УДК 37

Моделирование на уроках окружающего мира в начальной школе

Матакова Наталья Дмитриевна – магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

Аннотация: Для изучения предмета «Окружающий мир», который открывает младшим школьникам возможность воспринимать мир вокруг себя целостно и системно, широко применяется моделирование. Цель статьи – представить примеры моделирования при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе и объяснить их значимость для анализа младшими школьниками мира вокруг. Им можно предложить описать и проанализировать сезонные изменения в природе, выявленные закономерности которых могут быть отражены на модели-аппликации. Полезным будет подготовка модели-рисунка пищевой цепочки, в которой с помощью стрелок имитируются связи между растениями и животными. Для создания модели поведения младшие школьники могут представить объемную модель светофора, установив ее на макете с дорогой.

Ключевые слова: младший школьник, мир вокруг, природа, общественная жизнь, модель.

Введение

Изучение предмета «Окружающий мир» открывает младшим школьникам возможность воспринимать мир вокруг себя целостно и системно. На учебных занятиях и во внеучебное время представления о «природе, … явлениях общественной жизни» [5, с. 161] формируются в ходе наблюдения, установления связей между их элементами и в результате этого формулировки выводов. Так младшие школьники учатся анализировать мир вокруг, изучая «мир растений и животных, … почву, минералы, полезные ископаемые» [4, с. 67] и пр.

С этой целью широко применяется моделирование, то есть «преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта» [2, с. 55]. Младшие школьники могут создавать модели на заданную тему, и они будут отличаться, так как «воспроизводить явления и природные объекты можно разными способами» [6, с. 239], отражающими «специфику взаимодействия и функционирования элементов» [1, с. 45]. Цель статьи – представить примеры моделирования при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе и объяснить их значимость для анализа младшими школьниками мира вокруг.

Примеры моделирования при изучении окружающего мира

Изучая предмет «Окружающий мир», младшие школьники познают разнообразные предметы действительности, которые позволяют создавать целостную картину об устройстве мира вокруг. Для придания данному процессу системности целесообразно использовать его моделирование средствами объемных моделей, «моделей-аппликаций, моделей-рисунков, моделей поведения в различных ситуациях» [3, с. 50]. Они, например, используются для иллюстрации пищевых цепочек, создания экологических пирамид и проигрывании ситуации вызова службы спасения [2]. Подобные работы могут появляться в результате наблюдения за повадками животных, выращивания растений и активного участия в социальной жизни класса и семьи. Указанные модели целесообразно вводить, когда из-за особенностей размеров или сложности их изучения в классе требуется прибегнуть к моделированию объектов или явлений природы и общественной жизни.

Задания на моделирование встречаются в учебниках по окружающему миру для начальной школы, но могут быть представлены в разном объеме. Например, анализ учебников разных авторов позволил С. К. Петросян сделать вывод о широких возможностях моделирования на основе рабочей программы А. А. Плешакова, в то время как программа А. А. Вахрушева и др. не содержит четких заданий по моделированию [6]. Это обстоятельство вынуждает автора статьи описать яркие примеры моделирования, которые будут эффективны в начальной школе при изучении окружающего мира.

Младшим школьникам можно предложить описать и проанализировать сезонные изменения в природе. Наблюдения могут проводиться как в течение одного времени года, так и в течение нескольких. В первом случае младшие школьники наблюдают, например, за высотой солнца утром и днем в сентябре, а потом делают выводы, в какое время суток солнце лучше греет. Во втором случае можно вести дневник наблюдений за осадками весной и зимой, а затем выявить, какие виды осадков встречаются в разное время года. Результатом выявленных закономерностей может быть создание модели-аппликации, показывающей расположение солнца в разное время суток и разную одежду детей. Также может использоваться такая модель для демонстрации разных видов осадков и разной одежды детей.

Младшим школьникам будет полезным подготовить модель-рисунок пищевой цепочки, в которой с помощью стрелок они могут имитировать связи между растениями и животными (например, травой, кузнечиком, мышью и совой). При этом представление изображений растений и животных с помощью цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров или красок будет выигрышным. Приветствуются разные пищевые цепочки, содержание которых отражает кругозор младших школьников; важно, чтобы они могли описать цепочки, в которых обычно растения представлены первым звеном, растительноядные – вторым, насекомоядные или хищные – третьим. Нелишним будет обсудить необходимость сохранения всех звеньев представленных пищевых цепочек, в которых могут быть отражены типы животных, знакомых младшим школьникам, по особенностям питания.

Для создания модели поведения младшие школьники могут представить объемную модель светофора, установив ее на макете с дорогой. Введение пешеходного перехода, пешеходов и машин дополнит содержание разыгрываемой ситуации поведения людей на проезжей части. Уместна групповая работа над созданием модели проезжей части; вклад каждого в подготовке ее элементов позволяет «прочувствовать» сценарии поведения в случае загорающихся красного и зеленого сигналов светофора.

Значимость моделирования при изучении окружающего мира

Приведенные примеры моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе иллюстрируют возможности активизации их познавательной деятельности, когда они закрепляют полученные знания о природном или общественном объекте или явлении на практике. Создание в виде модели образа изучаемого объекта или явления позволяет визуализировать наиболее существенные его характеристики, не «распыляясь» на второстепенные, например, количество, цвет, форма. При этом важно позволять самим младшим школьникам выделять существенные характеристики, тогда моделирование будет носить познавательный характер.

Регулярное моделирование развивает навыки пространственного мышления и воображения под руководством учителя, которые позволяют младшим школьникам углубляться в природные процессы или ежедневные ситуации, с которыми сталкиваются люди. Выявление закономерностей с использованием разнообразных материалов (например, картона, пластилина, полимерной глины, песка) в совместной работе младших школьников с учителем, с одноклассниками позволяет им совершенствовать навыки групповой работы. В этом случае младшие школьники учатся распределять роли внутри группы в соответствии с поставленной учебной задачей, вырабатывать ее единое решение, совместно обсуждать полученный результат, оценивать результат своей групповой работы и работы других групп: активное участие в создание модели, взаимоконтроль работы членов группы, распределенная ответственность за результаты групповой работы.

Заключение

Приведенные примеры моделирования показывают, что их можно внедрять при изучении разнообразных тем предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Выбор модели должен соответствовать изучаемой теме и мотивировать младших школьников к активной познавательной деятельности. Налицо практическая направленность учебного предмета, который позволяет младшим школьникам анализировать мир вокруг себя и использовать приобретенные на уроках знания и умения в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В., Рыбалкина А. А. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 43-55.
  2. Кулова Р. М. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках окружающего мира // Креативный и когнитивный потенциал субъектов образовательного процесса: проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей. Астрахань, 2022. С. 53-57.
  3. Лихачева Т. С. Альтернативные средства повышения естественнонаучной грамотности младших школьников // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: мат-лы исслед. работ преподавателей и студентов пед. вуза, учителей общеобраз. школы. Ульяновск, 2021. С. 47-51.
  4. Лобанова О. Б. Формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира // Научно-методический журнал. 2023. Вып. 5. С. 65-80.
  5. Панахова С. В., Крыжановская Г. В. Применение картографического материала в начальной школе на уроках по окружающему миру // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: мат-лы XIII междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2021. С. 161-163.
  6. Петросян С. К. Использование технологий моделирования в начальных классах на уроках «Окружающий мир» // Достижения вузовской науки 2020: сб. статей XVI междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2020. С. 238-241.

Интересная статья? Поделись ей с другими: