УДК 37

Системный подход к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи

Некрут Марина Васильевна – старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 28 муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края.

Чуднецова Ирина Леонидовна – заведующая Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 28 муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края.

Аннотация: В развивающей образовательной среде дошкольной образовательной организации, созданию которой способствует осуществление системного подхода, субъектам образовательного процесса важно организовывать педагогическую поддержку дошкольника и его семьи, направленной на обеспечение его успешности в деятельности и общении. Цель исследования заключается в раскрытии особенностей осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи. Выявлена необходимость осуществления системного подхода в дошкольной развивающей образовательной среде, для которой характерно разнообразие, самоорганизация, открытость и обратная связь. Определены возможности внедрения системного подхода для осуществления педагогической поддержки в дошкольной образовательной организации, которые зависят от особенностей семьи дошкольника. Описан алгоритм осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи, представленный мотивационным, ориентировочным, исполнительским, рефлексивным и перспективным этапами. Охарактеризованы основные направления анализа внедрения системного подхода в дошкольной развивающей образовательной среде с позиции достигнутой цели, осуществленного содержания и особенностей организации педагогической поддержки. Сделан вывод об использовании результатов исследования для моделирования педагогической поддержки в дошкольной образовательной организации на основе системного подхода.

Ключевые слова: дошкольное образование, система, развивающая образовательная среда, деятельность, общение.

Введение

Совершенствование деятельности по эффективному развитию дошкольника требует от администрации, педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации осуществления взаимодействия с ним «на более высоком, качественно новом уровне» [9, с. 7]. Это достижимо посредством внедрения системного подхода, удовлетворяющего «потребностям реформы современного дошкольного образования» [5, с. 263] и предполагающего «постоянный учет и использование … закономерных связей, присущих системам» [1, с. 77].Осуществление системного подхода в дошкольной образовательной организации призвано создатьразвивающую образовательную среду, в которой реализуется «личностно ориентированный характер взаимодействия различных … субъектов» [4, с. 51] образовательного процесса.

В дошкольной развивающей образовательной среде важно организовывать педагогическую поддержку дошкольника и его семьи, которая направлена на обеспечение его успешности в деятельности и общении [8]. Этот результат развития дошкольника требует пристального изучения с позиции реализации системного подхода в дошкольной образовательной организации. Цель исследования заключается в раскрытии особенностей осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи.

Для реализации цели выделены задачи исследования:

  • выявить необходимость осуществления системного подхода в дошкольной развивающей образовательной среде;
  • определить возможности внедрения системного подхода для осуществления педагогической поддержки в дошкольной образовательной организации;
  • описать алгоритм осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи;
  • охарактеризовать основные направления анализа внедрения системного подхода в дошкольной развивающей образовательной среде с позиции организованной педагогической поддержки.

Системный подход в дошкольной развивающей образовательной среде. В основе системного подхода лежит понятие системности, которое пронизывает разные аспекты функционирования дошкольной развивающей образовательной среды, включая создание условий для эффективного развития дошкольника. В соответствии с основными характеристиками системы можно утверждать, что для среды, создаваемой дошкольной образовательной организацией, характерно разнообразие в плане ее адаптируемости под образовательные потребности дошкольника; самоорганизация в отношении «адаптации и поддержания внутренней согласованности для достижения цели» [6, с. 32]его воспитания и развития; открытость для взаимодействия с социумом и регулярная от него обратная связь.

Благодаря осуществлению системного подхода происходит совершенствование деятельности и развитие навыков общения дошкольника, которые характеризуются дифференцированностью в дошкольной развивающей образовательной среде. Эти качественные изменения в личности дошкольника, когда формируются и преобразуются ее новые свойства [7], возникают в условиях развитости системы, которой присуща «степень ее дифференцированности» [2, с. 49]. Эти обстоятельства говорят о том, что требуется индивидуально взаимодействовать с дошкольником и осуществлять совместную работу с его семьей, чтобы понимать, как целенаправленные взаимоотношения субъектов образовательного процесса влияют на изменения в личности дошкольника. При этом целесообразно вносить корректировки в данные взаимоотношения, чтобы отслеживать адекватность оказываемых влияний.

Педагогическая поддержка в дошкольной образовательной организации

В контексте дошкольной развивающей образовательной среды понятие системности коррелирует с педагогической поддержкой, оказываемой дошкольнику и его семье. Несмотря на многогранность данного термина, который может охватывать «деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей» [3, с. 17], в дошкольной образовательной организации педагогическая поддержка предполагает с этой целью вовлечение ее администрации, педагогов и специалистов. При этом учитываются не только образовательные потребности дошкольника и устремления его семьи в плане оказываемых образовательных услуг, но и его склонности к осуществлению деятельности и развитию навыков общения.

В рамках данной статьи педагогическая поддержка рассматривается как комплекс мероприятий, организуемых администрацией, педагогами и специалистами в дошкольной развивающей образовательной среде и направленных на улучшение взаимоотношений с определенным дошкольником и его семьей с целью совершенствования его деятельности и развития навыков его общения. Возможности внедрения системного подхода для осуществления педагогической поддержки в дошкольной образовательной организации зависят от «уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры … семьи» [4, с. 52]. Указанный уровень и потребности определяют содержание и формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса, направленными на достижение успешности дошкольника в деятельности и общении.

Алгоритм осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки

Осуществление системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи возможно в соответствии с определенным алгоритмом, который отражен в названии этапов: мотивационного, ориентировочного, исполнительского, рефлексивного и перспективного[5]. Планомерное следование данным этапам способствует в первую очередь оказанию педагогами эффективных влияний на дошкольника, которые ведут к качественным изменениям в его личности, связанным с достижением успешности в деятельности и общении.

