УДК 37

Особенности потребления информации молодежью в контексте формирования медиакомпетентности[1]

Волкова Виктория Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой медиакоммуникаций факультета рекламы и связей с общественностью Института массмедиа и рекламы Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу результатов образовательно-информационного проекта «Медиадетокс». Описываются особенности потребления информации молодёжью в современных условиях как основа понимания развития медиакомпетентности. Медиакомпетентность рассматривается как совокупность прикладных и теоретических навыков, которые помогут предотвратить негативное влияние информационной среды: медиаманипуляция, перенасыщение информацией, конфиденциальность информации и другие негативные медиавоздействия.

Ключевые слова: медиадетокс, медиакоммуникации, медиаманипуляция, медиакомпетентность, возрастная периодизация.

В 2023 г. студенческий проектно-научный коллектив (далее – СПНК) РГГУ «Медиадетокс: влияние подкастов на формирование общественного мнения аудитории» стал одним из победителей конкурса «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ». Медиадетокс – это осознанный, добровольный отказ человека на определенное время от использования интернета, гаджетов и других цифровых устройств с целью отдохнуть от информационного потока [2]. Однако участники проекта шире рассматривают содержание медиадетокса (информационная гигиена) – подразумевая, прежде всего, способность человека определять негативное влияние информации на психику, которое может приводить к психологическим, коммуникационным, экономическим и прочим негативным последствиям. Умения работать с информацией, разбираться в ее содержании, отделять факт от комментария, выделять техники медиаманипулирования составляют суть медиакомпетентности, имеющей непосредственное отношение к медиадетоксу.

СПНК ставил перед собой образовательную цель – изучить и выделить наиболее эффективные условия, при которых повышается медиакомпетентность молодежной аудитории. Однако реализация такой задачи потребовала проведения исследования, связанного с особенностями потребления информации молодежью. В связи с этим был проведен опрос студентов-бакалавров 1-2 курсов направления подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации» Факультета рекламы и связей с общественностью Института массмедиа и рекламы Российского государственного гуманитарного университета в количестве 190 человек, а также старшеклассников (10-11 классы) медиаклассов МБОУ Лесногородская СОШ (Московская область, Одинцовский район) в количестве 60 человек. Полученные результаты показали необходимость проведения дополнительного исследования обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет (7-9 классы МБОУ Лесногородская СОШ (Московская область, Одинцовский район)) по вопросам каналов и временных пиков потребления информации, что позволило бы составить целостную картину формирования предпочтений информационного потребления, динамику его изменения, а следовательно, выстроить работу с развитием медиакомпетентности с учетом возрастных особенностей. В опросе дополнительно приняли участие 180 человек.

Исследование проводилось в течение 1 месяца участниками СПНК (17 человек) непосредственно в вузе и в средней общеобразовательной школе в четырех группах, которые включали в себя школьников младшего школьного возраста (12-13 лет), среднего подросткового возраста (14-15 лет), старшего подросткового возраста (16-17 лет), юношеского возраста (18-22 года) [1]. Численность первых трех групп составляла 180 человек (по 60 человек в каждой группе) и четвертой группы 250 человек (60 школьников и 190 студентов). Методами исследования явились анкетирование, интервьюирование и электронный опрос.

Проведенная работа позволила получить следующие результаты:

  • Были определены психологические особенности, влияющие на восприятие информации, для всех четырех групп.

Для первой возрастной группы это стремления «быть как все», избегать изоляции в учебной группе; высокий уровень проявления эмоций, как реакции на ситуации эмоциональность, и утомляемости; требовательность соответствия слова делу; переоценка своих возможностей.

Для второй возрастной группы это неуправляемость эмоций и состояний; шок-поведение в противовес поведению взрослых; стремление отмежеваться от «детского»; отвращение к запретам; восприимчивость к промахам взрослых.

Для третьей и четвертой возрастных групп сформированное авторское действие подростка (молодого человека); оформление своего интереса через пробу разных действий; развитие системного и критического мышления.

  • На основании выделенных психологических особенностей были сформулированы собственно особенности восприятия информации.

Для младшего подросткового возраста Интернет становится основным источником информации (в основном через использование мессенджеров (78 %) и видеохостингов (56 %)). Это ведет к формированию клипового мышления, влияющего на развитие речевой бедности, предпочтений картинки (или видео) текстам, снижению концентрации внимания и способности выстраивать логические цепочки при ответе.

В период среднего подросткового возраста возрастает потребность в потреблении и создании ролевого контента (Я – не Я), что является отражением проявления ролевой идентификации и реализуется через создание странички в социальных сетях (Телеграмм (51,7%) и Вконтакте (10,3 %). Потребление информации начинается приобретать гендерный характер (эффективнее воспринимается информация, созданная противоположным полом). Появление кумиров влияет на выбор контента и создание собственного контента, схожего с контентом кумира (который может носить в том числе и шоковый с точки зрения общепринятых норм и правил характер).

Для подростков в этом возрасте становятся важными лидеры общественного мнения (ЛОМы), например, блогеры, которые дают готовую оценку событиям или людям, фактам и процессам. Разрабатываемый собственный тематический контент (сторис, рилс, пр.) отличается подражанием и примитивизмом. 

Старший подростковый и юношеский возраст с точки зрения восприятия информации характеризуется созданием собственного контента в социальных медиа (социальные сети, видеохостинги, мессенджеры), направленного на самоутверждение, самореализацию, демонстрацию равной позиции со взрослыми.

Разрабатываемый контент становится разнообразней (текстовый, графический, визуальный, аудиальный, интерактивный, фото-), хорошо работает восприятие контента за вознаграждение (участие в опросах, конкурсах, TOV и пр.).

  • Удалось определить и проранжировать виды информации, которой интересуются подростки и представители юношеского возраста. На первом месте у всех возрастных групп развлекательный контент (83%), на втором тематический контент по интересам (61%), на третьем, с большим отрывом, информационный контент (32 %).
  • Не удалось определить временные пики потребления информации. Потребление информации связано с доступом к гаджетам.
  • Были определены наиболее востребованные каналы информации для младшего дошкольного возраста (ТОП-4): социальные медиа (мессенджеры); социальные медиа (социальные сети и поисковые системы); социальные медиа (видеохостинги); телевидение.

Наиболее востребованные каналы для среднего, старшего и юношеского возрастов (ТОП-4): социальные медиа (социальные сети); социальные медиа (мессенджеры и поисковые системы); социальные медиа (видеохостинги, игровые и стриминговые платформы); телевидение. Из социальных медиа наиболее востребованы Телеграмм (51,7 %), Вконтакте (10,3 %), Tik-Tok (22,4 %), You Tube (15,5%).

  • Разработаны рекомендации по разработке контента, влияющего на формирование медиакомпетентности, для разных возрастных групп.

- Для младшего подросткового возраста использование простых речевых конструкций. Деление текста на небольшие и контрастные предложения. Отсутствие умственной нагрузки и смыслового наполнения ради легкой эмоции. Преобладание картинки над текстом. Игровая подача информации, работа с контентом в рамках развлекательно-информационных платформ (регистрация, участие в конкурсах – видео, тексты, фото и пр.).

- Для среднего подросткового возраста использование информационных ресурсов лидеров общественного мнения, соответствующего ему возраста и противоположной гендерной ориентации для мальчиков и девочек.

- Для старшего и юношеского привлечение блогеров из числа старших школьников и студентов; развитие молодежных Телеграмм-каналов, ТВ-шоу (по типу «Умники и умницы», «Морской бой») с выходом на конкретное вознаграждение.

В завершении следует отметить, что исследуемая аудитория – это ребята, проживающие в крупном мегаполисе – городе-миллионнике, модернизированной и экономически развитой территории. Ребята имеют доступ к новым медиа и активно пользуются возможностями цифровой среды. Следует предположить, что в иных регионах, менее технологически и экономически развитых, ситуация потребления информации и каналы ее потребления могут значительно отличаться, что предполагает проведение дополнительных исследований для получения валидных данных.

Список литературы

  1. Возрастная периодизация жизни человека по Б.Г. Ананьеву // URL. http: www.studfiles.net/preview/5647155/page:73 (дата обращения 24.11.2023)
  2. Диджитал детокс: что это такое и как его устроить? // URL. http: www.spb.ranepa.ru (дата обращения 24.11.2023)

[1] Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «Медиадетокс: влияние подкастов на формирование общественного мнения аудитории» конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ»