УДК 37

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики

Жиляева Юлия Павловна – студент педагогического Института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Научный руководитель Александрова Людмила Юрьевна – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии дошкольного и начального образования Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: Даны определения игровой деятельности, условия ее реализации. Описаны виды игровой деятельности, в частности дидактическая игра. Выявлены формы дидактических игр на уроках математики в младшей школе.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, младшие школьники, математика, математические игры.

Процесс обучения состоит из двух его элементов, называемых научение и учение. Данные элементы предполагают осуществление деятельности участников процесса обучения, к которым относятся педагог и студенты. Если деятельность одной из сторон осуществляется не в полном объеме, то педагогический процесс не будет эффективным. Педагог берет на себя ответственность в заинтересованности студентов на уроке, в их активности. В этой связи возникает необходимость поиска таких техник, форм и методов обучения, при которых формируются интеллектуальные качества личности, развиваются творческие и познавательные способности в совокупности с трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием. Это и обуславливает актуальность темы предоставляемой работы.

Целью статьи является выявление форм дидактических игр, являющихся одним из способов стимулирования познавательного интереса младших школьников в рамках урока математики.

Задачами данной статьи являются следующие:

  • изучить нормативные документы и методическую литературу по описываемой проблеме;
  • выявить методы и формы работы для познавательного развития у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Итак, наиболее значимыми средствами, активизирующими познавательную деятельность обучающихся, являются следующие:

  • самостоятельная работа;
  • проблемное обучение;
  • внедрение технических средств обучения;
  • дидактическая игра.

В данной статье интерес вызывает дидактическая игра в качестве средства для развития познавательной деятельности учеников.

Так, рассматриваемый вид игр способствует активизации психических процессов, создает реальную заинтересованность у обучающихся к процессу познания, где дети справляются с возникающими трудностями, посредством тренировок укрепляют свои силы, совершенствуют способности и умения. Данное средство делает интересным любой изучаемый материал, положительно влияет на настроение и эмоции школьников, делает процесс обучения легким и интересным.

Главной отличительной чертой дидактической игры является тот факт, что она влияет на партнеров по игре, а учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей [2, с. 429-431]. При помощи правильной организации игровой деятельности учитель формирует различные полезные привычки и правила поведения как в рамках игры, так и за ее пределами. По этой причине игру можно назвать не только развлекательной деятельностью детей, но и обучающей.

ФГОС НОО определяет основные компоненты организации дидактической игры, которые включают в себя совокупность:

– условий организации;

– условий мотивации ребят;

– условий реализации, в том числе и учёт времени для осуществления замысла игры [8].

Так, проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале 20 века. Так, К. Гросс разработал некую теорию игры, которая утверждала, что игра – это явление, которая связано с существованием человека.

П.П. Блонский, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,

А.Н. Леонтев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон исследовали психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка [1].

К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих работах утверждали, что игра выполняет такие функции как воспитание, приобретение новых знаний и навыков, всестороннее развитие [6, 7].

Математические игры в младшем школьном возрасте представлены в виде дидактических игр, чья отличительная черта состоит в том, что они стимулируют проявление интереса к процессу обучения. Играя, дети не замечают, как сами того не понимая принимают активное участие в игре, накапливают знания, совершенствуют их и применяют на практике.

Игры создают позитивный настрой к работе на уроке; также они способствуют развитию эстетики, которая имеет связь с математикой, а именно: праздничное оформление класса, создание необычных газет; последовательность мыслей при решении логических задач. Игра воспитывает строгую дисциплину, т.к. ее организация осуществляется исходя из правил. Учитель также может принимать участие в игре [4, с. 21]. Содержание игры должно носить математический характер.

Для эффективной реализации игры по математике нужно следовать некоторым условиям:

  • правила должны быть простыми, четко и понятно излагаемыми;
  • процесс игры должен проходить в спокойном темпе и тоне учеников;
  • дидактический материал предусматривает простоту в его изготовлении и удобство в применении;
  • при соревновательном использовании игры необходимо контролировать процесс игры и считать результаты;
  • наличие активности со стороны учеников в процессе игры;
  • смена легких игр на тяжелые;
  • в конце занятия нужно провести легкую веселую игру;
  • в плане содержания игры должны проводиться, начиная с простых и понятных ученикам, заканчивая сложными;
  • смена подвижных игр на игры в спокойном темпе [4, с. 34].

Математические игры могут выступать в виде настольных и подвижных игр. Настольные игры по математике ученики могут разработать и сделать самостоятельно на других уроках или в домашних условиях. Примером подвижной игры выступает математическая эстафета.

К математическим играм можно отнести и подвижные командные игры.

Командные игры – путешествия: представляют собой путешествие на заданную тематику по станциям с выполнением различных заданий по командам.

Таким образом, дидактическая игра является основным способом, стимулирующим познавательную активность учащихся. Рассматриваемый вид игры может иметь следующие перспективы применения в обучении и воспитании детей ­– в будущем она может стать основной формой работы по математике в младшем школьном возрасте, вокруг которой будут выстраиваться все остальные, в том числе и классические методики. Для этого важно и нужно совершенствовать образовательный процесс через использование дидактических игр.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. — М.: Новая школа, 1996. — 528 с.
  2. Крупская Н.К. Значение дошкольного воспитания / Н.К. Крупская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – С. 429–431.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 320 c.
  4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2020. – 736 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Издательство: Питер, 2022. – 720 с.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1991. — 922 c.
  1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б.Эльконин // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С. 5-19.
  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/