Мотивационный этап осуществления системного подхода предполагает создание условий для начала организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи. Речь идет о наблюдении за поведением дошкольника в дошкольной развивающей образовательной среде; обозначении возможных сложностей, стоящих за его определенным поведением; начале взаимодействия с семьей дошкольника на предмет выявленного поведения. В результате педагоги формулируют жизненную ситуацию, в рамках которой требуется разрешить возникшую проблему с поведением, и оповещают семью дошкольника об организации педагогической поддержки.

Для ориентировочного этапа характерно определение содержания описываемой педагогической поддержки, для чего целесообразно по необходимости привлечение администрации и специалистов. При этом субъектам образовательного процесса требуется сформулировать основную цель и задачи педагогической поддержки и определить в ходе взаимодействия с семьей, что необходимо сделать для разрешения обозначенной проблемы. Согласование действий с семьей дошкольника является важным моментом для проведения продуктивной работы по совершенствованию деятельности и развития навыков общениядошкольника, поскольку подобная работа должна осуществляться в том числе и в домашней среде.

Исполнительский этап представлен реализацией педагогической поддержки дошкольника и его семьи, получением намеченного результата, направленного на качественные изменения в его личности. Необходимо соблюсти последовательность действий, стимулирующих разрешение обозначенной проблемы в поведении дошкольника, не только педагогами, но и его семьей. При этом требуется совместно подводить промежуточные и конечные итоги в соответствии с формулированными на предыдущем этапе целью и задачами, делая вывод о том, в полном ли объеме осуществлена работа в различных средах: домашней и дошкольной развивающей образовательной.

Рефлексивному этапу присущ анализ проделанной работы на предмет ее эффективности в решении обозначенной проблемы поведения дошкольника. Об эффективности могут судить педагоги, непосредственной принимавшие участие во влияниях на достижение успешности дошкольника в деятельности и общении, и семья, которая может указать на «сдвиги» в поведении сына или дочери в результате оказанного влияния. Также необходимо осуществить конструктивный диалог в плане понимания эмоционального состояния отдельно дошкольника и его семьи – так педагоги могут сделать вывод о том, было ли оказано положительное влияние.

Выход семьи на самостоятельное разрешение подобных проблем, связанных с поведением дошкольника, отражен в сущности перспективного этапа. Приобретенные семьей умения разрешения определенной проблемы могут быть примененыв работе над другой потенциальной проблемой без участия других субъектов образовательного процесса. Несмотря на отсутствие прямого участия педагогов в указанной работе им все равно необходимо отслеживать изменения в поведении дошкольника, понимая, насколько эффективно полученные семьей представления о способах разрешения возникшей проблемы могут быть применены на практике.

Анализ внедрения системного подхода в дошкольной развивающей образовательной среде

Эффективность оказанной педагогической поддержки дошкольника и его семьи важно отслеживать педагогам не только по конкретному случаю разрешения проблемы. Также администрация и специалисты дошкольной образовательной организации должны оценить эффективность достигнутой цели, осуществленного содержания и особенностей ее организации. В совокупности эти аспекты анализа отражают адекватность проведенной педагогической поддержки в дошкольной развивающей образовательной среде.

Администрации необходимо понять, была ли достигнута цель оказанной педагогической поддержки в полном объеме, используя слова и педагогов, и семьи дошкольника.

Анализ содержания исследуемой педагогической поддержки может быть проведен с позиции адекватности, если ее цель была достигнута не в полном объеме, и применимости для подобных проблемных ситуаций с поведением дошкольника, требующих разрешения. В последнем случае речь идет о проектировании ценностно-смыслового, социально-коммуникативного и индивидуально-психологического [3]элементов содержания педагогической поддержки, которые могут быть учтены в дальнейшей работе по разрешению проблем с поведением других дошкольников.

Оценка последовательности действий, направленных на разрешение проблемы поведения дошкольника, основана на диагностике уровня исследуемой деятельности и навыков его общения, а также адекватности проведенных действий педагогов в методическом плане. Важно администрации дошкольной образовательной организации довести результаты проведенного анализа до педагогов, ответственных за оказанную педагогическую поддержку, и определить основные направления ее организации для подобных случаев проблемных ситуаций.

Заключение

В статье раскрыты особенности осуществления системного подхода к организации педагогической поддержки дошкольника и его семьи, в связи с чем описан поэтапный алгоритм его внедрения педагогами в дошкольной развивающей образовательной среде и представлены основные направления анализа его реализации администрацией дошкольной образовательной организации. Эти данные необходимы для моделирования педагогической поддержки разных категорий дошкольников в дошкольной образовательной организации на основе системного подхода.

Список литературы

  1. Акулова Е. Ф. Социально-педагогическое сопровождение дошкольников // Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). С. 75–82.
  2. Архиреева Т. В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 4. С. 48–55.
  3. Казанникова А. В., Петрова Т. О., Силина С. Ю. Проект модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по мат-лам LIV междунар. науч.-практ. конф. № 7 (53). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 15–22.
  4. Копытова А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). С. 51–53.
  5. Косогова А. С., Зайцева О. Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263–266.
  6. Лексакова Н. В. Системный подход в исследовании дошкольного образования: сущностные характеристики // Internationaljournalofprofessionalscience. 2021. № 2. С. 31–35.
  7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1999. 349 с.
  8. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. Образовательная программа как инструмент сопровождения социализации и индивидуализации дошкольников // Гуманизация образовательного пространства: мат-лымеждунар. науч. конф. М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 497–504.
  9. Шадиев Р. Д., Келдиерова М. Г. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 6–9.