного тенниса, или повесить мишень для игры в дартс, или положить на пол поле с разноцветными кружками для игры «руки-ноги». Таких секций, направленных на двигательную активность учащихся, может быть любое количество, которое может себе позволить пространство школы.

Таким образом, можно констатировать, что существует большое количество возможностей для создания альтернативной образовательно-досуговой среды для школьников с 1 по 11 класс, в которой учащиеся смогут постепенно и безболезненно избавиться от своей зависимости от телефонов. Такая образовательно-досуговая среда будет способствовать более качественному отдыху учащихся на переменах и после уроков и улучшит их академическую успеваемость.

Анализ результатов экспериментов научных сотрудников Института образования НИУ ВШЭ К. Поливановой и Д. Королевой на уроках и наших данных опроса учащихся на практике в школе, подтвердил гипотезу о том, что запрет на использование телефонов в школе является эффективным инструментом для устранения отвлекающего фактора и повышения академической успеваемости учащихся, при этом важно, чтобы школа взяла на себя обязанность по организации образовательно-досуговой деятельности учащихся вне уроков.

Пути решения вопроса о разрешении либо запрете использования телефона в школе вне уроков могут включать:

  1. Правила и политика образовательных учреждений. Школы должны разработать и внедрить правила, запрещающие использование телефонов после занятий. Это могут быть правила, обязующие хранить телефоны в ячейках, отключать или сдавать телефоны в специальные хранилища в начале учебного дня.
  2. Образовательные программы. Школам следует проводить информирование учащихся о вреде отвлекающего использования телефонов во время и после занятий. Для этого можно включить в обучении школьников лекции, презентации или дискуссии о важности концентрации, активного слушания на уроках и качественного отдыха после уроков.
  3. Технические решения. Школы могут использовать технические средства, такие как сигналы блокировки, фильтры или даже IP-телефонию, которая позволяет «заглушить» все телефоны в школе, при этом, например, два или три проводных телефона для экстренной связи можно оставить в учительской и в приемной директора школы.
  4. Сотрудничество с родителями. Школы могут привлекать родителей в поддержке запрета на использование телефонов в школе. Для этого следует проводить регулярные встречи с родителями, информировать их о правилах, а также просить о поддержке и сотрудничестве в этом вопросе.
  5. Поддержка альтернативных видов деятельности. Школы могут предложить альтернативные мероприятия и занятия, которые помогут учащимся отвлечься от использования телефонов. Среди таких видов деятельности можно предложить организацию спортивных мероприятий, художественных и музыкальных вечеров, выступлений клубов по интересам и других увлекательных занятий на переменах и после уроков. Все эти пути решения могут помочь создать более cфокусированную и продуктивную учебную среду, где телефоны не будут отвлекать учащихся от учебного процесса.

На основании анализа научных исследований, описанных в литературе и проведенных экспериментов и опроса учащихся, можно сделать вывод о том, что телефоны являются значительным отвлекающим фактором для учащихся, поэтому запрет на использование телефонов в школе имеет положительное влияние на академическую успеваемость учащихся. Множество исследований показывает, что наличие телефонов в классе и на переменах может снижать концентрацию и влиять на учебные результаты. Создание образовательно-досуговой среды поможет нивелировать неудобства, которые учащиеся могут испытывать в связи с запретом на использование телефонов в школе, однако это требует дальнейшего исследования и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Важно разработать альтернативные стратегии, которые помогут учащимся использовать телефоны в образовательных целях, например, в рамках специально организованных уроков или проектов.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" от 19.12.2023 № 618 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 2023 г.
  2. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. № МР 2.4.0150-19/01-230/13-01) // гарант.ру URL: https://inlnk.ru/3ZRdyZ (дата обращения: 29.01.2024)
  3. Billieux J. Problematic Use of the Mobile Phone: A Literature Review and a Pathways Model. - № 8 изд. - 2012. – с. 299 – 307.
  4. Семенов Я. П. Польза и вред мобильных телефонов / Я. П. Семенов, Л. Х. Токарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3.1 (44.1). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2478/ (дата обращения: 31.01.2024)
  5. Микова Т. Е. Возможности и последствия применения смартфонов в обучающей деятельности / Т. Е. Микова // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — № 3. — С. 53–61.
  6. Селиванова Е. А. Специфика проявления одиночества у подростков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - С. 334-346.
  7. Влияние сотового телефона на здоровье детей, подростков и взрослых. // Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга URL: http://school564.ru/blog/119.html (дата обращения: 30.01.2024)
  8. Как смартфон помогает учиться // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Научные подразделения Институт образования Новости URL: https://ioe.hse.ru/news/201272771.html (дата обращения: 01.02.2024)