УДК 61

Профессионально-нравственная деформация личности медицинской сестры

Трушина Анна Владимировна – преподаватель Краснодарского краевого базового медицинского колледжа Министерства здравоохранения Краснодарского края

Ладыкин Юрий Сергеевич – студент Краснодарского краевого базового медицинского колледжа Министерства здравоохранения Краснодарского края

Аннотация: В статье рассматривается профессионально-нравственная деформация медицинских сестер. Выявлены причины деформации, внутренние и внешние ее проявления в работе среднего медицинского персонала. При анализе деформационных процессов, затрагивающих личность специалиста, применяются такие характеристики как глубина, широта, скорость. Установлено, что профессиональная деформация – это одновременно и процесс, и результат негативных изменений психологического и нравственного облика работника. Авторы характеризуют наиболее действенные способы профилактики и коррекции профессионально-нравственной деформации медсестры.

Ключевые слова: профессионально-нравственная деформация, личность, профессия, медицинская сестра, причины и профилактика профессиональной деформации.

Работа медицинских сестер занимает важное место в функционировании системы здравоохранения. Доля среднего медицинского персонала в общей структуре медицинских кадров является самой весомой среди прочих групп медицинских работников. При этом медицинская сестра находится в наиболее продолжительном контакте с пациентом, осуществляя уход за ним и выполнение процедур назначенным врачом, оказывая неотложную доврачебную помощь, психологическую поддержку, а также выполняя многие другие функции, возложенные на нее медицинским учреждением. Поэтому необходимо характеризовать профессию медицинской сестры не только как самую распространенную, массовую среди медицинских профессий, но и как социально значимую. Очевидно, что эффективность медицинской помощи напрямую зависит от кадрового потенциала учреждений здравоохранения, в котором средний медицинский персонал играет ключевую роль. Достаточное количество медицинских сестер, уровень их профессиональной подготовки и компетенций, высокая мотивация к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, отсутствие проявлений профессионально-нравственной деформации позволит реализовать качественную поддержку и охрану здоровья населения.

Мировой опыт показывает, что роль медицинских сестер в системе медицинской помощи стремительно растет. Традиционная модель взаимодействия врача и медицинской сестры в которой последней отводилась лишь пассивная роль помощника, неукоснительно следующего всем указаниями старшего медицинского персонала уходит в прошлое. Реформирование систем здравоохранения различных стран, в том числе в Российской Федерации, приводит к тому, что полномочия и функции медицинской сестры существенно расширяются [2]. Происходит кардинальная переоценка всей системы сестринской работы. В соответствии с новыми стандартами медицинские сестры могут самостоятельно проводить доврачебный прием пациентов, назначать отдельные лекарственные средства, составлять и реализовывать план ухода за пациентом и прочее. Следовательно, постепенно медсестра начинает рассматриваться как полноценный помощник врача, осуществляющий симптоматический контроль и ведение процесса лечения [5]. Такое расширение должностных полномочий среднего медицинского персонала имеет позитивные последствия для всех сторон, участвующих в процессе: снижает нагрузку на врачей, увеличивает удовлетворенность пациентов, оказанной им медицинской помощью, способствует профессиональной самореализации самих медсестер. О изменении статуса медицинской сестры свидетельствует новые стандарты ВОЗ, которые рекомендуют государствам придерживаться соотношения между врачебным и средним медицинским персоналом 1:4 или 1:5 для общественного здравоохранения, тогда как в РФ в настоящее время сложилось соотношение 1:2.

Предыдущие несколько десятилетий в России не уделялось достаточно внимания развитию сестринского дела, в девяностые годы ХХ века престиж профессии медицинской сестры был невысоким, ценность труда медика девальвировалась, что привело к оттоку кадров в другие области профессиональной деятельности. Отставала данная сфера и от развития современных научных медицинских технологий. В последнее время начинает проводится активная работа по повышению социального статуса медицинской сестры, по восстановлению значимости сестринской профессии в глазах социума, это, в частности, проявляется в том, что расширяется функционал специалистов со средним медицинским образованием, постепенно повышается уровень их материального обеспечения [3]. Следует отметить позитивную тенденцию, проявляющуюся в том, что средний медицинский персонал стремиться к постоянному повышению своей квалификации, к улучшению качества работы с пациентами.

Однако для того, чтобы соответствовать новым современным стандартам сестринский персонал должен не только обладать широкими профессиональными знаниями, навыками, но и быть нравственно сформированным, уметь противостоять любым негативным явлениям, сопутствующим служебной деятельности, в том числе профессионально-нравственной деформации личности. Проблемы медицинской этики, биоэтики в фокусе внимания различных исследователей, постоянно увеличивается число публикаций междисциплинарного характера, где философы, медики, правоведы, историки предлагают авторские подходы к решению «вечных» вопросов профессиональной морали медицинского персонала. Таким образом, тематика профессиональной этики медицинских сестер представляется актуальной, нуждающейся в исследовании. Целью данной работы является анализ содержания и проявлений профессионально-нравственной деформации личности у медицинских сестер, выявление факторов, вызывающих профессионально-нравственную деформацию и возможностей коррекции профессиональной деформации. Объект исследования – средний медицинский персонал как носитель определенных профессиональных знаний и морально-нравственных установок и принципов, а предмет – способы формирования личностных деформаций у среднего медицинского персонала, обусловленные спецификой трудовой деятельности.

Понятие профессионально-нравственной деформации личности вводит в научный оборот американский социолог Питирим Сорокин в начале ХХ века. Сам термин происходит от латинского слова deformation, что буквально означает искажение, изменение формы. Отечественный психолог С.П. Безносов определяет профессионально-нравственную деформацию как отклоняющийся от общепринятых норм путь развития личности специалиста [1]. Профессиональная деятельность оказывает значительное формирующее и деформирующее воздействие на индивидуальные особенности субъекта по сравнению с другими видами деятельности, ведь на работе человек проводит значительную часть своего времени, и часто личностно вовлечен в процесс труда, видит в профессии свое призвание. Под термином «профессионально-нравственная деформация» в научно-исследовательской литературе понимают одновременно и длительный процесс негативных изменений, и результат влияния специфического труда на конкретную личность профессионала.  Профессиональная деформация способна приводить и к общим деструктивным изменениям личности специалиста, и к снижению качества и эффективности труда, и к конфликтному взаимодействию со всеми участниками, вовлеченными в процесс профессиональной деятельности. Деформационные процессы могут быть весьма глубокими, они затрагивают ядро личности специалиста: способ мышления, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, взгляды. Меняют существенным образом психологический облик, а впоследствии и линию поведения, привычки, характер взаимодействия с окружающими.

Профессионально-нравственная деформация имеет внутренние и внешние проявления. Специфический характер работы медика содержит в себе элементы отрицательного воздействия на внутренний мир личности специалиста и может способствовать кризису мотивации, снижению или утрате профессионально значимых целей и интересов, потере чувства удовлетворенности трудовой деятельностью, ощущению физической усталости, эмоционального выгорания, росту психосоматических болезней. Это нежелательный процесс, который затрагивает не только сферу служебной деятельности, но и сферу личную, на первый взгляд, с профессиональным трудом не связанную.

Внешние проявления профессионально-нравственной деформации разнообразны – от нарушений служебной дисциплины, например, систематическое опаздывание на работу или ошибки при оформлении служебной документации, до серьезного пренебрежения нормами медицинской этики, которое может приводить к грубости в речевом поведении, употреблению жаргона, надменному или агрессивному отношению к коллегам по работе, к пациентам, утрате чувствительности к человеческому горю, страданиям людей, к черствости и равнодушию и пр. Подвергшись профессиональной деформации медицинский работник дегуманизирует свое отношение к пациенту, происходит своего рода «расчеловечивание» больного: воспринимаются прежде всего диагноз, симптомы, недуг, а не конкретная личность, нуждающаяся в медицинской помощи и эмпатии со стороны медицинского персонала. Если отсутствует сострадание к больному, нет нравственных идеалов, задающих траекторию отношения к пациенту, то субъект, на который направлена профессиональная активность медицинского работника сводится только к механической сумме клинических проявлений, синдромов, диагнозов, терапий с применением лекарственных препаратов и оперативных вмешательств и т.д. [6].

Под воздействием объективных и субъективных обстоятельств может искажаться понимание профессионального долга медицинской сестры, суть которого заключается в том, чтобы оказывать помощь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. При этом деформация одного работника может «бросить тень» на его коллег, дискредитировать профессиональное медицинское сообщество в целом, нивелировать ценность их труда, порождая искаженное предвзятое отношение к сестринскому персоналу в будущем. Что позволяет рассуждать о профессионально-нравственной деформации как о явлении крайне опасном и нуждающемся в коррекции.

