УДК 811, 378.44

Интеграция формального, информального и неформального обучения иностранному языку

Цепель Маргарита Геннадьевна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Южно-Уральского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается ситуация в современной образовательной среде вуза, предполагающей интеграцию трех видов образования: формального, неформального и информального, приводится характеристика особенностей каждого из указанных видов образования и рассматриваются возможности их интеграции в условиях обучения иностранному языку в вузе. Прикладной аспект исследования этого вопроса связан с разработкой инструментария педагога, используя который он смог бы в своей образовательной деятельности создать всестороннюю среду изучения языка, которая повышает эффективность преподавания иностранного языка.

Ключевые слова: образовательная среда, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, интеграция.

Современная ситуация в высшем образовании требует поиска новых ресурсов его развития. Успешная профессиональная деятельность зависит не только от полученных знаний, но и от способности адаптироваться к новым условиям. По мнению ряда авторов [1, 2, 3] на процесс подготовки будущего профессионала оказывают влияние три вида образования: формальное, неформальное, информальное, которые дополняют друг друга и интегрируются в одну общую образовательную систему. «В рамках современных концепций непрерывного образования оно предстает как единство формального, неформального и информального образования» [1, с. 16].

Что касается обучения иностранному языку, то перечисленные виды образования могут быть интегрированы для повышения эффективности и возможности оптимизировать результаты изучения языка. Прежде всего следует конкретизировать понятия и обозначить возможности их интеграции.

«Формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата» [4, с. 1] – это образование, которое осуществляется в рамках официальной образовательной системы. Оно обычно предлагает структурированное языковое обучение и развитие академических навыков, включает структурированную учебную программу, учебники, тесты, а также обучение в структурированных образовательных учреждениях, т.е. в аудитории. Оно следует систематическому подходу, уделяя особое внимание грамматическим правилам, словарному запасу и развитию языковых навыков: аудирования, говорения, чтения и письма.

Неформальное образование – это обучение, которое относится к любым образовательным предложениям, запланированным вне формальной учебной программы для личного и социального образования, которые служат для улучшения определенных навыков и компетенций. Оно фокусируется на общении и практическом использовании языка, предлагая альтернативные возможности обучения, такие как языковые клубы, онлайн-ресурсы и мероприятия на уровне сообщества.

Информальное образование – это обучение, которое происходит вне формальной системы образования и способствует овладению языком через самообразование посредством погружения в подлинное повседневное общение и культурный опыт. «Информальное образование – это нецеленаправленное, стихийное (спонтанное), непреднамеренное образование. Оно осуществляется на рабочем месте, в кругу семьи или на отдыхе – в повседневной жизни» [2, с.129]. Информальное обучение иностранному языку происходит за пределами формального университетского помещения и уделяет особое внимание овладению естественным языком. «Системные знания, умения и навыки, полученные в процессе формального и дополненные в неформальном образовании, составляют базу, на которой информальное образование становится наиболее результативным» [1, с.19].

Интегрированное сочетание всех трех типов обучения позволяет университетам обеспечить комплексный опыт изучения языка. Формальное обучение обеспечивает прочную основу, а неформальные и информальные методы улучшают практические навыки, культурное понимание и общее владение языком. Приведем примеры возможной интеграции формального, неформального и информального обучения иностранному языку в вузе

  1. Столы для разговорного языка: организация неформальных языковых столов, где учащиеся могут собираться и практиковать иностранный язык в неформальной обстановке.
  2. Программы языкового обмена: создание партнерских отношений с университетами или образовательными учреждениями в странах, где говорят на изучаемом иностранном языке. К сожалению, в современной политической ситуации большинство программ обмена прекратили своё существование.
  3. Языковые клубы и общества: создание языковых клубов или обществ, объединяющих студентов, интересующихся иностранным языком. Эти клубы могут организовывать неформальные мероприятия, предоставляя дополнительные возможности для языковой практики вне аудитории.
  4. Языковые онлайн-сообщества: эти платформы позволяют неформально общаться с носителями и любителями языка, способствуя практическому использованию языка и культурному обмену. «Возможности цифровой образовательной среды позволяют при этом осуществить коллективный контроль за качеством циркулирующей информации, следовательно, обеспечить интеграцию формального, неформального и информального образования» [3, с.141].
  5. Программы языкового тандема: в которых учащиеся работают в паре с носителем иностранного языка. Они могут регулярно встречаться дистанционно, чтобы заниматься разговорной языковой практикой, чередуя иностранный и родной языки.
  6. Языковое наставничество: предоставление неформальных программ языкового наставничества, в рамках которых продвинутые учащиеся или языковые ассистенты поддерживают менее опытных учащихся в их языковом развитии.
  7. Обучение на основе опыта: включение реального жизненного опыта в изучение языка, например, экскурсии, культурные мероприятия или стажировки, связанные с иностранным языком.

Таким образом, интеграция формального, неформального и информального образования «улучшает навыки владения языком, способствует повышению потенциальных возможностей образования» [1, c. 12] и делает процесс обучения более интересным и эффективным.

Список литературы

  1. Котлярова И. О., Прохазка М. Информальное образование в системе непрерывного образования научно- педагогических работников. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 4. С. 16-22.
  2. Нефедова Г. М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 127-133.
  3. Никифорова Т.И. Интеграция формального, неформального и информального образования в условиях цифровой трансформации образования // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 1. – С. 140-144; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39922 (дата обращения: 16.02.2024).
  4. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // http://www.znanie. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 16.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: