УДК 378.14
Основополагающие принципы персонализированного образования
Несмеянова Татьяна Сергеевна – старший преподаватель кафедры Экономики строительства и теории коммуникаций Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета (г. Бендеры, Приднестровская Молдавская Республика)
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы и концепции, лежащие в основе персонализированного образования. Автор описывает фундаментальные идеи, лежащие в основе данного подхода к обучению, а также объясняет, каким образом они могут быть успешно реализованы в современной образовательной практике. В статье сделан краткий обзор научной литературы, затрагивающей вопросы персонализированного обучения в систему профессионального образования. Автор подчеркивает необходимость учета индивидуальных способностей, интересов и потребностей каждого обучающегося, акцентирует внимание на важность формирования гибких образовательных программ, адаптированных к индивидуальным потребностям и предпочтениям.
Ключевые слова: персонализированное обучение, индивидуальный подход, индивидуальный подход, образовательный процесс, потребности, интересы, способности.
Влияние персонализации образования на развитие личности является одной из наиболее актуальных тем в образовательной сфере. Согласно исследованиям, индивидуализация, персонализация и персонификация являются ведущими трендами развития образования в XXI веке.
Индивидуализация, персонализация и персонификация в образовании позволяют учитывать индивидуальные потребности и интересы обучающихся, а также помогают им развивать свои способности и таланты. Индивидуализация образования позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его темп обучения, уровень подготовки и интересы.
Персонализация образования предполагает создание индивидуальных образовательных маршрутов для каждого студента, учитывая его потребности и интересы. Это позволяет ему самостоятельно выбирать предметы, темы и методы обучения, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию личности.
Персонификация образования предполагает создание условий для самореализации личности ученика, развития его творческого потенциала и способностей. Это достигается путём создания условий для самостоятельной работы, творческой деятельности и самовыражения.
Современные исследования фокусируются на узком аспекте персонализации, который заключается в учете различных особенностей обучающегося, таких как ценностно-целевые и предметно-профессиональные ориентации, способности, знания и умения. Данный подход студентам предоставляются индивидуальные рекомендации, нацеленные на максимально эффективное изучение учебного курса как на занятиях, так и в самостоятельной работе. Персонализация образования рассматривается в контексте индивидуализации, что означает разработку индивидуальной образовательной программы, специально адаптированной к личностным особенностям учащегося. Эта программа является целостной педагогической системой, которая стимулирует развитие способностей учащихся.
Различные ученые, такие как: А.В. Хуторской, Н.В. Савина, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, А.Н. Ксенофонтова, А.В. Петровский, и др. изучали персонализацию образования в различных аспектах исследований [4, с. 61].
Так, Академик А.В. Хуторской рассматривает персонализацию обучения как принцип, который включает целенаправленный выбор необходимых элементов образовательного процесса [5, с. 117]. Эти элементы включают в себя цели обучения, задачи, подходящие формы и методы работы, темп деятельности, учитывающие личностные особенности учащегося, а также методы и формы контроля и оценки проделанной работы.
По мнению А.Н. Ксенофонтовой и А.В. Леденевой, персонализация направлена на использование индивидуальных способностей, чувств и компетенций учащегося для развития его талантов и способностей [3, с. 29].
Согласно Каргиной З.А., персонализация образования – это процесс создания условий для индивидуального развития личности, учитывая ее потребности, интересы, способности и особенности [2, с. 174].
Несмотря на то, что определения персонализации образования разных авторов отличаются, все они подчеркивают важность адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям и интересам обучающихся.
В научной литературе также рассматриваются следующие аспекты персонализированного обучения:
- способность индивидуализировать процесс обучения и уточнять его под потребности обучающихся,
- использовать прогностические методы в сочетании с установленными критериями,
- оценивать обучающихся по их поведенческим и образовательным навыкам,
- категоризировать обучающихся, предоставлять персональные рекомендации о содержании материала и модифицировать его, основываясь на оценках,
- получать индивидуализированные данные об обучении через моделирование учеников, предметной области и процесса обучения.
В современных исследованиях проверены разнообразные подходы к персонализированному обучению, включая использование методов мотивации через геймификацию, активное обучение, анализ приоритетов и слабых сторон, групповую оценку, планирование целей курса, выбор изгибаемых методов обучения и оценку успеха. Фокус также смещается на гибкие образовательные стратегии в профессиональном обучении, использующие различные технологические ресурсы, доступные в цифровую эпоху.
Например, методы виртуальной реальности представляют инновационный подход к персонализированному обучению, основанный на погружении в иммерсивные среды. Эта технология моделирования реальности позволяет погрузиться в виртуальное пространство, обеспечивает вовлеченность в виртуальные события, имитируя реальность, производственную ситуацию.
Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося в течение всего учебного процесса в организации образования является важным практическим инструментом личного образования. Этот проект направлен на структурирование деятельности обучающегося на определенном этапе обучения с целью развития его уникальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается персонально для каждого обучающегося. Данные маршруты могут быть разработаны для группы студентов, имеющих общие уровень обученности и предпочитающие общую траекторию образования [1, с. 16].
Таким образом, персонализация в образовании представляет собой модель, отражающую индивидуальный путь раскрытия личностно-социально-профессионального потенциала обучающегося, включая аспекты интеллектуального, физического, эмоционально-волевого, эстетично-нравственного развития. Текущая практика профессионального образования диктует необходимость применяется концепция индивидуального подхода и принципа индивидуализации обучения.
Индивидуальный подход в образовании сегодня рассматривается как современный тренд, способный эффективно адаптироваться к потребностям обучающихся. Персонализированное обучение имеет широкие перспективы в развитии образования и внедрении инновационных педагогических подходов, способствуя повышению мотивации обучающихся, улучшению учебных показателей и формированию гибких компетенций, необходимых в современном мире.
Список литературы
- Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 11–39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39.
- Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в ХХI веке: обзор современных научных исследований// Наука и образование: современные тренды. – 2015. – № 2. – С. 172-178.
- Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В. Концепция проектирования персональной образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета 2016 № 8 (196). С.27-32.
- Ряполова Е.Н. Категория «персонализация» в научно-педагогической литературе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 60–63. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_2_60.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.