Причины, способствующие профессиональной деформации личности различны. Точное и четкое понимание всех причин и проявлений профессиональных деформаций позволит выработать способы профилактики, коррекции или устранения данного негативного явления. Можно выделить причинные факторы, которые обусловлены самой спецификой работы сестринского персонала, факторы, отражающие индивидуальные проявления конкретного работника и общие факторы социально-психологического характера. Должностная деформация обусловлена тем, что сотрудники нередко перегружены работой, к ним предъявляются повышенные или чрезмерные требования. Вследствие нехватки медицинских кадров в лечебных учреждениях или стремления медицинской сестры увеличить свой заработок один сотрудник может выполнять работу, которая при нормальном штатном расписании должна быть распределена на несколько человек. Недооценка обществом сложных условий труда медицинской сестры приводит к недостаточной материальной мотивации ее труда. Материальная составляющая профессией является важной, практически все работники отводят ей значимое место в иерархии своих потребностей и интересов. Низкооплачиваемая работа приводит к росту уровня стресса, чувству неудовлетворенности, обиды, раздражительности, ухудшению состояния здоровья. Физические перегрузки порождают чувство усталости, состояние фрустрации. Часто работа медицинской сестры сопровождается определенными стрессогенными факторами. К ним следует отнести серьезную ответственность, возложенную на средний медицинский персонал за состояние здоровья пациентов, неадекватное поведение пациентов, провоцируемое недугом, психические перегрузки, неблагоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе. А также разнообразные и иногда неопределенные должностные обязанности, в соответствии с которыми помимо собственной работы медицинская сестра выполняет часть работы врача и младшего медицинского персонала. Работа медицинской сестры сопровождается своего рода «конфликтом ролей», это необходимость при выполнении работы одновременно следовать указаниям многих должностных лиц (заведующий отделением, врач, главная и старшая медсестра), которая снижает результативность работы, ухудшают психическое самочувствие профессионала. Недостаток возможностей для продвижения по карьерной лестнице, долгое отсутствие служебного роста, несоответствие уровня образования занимаемой должности также являются распространёнными причинами профессиональных деформаций. В ряде исследований отмечается специфика причин деформации и ее проявлений в зависимости от профиля медицинской сестры, определены различные особенности проявлений профессиональной деформации личности медсестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля [7].  Итак, причины деформации разнообразны, среди них основная, на наш взгляд, отсутствие психологической и нравственной устойчивости у медсестры.

В научно-исследовательской литературе по психологии и профессиональной этике принято использовать такие характеристики профессионально-нравственной деформации, как глубина, скорость и широта. Глубина профессиональной деформации показывает отрицательные изменения личности работника от первой или начальной стадии до комплекса всевозможных негативных проявлений, вплоть до полной социально-профессиональной неадекватности специалиста-медика. Скорость деформационных изменений нарастает по мере увеличения профессионального стажа, значительных темпов она достигает, как правило, после десяти лет работы. При этом скорость может быть индивидуальна для каждого, зависит от индивидуальных особенностей личности. В зависимости от широты деформационными процессами могут охвачены полностью или частично эмоциональная, нравственная, волевая, интеллектуальная сферы личности. И в личной жизни человек может на себе испытывать деформирующие воздействие своей профессии.

Профилактика, коррекция или устранение проявлений профессионально-нравственной деформации актуальная проблема как для психологических служб медицинских учреждений, так и для самих сотрудников, занимающихся саморазвитием и самовоспитанием.

В рамках профессиональной этики и психологии исследованы и апробированы многочисленные способы, препятствующие развитию деформации [4]. Среди них, например, выделяют: устойчивый интерес к работе, наличие, помимо профессиональных, широких интересов, хобби, благополучная личная жизнь, положительная самооценка, толерантное отношение к чужим недостаткам, постоянное самовоспитание, твердые нравственные принципы, четкое распределение должностных обязанностей в трудовом коллективе, оптимальный режим труда и отдыха, и пр.

Сосредоточимся на нескольких основных мерах или способах противодействующих профессионально-нравственной деформации. Наиболее действенным способом, позволяющим противостоять профессионально-нравственной деформации можно, на наш взгляд, считать непрерывное профессиональное развитие, углубление и расширение медицинских знаний, накопление дополнительного профессионального опыта. В информационном обществе специалисты, представители разных профессий постоянно учатся и повышают свою квалификацию, не должны стать исключением в этой ситуации и медицинские сестры. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации позволит совершенствовать теоретическую и практическую подготовку, создавать условия для развития компетентной личности специалиста. Нельзя быть высококвалифицированной медицинской сестрой, не обладая информацией о новейших медицинских технологиях и способах их применения в практической деятельности, о новых подходах к диагностике и лечению или о современных способах организации работы медицинского персонала.    

Дополнительным фактором, противодействующим формированию и развитию деформационных процессов, затрагивающих личность медицинского работника является морально-психологический климат в коллективе. Психологический климат - это целостная совокупность состояний профессионального коллектива, включающее и эмоциональный, настрой, и характер межличностных отношений по вертикали (отношение к руководству) и по горизонтали (отношения с коллегами, способы разрешения конфликтов, внутренняя сплоченность), он проявляется в отношении к труду, в удовлетворенности или неудовлетворенности работой. Согласованность действий всех работников медицинского учреждения, низкий уровень конфликтности, соблюдение норм профессиональной этики, общее позитивное и оптимистичное настроение увеличат степень удовлетворенности профессиональной деятельностью, сформируют устойчивую мотивацию к труду. Морально-психологический климат задается рядом факторов: стилем руководства, организацией труда, системой материального стимулирования (уровнем оплаты труда), санитарно-гигиеническими условиями на рабочем месте, уровнем использования новых технологий и технических устройств. Логика данной закономерности состоит в том, что благоприятный психологический климат напрямую влияет на ценностные ориентации коллектива, исключает условия стимулирующие профессионально-нравственную деформацию.      

Создание и поддержание работы психологических служб в медицинских учреждениях и постоянное психологическое консультирование медицинских работников – еще один успешный способ преодоления деформационных процессов. Помощь психолога способна облегчить тяжелые душевные переживания, побороть равнодушие по отношению к профессиональной деятельности, сформировать позитивные достижительные установки. Эффективным средством профилактики профессиональной деформации является применение различных социально-психологических тренингов, практикумов, обучающих конструктивному выражению агрессии, самоконтролю, развивающих профессиональную саморефлексию и самоанализ, повышающих навыки деловой коммуникативной компетентности, формирующих способности к эмпатическому взаимодействию с пациентами, толерантному отношению к всем участникам лечебного процесса, повышающих внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности. Аутотренинги, повышающие уровень самоконтроля, позволят минимизировать последствия физического и психического перенапряжения. Наконец, не стоит забывать о самом элементарном способе преодоления стрессовых состояний, о котором медицинский работник должен знать в первую очередь в силу особенностей своих профессиональных знаний – это здоровый образ жизни, правильное чередование периодов труда и отдыха, полный отказ от любых вредных привычек, диета, занятие физической культурой, спортом, внимательной отношение к собственному здоровью, своевременная профилактика заболеваний.

В заключении отметим, что нравственные аспекты труда медицинских сестер, анализ взаимоотношений медицинского работника и пациента, рассмотрение проблем профессиональной адаптации личности медсестры к сложным условиям социальной реальности нуждается в дальнейшем глубоком исследовании и осмыслении. Важно всесторонне изучать проблему, выявлять ее самые ранние признаки, предвидеть и своевременно купировать развитие негативных деформационных процессов в работе медицинской сестры, поскольку от работы среднего медицинского персонала зависит уровень охраны здоровья населения и в целом состояние системы здравоохранения в государстве.

Список литературы

  1. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2012. – № 3 (55). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-deformatsii-lichnosti/viewer.
  2. Бурдастова Ю.В. Анализ зарубежного опыта и российских практик изменения роли медицинских сестер\ Ю.В. Бурдастова // Здоровье мегаполиса. – 2020. – № 1 (2). – С.89-94.
  3. Милькамонович В.К. Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения\В.К. Милькамонович // Медицинские новости. – 2015. – № 12. – С. 68 – 70.
  4. Никулина Ю.Н. Компоненты и факторы развития профессиональной деформации медицинских работников\Ю.Н. Никулина// Исследования молодых ученых: материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). – Казань: Молодой ученый, 2022. – С.61-66.
  5. Новокрещенова И.Г., Чунакова В.В. Роль среднего медицинского персонала в развитии первичной медико-санитарной помощи. – URL: https:// medconfer.com/node/4130.
  6. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Идеальный тип и профессиональные деформации личности врача в условиях современного этапа глобализации\Н.Г. Осипова, Т.В. Семина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnyy-tip-i-professionalnye-deformatsii-lichnosti-vracha-v-usloviyah-sovremennogo-etapa-globalizatsii/viewer.
  7. Феоктистова С.В., Уварова Г.Н. Проявления профессиональной деформации личности медицинских сестер разных специализаций / С.В. Феоктистова, Г.Н. Уварова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – Выпуск 3. – С. 72-80.

Интересная статья? Поделись ей с другими: