УДК 37.017.4

Анализ места и роли патриотических ценностей в правовой культуре и правовом сознании

Шинкаренко Всеволод Викторович – студент филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Мелешко Ольга Петровна – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Аннотация. В статье анализируется место и роль патриотических ценностей в правовой культуре. В ней раскрывается значимость правосознания, его влияние на формирование и развитие идей патриотизма в условиях вызовов современности. Основное внимание акцентируется на том, что патриотизм как феномен права способствует формированию навыков и привычек активного правомерного поведения личности.Автором рассмотрены причины правовой культуры общества и предложены способы повышения правового и патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, правовая культура, правосознание, духовные ценности, общегосударственные задачи.

В современной России, когда стратегия государства ориентирована на национальное возрождение нравственных идеалов, пристального внимания заслуживают вопросы патриотического воспитания молодёжи. Учебные заведения принимают участие в становлении личности новой эпохи.

Мировоззренческую базу для данной работы представляют нравственные нормы и ценности нации. Её содержание в условиях вызовов современности можно интерпретировать как становление личности, которая обладает патриотическим сознанием, и сформирована на идеалах своего народа.

В каждодневной жизни человек не сталкивается с величиной, оценивающей любовь к Отечеству. Патриотизм обретает духовность, лишь когда личность в сознании воссоздаёт героические образы, которые ассоциируются с родными местами, народом, когда чувствует гордость и восхищение от того,что всё это – её Родина.Вопрос о роли патриотических ценностей в правовой культуре и правовом сознании заслуживает особого внимания в наше неспокойное время.

Существование многопартийной системы в государстве, усиление демократии в обществе способствовали тому, что представления об отечестволюбии были взяты на вооружение различными партиями и движениями самого разного характера, и часто противоположного курса [1, с. 24].

Рассмотрение вопроса патриотического воспитания необходимо, о чём свидетельствует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На уровне субъектов в России существуют стандарты в данной области воспитания, осуществляются мероприятия, приобщённые к датам в истории страны, проводятся конференции, конкурсы, олимпиады, которые связаны с воспитанием любви к родине. Однако на практике это не носит законодательно закреплённого централизованного направления духовного, нравственного и патриотического развития граждан [2, с. 19].

Все структуры, занимающиеся патриотическим воспитанием, должны помогать в сознательном становлении активной позиции личности, оказывать ей содействие в общегосударственных вопросах, гарантировать благоприятную среду возможности для формирования у неё национального мышления, желания и умения совершать поступки согласно правовым нормам государства.

Воспитание патриотического чувства включает как правовое, педагогическое, информационное, научное, кадровое, финансовое обеспечение, так и взаимодействия всех республик и областей Российской Федерации.

На сегодняшний день в работе по формированию патриотических чувств у подрастающего поколения можно увидеть значительные позитивные тенденции. Систематически разрабатываются проекты на установленные сроки. Они разрабатываются по результатам мониторинга предыдущей работы и социальных опросов, проведённых среди всех возрастных групп населения.

Следует подчеркнуть, что функционирование по данному направлению ведется как с молодёжью, так и со взрослыми людьми, что предполагает сотрудничество между поколениями [6, с.82]. Только с учётом единой цели программы по воспитанию патриотизма, которая отвечает основным нормативно-правовым актам, возможно осуществление этой работы для получения конечного результата.

Исходя из того, что правовая грамотность человека базируется на прочных и объективных нормах закона, которые действуют в обществе и закреплены государственной властью, следует, что эта форма сознания присуща личности с патриотическими взглядами.

Правовосознание, являясь нормативным, определяет принцип легитимности, а уровень владения правовыми ценностями, который формируется в процессе патриотического воспитания, обуславливает поведение индивида.

От содержания и сформированности законодательной деятельности зависят правовые ценности в обществе. Именно правосознание, являясь одной из основных тенденций духовной жизни социума и индивида, определяет значимость закона, его авторитет и рентабельность в обществе [5, с. 23].

На сегодняшний день правовой скептицизм и отрицание законодательных актов часто встречаются в обществе, поэтому и люди, пропагандирующие эти явления, нарушают правовые нормы.

Несознательность граждан в области юридической грамотности необходимо усовершенствовать с помощью правового и патриотического воспитания, которое оказывает воздействие на развитие правовой культуры, формирование стереотипов и правил деятельного законного поведения индивида.

Усовершенствовать степень правового сознания, как и любви к Родине возможно через освещение необходимости соблюдения прав личности и осуществление научно-просветительских мероприятий по правовой защите гражданина, развитие общедоступного правоведения.

Правосознание является движущей силой для исполнения задач по патриотическому воспитанию, так как реализуется через правовую культуру индивида и гарантирует функционирование законодательства.

При анализе работы по данному направлению исследуются различные обстоятельства и причины, влияющие как на поступки, так и на деятельность человека [3, с. 238].

Уровень правовой культуры помогает сделать правильный выбор, активизируя личность на оценку эффективности законов и передачу их указаний в законные фактические действия.

Следовательно, правовое сопровождение патриотического воспитания – конструкция, регулирующая деятельность по данному направлению в образовательных учреждениях образования [4, с. 45].

Роль патриотических ценностей в правовом государстве заключается не только в осмыслении своей общности и единства как гражданина страны, но и принятии своей этнической идентичности.

Патриотизм как феномен права развивает культурологический интерес к историческому прошлому страны, формирует овладение гуманистическими принципами и ценностными установками современного социума, соблюдение прав личности, воспитывает почтительное отношение к минувшему, к объектам культурного и исторического прошлого через осмысление исторической зависимости и объяснение деяний предшествующих поколений. Правовое патриотическое воспитание также способствует постижению значимой роли сотрудничества людей в процессе становления древнерусского общества.

Данное направление деятельности помогает усовершенствованию опыта с учётом особенностей работы на основе осознания жизни и поступков отдельных людей и всего человечества, возникновению желания использовать исторические сведения для обнаружения и спасения объектов,

достопримечательностей истории и культуры, как своего государства, так и всего мира.

Сложившиеся, достигшие высокой степени патриотические чувства в совокупности правовых ценностей вырабатывают у личности признание и соблюдение закона, позволяют оценить их важность в социуме как устанавливающего и управляющего функционала правоустанавливающей государственной жизни[7, с. 16].

Таким образом, в патриотическом воспитании духовные и культурные ценности правосознания предполагают правовое обеспечение, политическое осознание, понимание законов, формирование научного мировоззрения на прошлое, настоящее и будущее права.

Список литературы

  1. Головненко Г. А. Роль правового воспитания в стратегии формирования правовой культуры личности / Г. А. Головченко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. № 1 (69). С. 2227.
  2. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: причины и пути их преодоления: дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Зрячкин. Саратов, 2007. 26 с.
  3. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Академический Проект, 2003. 558 с.
  4. Колесниченко Т. И. Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков / Т. И. Колесниченко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 1. С. 4246.
  5. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: дис. канд. юрид. наук / И. А. Крыгина. Ростов-на-Дону, 2019. 27 с.
  6. Куров С. В. Проблемы правового регулирования образовательной деятельности / С. В. Куров // Право и образование. 2016. № 4. С. 80-83.
  7. Шинкаренко В. В., Мелешко О. П. Правосознание как фактор конституционных идей// Научный аспект. 2023. №11. С. 16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: