УДК 37

Условия формирования просодической стороны речи детей с псевдобульбарной дизартрией средствами театрализации

Федорова Мария Алексеевна – студент кафедры психологии детства Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Института педагогики и психологии.

Савиткина Ирина Владимировна – старший преподаватель Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Института педагогики и психологии.

Аннотация: Статья посвящена формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. Прописаны этапы коррекционной работы по формированию просодической стороны речи средствами театрализации.

Ключевые слова: псевдобульбарная дизартрия, просодическая сторона речи, театрализация, коррекция, коррекционно-педагогические условия.

Введение

В текущий период времени одной из основных и наиболее актуальных проблем в образовании дошкольников является повышение числа детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ПД). Данное заболевание характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи.

Ритм голоса, темп, тембр, речевое дыхание, интонация, логической ударение, высота и сила голоса,— все эти характеристики являются компонентами ритмико-интонационной или иначе просодической стороной речи. Вопрос нарушения данного аспекта интонирования у детей является одним из значимых в логопедии, исследованиями его занимались такие знаменитые ученые, как, В.А. Гринер, Е.Ф. Архипова, В.А. Гиляровский, Е.Н. Винарская, Н.М. Гордеева, В.М. Бехтерев и многие другие.

Для формирования корректных ритмико-интонационных характеристик голоса дошкольника применяется обширный спектр средств и методик.

Основной текст

Дети с ПД демонстрируют нарушенные изменения интонации, высоты, силы голоса, его мелодики, темпа, речевого дыхания, мимики, тембра речи. Именно с фонематическими характеристиками звуковых единиц связывают недостатки просодической стороны речи. К примеру, у детей с такими нарушениями наблюдается невыразительная, монотонная и малопонятная речь. Либо же наоборот, темп речи может быть замедленным либо ускоренным, голос при этом слабый, хриплый, сиплый, в тембре отмечается гнусавость [4]. В области корректировки речевых недостатков просодической стороны речи применяются методики и приемы Г.В. Бабиной, Т.В. Сорокиной, А.В., Н.В. Серебряковой, Коротковой и многих других. Для успешного результата и усиления эффективности предложенных авторами методик очень важны подобранные педагогические условия, которые позволяют корректно выстроить развивающий процесс. Нередко одним из основных условий, способствующих успеху коррекционных мероприятий, является театрализация процесса. Доказано, что она оказывает комплексное разностороннее влияние на восприятие ребенком новой информации, способствует его развитию, развитию просодических компонентов речи. М. Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф Сорокина выявили, что в процессе театрализованной игры совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность ребенка и это положительно влияет на развитие звуковой культуры речи, ее интонационный строй, способствует расширению активного словаря детей.

Театрализация упражнений для развития речи показывает эффективность по отношению к просодическим компонентам речи за счет синтеза одновременно нескольких компонентов: игры, ритма, движения, музыки, образа. Все это в совокупности позволяет ребенку более четко улавливать разные интонации, тембр голоса героев, подстраиваться под них. В процессе театрализованной игры ребенок проживает различные ситуации, воспринимает несколько образов и героев, оттачивает понимание значения интонирования. Розыгрыш спектаклей позволяет детям тренироваться в управлении громкостью голоса, расстановкой логических ударений, пауз, атаку голоса, управлять темпом, ритмом, эмоциональным тоном. Все это в совокупности формирует силу голоса. Упражнение в произношении ясных и четких реплик по ролям показывает высокую результативность при коррекции дикции и фонационного дыхания у ребенка. Действуя за героя, ребенок передает его интонацию, мимику, поведение.

В процессе театрализации важную роль играют ее выразительные средства, такие как музыка, художественное слово, живопись, игра, пантомима.

Стихотворный текст способствует развитию голосового аппарата, носит тренировочный характер для развития четкой, грамотной речи.

Музыка, в том числе пение помогают развитию всех компонентов просодической стороны речи. Пение способствует исправлению речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, происходит укрепление голосовой аппарат ребёнка [5].

Так как театрализация связана с различными видами деятельности, то коррекционной работа по формированию просодической стороны речи должна быть систематизирована.

Е.М. Струнина, О.С. Ушакова в работе над просодической стороной речи используют чистоговорки, скороговорки, потешки, стихи [7].

Н.В. Белова, А.А. Блудов выделяют три направления в работе по преодолению нарушений просодической стороны речи: работа над дыханием, формирование речевого дыхания, преодоление нарушений голоса [1].

О. И. Лазаренко предлагает проводить занятие из трех составляющих: выполнение артикуляционных упражнений, работа на развитие правильного речевого дыхания, отработка четкого произношения звуков и интонации [3].

Ж. Г. Раевская, Е. М. Воронова в работе над просодическими компонентами речи представляют по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, мелкой моторки; инсценировки; сюжетно-ролевые игры; логоритмические упражнения; разучивание скороговорок и произнесение их с различной интонацией [6].

Изучив литературные источники нами была составлена программа по формированию просодической стороны речи старших дошкольников с легкой степенью ПД. Программа направлена на коррекцию всех просодических компонентов. Коррекционная работа проводится с подгруппой детей, поэтапно на каждом занятии.

Первый этап занятия. Работа над дыханием, артикуляционной моторикой, темпом, тембром, ритмом речи с применением средств театрализации.

Второй этап направлен на развитие интонации и голоса, мимики.

Третий этап – закрепление компонентов просодической стороны речи с использованием игры-драматизации (этюда, режиссерской игры).

Выводы

Таким образом, проанализировав различные методы и приемы формирования просодической стороны речи у детей с ПД можно сделать вывод: коррекция выстраивается в единую систему, в которой проводится работа над всеми компонентами просодической стороны речи. Занятие может включать следующие направления: развитие речевого дыхания, работа над артикуляционной моторикой, развитие мимики, голоса, интонации, темпа, тембра, ритма речи и театрализацию (игры-драматизации, режиссирование). В процессе театрализации закрепляется работа над основными компонентами просодической стороны, а также лексико-грамматическим строем и связной речью.

Для эффективности коррекционной работы по данному направлению должны быть созданы коррекционно-педагогические условия и предметно-развивающая среда, в которой включены куклы би-ба-бо, маски героев, музыкальные инструменты, ширма, атрибуты по сказкам, музыка.

Список литературы

  1. Блудов А. А. Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. DVD с аудио и видеопрограммами / А. А. Блудов, Н. В. Белова. – Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2009. – 160 с., ил. + DVD. – (ВИДЕОДОКТОР).
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Выготский Л.С. / Москва: 1991. – 93 с.
  3. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  4. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – Москва : Наука, 2017. – С. 98-110.
  5. Патрушева М. С. Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией / М. С. Патрушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106931/ (дата обращения: 09.12.2023)
  6. Раевская Ж. Г. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж. Г. Раевская, Е. М. Воронова // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 6.– С. 73-76.
  7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушаковаа, Е. М. Струнина. – Москва : Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2004. – 288 с.