УДК 376

Сущность, компонентный состав и содержание проектной деятельности младшего школьника в дополнительном образовании

Научный руководитель Кругликова Галина Геннадьевна – кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета.

Чусь Александр Владимирович – студент направления педагогического образования Нижневартовского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена важности формирования у младших школьников традиционных ценностей через проектную деятельность в рамках образовательного процесса. Уделено внимание на системно-деятельностный подход и значимость социального проектирования в образовании для достижения желаемого уровня развития личности учащихся. В статье проектная деятельность в образовании рассматривается как эффективный метод, стимулирующий развитие познавательной, социальной и гражданской активности учащихся, а также выделяет двойственность результатов этой деятельности — достижение целей и создание значимого продукта, способствующего личностному росту и обучению.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, эффективность, цель, мотивация.

В условиях все возрастающего информационного потока, обращаемого к детям, возникает острая необходимость в создании систем, способной формировать в учащихся традиционные ценности нашей страны, уважение к ее истории и уважение к разным народам России.

Системно-деятельностный подход, являющийся основой ФГОС НОО, предлагает перейти к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и образовательных технологий, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и когнитивного развития учащихся. Одной из основных образовательных технологий, в рамках которой возможно формирование познавательной, социальной и гражданской активности учащихся начальной школы, является проектная деятельность.

На основе анализа методической литературы можно выделить следующие ключевые этапы проектной деятельности: разработка замысла - проекта, его реализация и прогнозирование результатов, создание новых творческих проектов.

Основываясь на трудах С.М. Годника, мы предполагаем, что определение любого предмета – это характеристика его внутреннего содержания. Поэтому, рассматривая составляющие элементы этого предмета, мы можем рассмотреть сущность проектной деятельности младших школьников с позиции системно-структурного анализа [12].

Применение данного вида анализа к изучению проектной деятельности младших школьников способствует более глубокому ее пониманию, улучшению и разумному выбору форм и методов работы. При этом важно отметить, что для нашего исследования важно изучение самой деятельности, ее специфики и направлений.

В педагогической науке структура деятельности состоит из следующих элементов: цель - мотив - содержание - умение - результат (Г.И. Щукина). Проектная деятельность основывается на постановке обучающихся целей обучения, мотивации деятельности, ее содержании и определении ожидаемого результата обучения [11].

Эта структура является основой проектной деятельности и рассматривается с учетом всех аспектов деятельности в общем и педагогической деятельности в частности.

Рассмотрим первый и наиболее важный элемент структуры проектирования - цель. Цель является основополагающим элементом, от которого зависят все остальные аспекты: мотивация деятельности, используемые методы и ожидаемый результат.

В.И. Загвязинский отмечал, что цель – это «результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности» [5].

Научные исследования В.П. Симонова подтверждают, «серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке», как «главной дидактической цели», так и его «конкретных целей» [9].

Анализ особенностей организации проектирования позволил выявить его общую цель, заключающуюся в достижении более высокого уровня образования для младших школьников путем включения их в самостоятельное решение проблем и предоставления возможности «создавать» знания и образовательную продукцию.

В этой статье стоит отметить и выделить ряд задач и особенностей рассматриваемой деятельности. Одной из таких задач является развитие навыков самостоятельного овладения знаниями и их применения на практике. Также важным является получение опыта в познавательной и учебной деятельности, а также развитие умений ориентироваться в потоке информации и выполнять исследовательскую работу.

Проектная деятельность также направлена на активное включение каждого участника в процесс познания, повышение личной уверенности, самореализацию, а также развитие навыков рефлексии. Мы также стремимся повысить мотивацию участников не только к учебной деятельности в целом, но и к совместной работе в группе, осознавая значимость коллективного труда для достижения результата и роли сотрудничества в этом процессе. Кроме того, наша задача - развивать коммуникативные и рефлексивные навыки у каждого участника. Все эти цели проектной деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы [8]. Еще одним важным компонентом проектной деятельности является мотивация. Мы считаем, что мотивацию можно рассматривать как процесс действия мотивов, объединение устойчивых мотивов и доминирующих ценностных ориентаций каждой личности. Эти мотивации формируются в процессе обучения и воспитания.

Следующий компонент проектной деятельности является мотивационным. Понятие «мотив» можно сравнить либо с потребностью (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (C.Л. Рубинштейн), либо с объектом потребности (А.Н. Леонтьев). К.К. Платонов определяет мотивацию как «процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающего направленность личности, ценностные ориентации, определяющие ее деятельность и формирующиеся в процессе воспитания» [4]. В работах А. Маслоу, посвященных иерархии потребностей, одновременно должны присутствовать социальная интерактивная зависимость у младших школьников и их познавательная когнитивная природа, связанная с самореализацией. В данном случае внешними мотивами могут выступать достижения, а внутренними мотивами является ориентация на процесс и результат своей деятельности.

Механизм формирования мотивации по А. Маслоу [2] предполагает постепенное развитие от ситуативных побуждений к устойчивым мотивационным образованиям. Специальные условия проектирования и взаимоотношения в этом процессе избирательным образом активизируют отдельные ситуативные мотивы, которые со временем становятся более стабильными и устойчивыми.

Для включения обучающихся в проектную деятельность, нужно, чтобы те цели и задачи, которые ставит перед ним преподаватель, были не только поняты, но и внутренне приняты им и приобрели для него в особую значимость. В. Васильев подчеркивает в своих работах, что «мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы, благодаря знакомству с различными точками зрения, возможности высказать и обосновать свою точку зрения на изучаемые явления» [7].

В психолого-педагогических исследованиях содержание обычно классифицируется в зависимости от доминирующей деятельности. В состав системы входят различные виды проектной деятельности младших школьников: информационно-поисковая, практико-ориентированная и творческая.

Информационно-поисковая деятельность предполагает индивидуальное или коллективное обсуждение предстоящего проекта, разработку задач, анализ опыта учащихся, определение ресурсов.

Практико-ориентированная деятельность включает в себя выбор методов исследования, самостоятельную работу младших школьников, обсуждение промежуточных результатов, коррекцию и оформление проекта.

Творческая деятельность состоит в презентации готового продукта проектирования, оценке созданного продукта, подготовке презентации, защите, обсуждении и оценке продукта каждого участника.

Цель проектной деятельности заключается в развитии умений младших школьников выполнять проектирование.

Умения являются основным элементом деятельности, позволяющим быстро, точно и осознанно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и навыков [1]. В процессе проектирования учащиеся используют различные специфические умения, включающие проблематизацию, целеполагание, организацию и планирование деятельности, самоанализ и рефлексию, презентацию, коммуникативность и принятие решений [13].

Когда дело доходит до проектной деятельности, важно, чтобы ученики проявляли самостоятельность в формулировании целей и задач, поиске литературы, анализе и синтезе информации, исследовании и принятии решений, организации своей работы и сотрудничестве со своими коллегами при написании проекта, создании продукта и его презентации. На этом этапе особенно важно, чтобы проект был уникальным и не содержал никакого плагиата.

Завершение проектной деятельности является результатом, по которому младшие школьники могут оценить эффективность поставленных целей. В ходе проектной деятельности достигаются два результата. Первый - это полученные самостоятельно знания учащихся и их применение, развитие личностных качеств, мотивация, рефлексия, самооценка, а также способность осуществлять выбор и осмысливать результаты своей деятельности. Второй результат – это готовый проект, выполненный учеником.

Каждый этап имеет деятельность: I этап — погружение в проект, II этап — организация деятельности, III этап — осуществление деятельности, IV этап — презентация.

В своих исследованиях В.В. Копылова рекомендует использовать схему, которую описали испанские исследователи Рибе и Видал. Первый этап включает в себя предложение темы исследования и выбор проблемы или проблем проекта. Второй этап - согласование линии разработки проекта, формирование групп, составление подробного плана работы над проектом, обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы, а также обсуждение первых результатов в группе. Третий этап - оформление работы над проектом, презентация проекта, обсуждение презентации и полученных результатов. Стоит отметить, что характеристика этапов совпадает с предыдущей характеристикой и отличается только их численностью.

Учёный В.В. Гузеев к данным этапам добавляет еще один, состоящий в организации общественного мнения об осуществляемом мероприятии [49, с.85], что на наш взгляд является лишним, т.к. значимость проектирования является на первом этапе при погружении в нее, а так же просматривается в момент осуществления деятельности и презентации полученного продукта-проекта.

Этапы носят названия: подготовительный; концептуализация, программирование, планирование; практический этап; аналитический; контрольно-коррекционный; заключительный. Подобный подход описан в работах A.C. Сиденко и И.Д. Чечель [14].

Анализ представленной литературы позволил нам обобщить проектную деятельность в более крупные блоки и выделить свои, «авторские» этапы проектной деятельности младших школьников, которые представлены нами в следующем виде.

Выделение этапов облегчает процесс определения готовности младших школьников к данной деятельности и ее видам. Прежде всего, следует уточнить, что понимается под подготовкой в проектировании. С.М. Вишнякова характеризует подготовку как «действия, направленные на выработку навыков, передачу знаний и формирование жизненной позиции, необходимых для трудоустройства по какой-либо специальности» [10]. Успешное решение проблемы подготовки младших школьников к проектированию требует формирования у младших школьников готовности к такой деятельности, которая является результативным показателем определенного этапа профессиональной подготовки.

В Советском словаре: «проект» — 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально - значимой цели и ее практическом достижении [6].

В «Своде знаний по управлению проектами»: проект определяется как временное предприятие, целью которого является достижение заранее установленных результатов [3].

В.Н. Бурков и Д.А. Новиков определяют проект как целенаправленное изменение отдельной системы в рамках определенных временных рамок, с требованиями к качеству результатов, ограничениями на расходы и ресурсы, а также специфической организацией [3].

Содержание проектной деятельности в дополнительном образовании зависит от темы проекта и возможностей образовательного учреждения. Однако, обычно в рамках проекта младшие школьники занимаются следующими видами деятельности:

- Исследование. Ученики изучают информацию по теме проекта, проводят наблюдения, интервьюируют специалистов или экспертов.

- Эксперимент. Младшие школьники проводят простые эксперименты, проверяют гипотезы и регистрируют результаты.

 - Творческая деятельность. Учащиеся создают различные изделия, модели, рисунки, гравюры и т.д.

 - Коммуникация. Младшие школьники работают в группах, обмениваются информацией, делятся мыслями и идеями.

- Презентация. Ученики готовят и представляют свой проект перед аудиторией, используя различные формы презентации [10].

- Проектная деятельность включает работу над проектом в трех областях: проектированием как видом деятельности, проектом как методом обучения и проектом - учебной работой. Проектирование включает в себя прогнозирование, моделирование, разработку проектов и их научно-методическое и ресурсное обеспечение.

С точки зрения дидактики, проектная деятельность относится к личностно ориентированному обучению. Ее можно также отнести к педагогике сотрудничества, учитывая особенный характер отношений между педагогом и младшим школьником во время учебного проектирования.

Основными чертами метода являются высокий уровень самостоятельности обучающихся, проблемность учебного задания, учебное взаимодействие в режиме консультирования и проектно-исследовательский характер деятельности.

Достижение целей проекта и получение значимого продукта представляют двойственный результат, причем эффективность достижения первого результата напрямую зависит от того, является ли второй результат ценным для обучающихся [3].

Список литературы

  1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. – Минск, 2016 – 203 с.
  2. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 2007. № 4. – С. 66–72.
  3. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать (История инженерной профессии и ее роль в современной культуре). – М.: Знание, 2015. – 173 с.
  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 2016. – 326 с.
  5. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2016. – 410 с.
  6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
  7. Познание и проектирование (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2015. № 4. – С. 86–96.
  8. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Пед. о-во России, 2017. – 384 с.
  9. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 2014. № 8. – С. 86–89.
  10. Соколова, В.А. Проектная деятельность в дополнительном образовании младших школьников / В.А. Соколова // Проблемы дополнительного образования. - 2016. - № 2 (12). - С. 34-40.
  11. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2017.
  12. Тондл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. 2017. № 2. – С. 87–96.
  13. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений. – М.: Мир, 2015. – 263 с.
  14. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2014. – 281 с.