УДК 792

Становление отечественного театра XX века в свете социально-политических изменений

Коваленко Дмитрий Александрович – аспирант Российского государственного социального университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные социальные и культурные процессы, влияние которых на репертуар, развитие и становлении отечественного театра, было наиболее заметно в ХХ веке. Автор считает необходимым рассмотрение данной проблемы, ведь именно в переломные моменты жизни страны происходят наиболее значимые изменения во всех направлениях её жизни. Стоит принять во внимание, что театр является одним из важнейших индикаторов происходящих в культурной сфере изменений, он наиболее точно отражает настроения, тенденции и переживания обычных людей.

Ключевые слова: социальный процесс, политический процесс, культура, театральное искусство, советский театр, российский театр, режиссура, драматургия.

Театральное искусство (далее – ТИ), будучи одним из важнейших элементов духовной жизни (далее – ДЖ) общества, несомненно, выступает в качестве некоего «зеркала» социально-политических процессов (далее – СПП), происходящих в прошлом веке в нашей стране.

 Становление и последующее развитие советского ТИ как нельзя точно отражает настроения и взгляды формирующегося социалистического общества, дает выражение мыслям и переживаниям народа в это непростое для страны время. Стоит отметить, что различные революционные преобразования, которые затронули абсолютно все сферы общественной жизни, напрямую отразились и на определенных социальных функциях ТИ. Так, театр перестаёт быть самостоятельным и постепенно превращается в орудие массового идеологического воспитания, а помимо этого становится фактором формирования и распространения совершенно нового социалистического мировоззрения в обществе.

Новая власть активно пользуется возможностями ТИ для продвижения советско-партийной идеологии, вследствие чего в нескольких первых десятках лет  существования советской власти, театр претерпел определенный перечень значительных изменений, которые затронули одновременно структуру его организации и художественную форму.

Именно обширное влияние ТИ на умы и сердца россиян, в особенности в переходные временные периоды, когда СПП имеют основополагающее значение, и делают столь ценным исследование и анализ театра, выступающего в качестве средства влияния на сознание общества, предоставляют возможность более глубже и всесторонне понять сложные СПП, которые напрямую связаны с коренной ломкой, а помимо этого и определенным переустройством ДЖ на территории нашей страны.

Благодаря революционной трансформации государственной и общественной структур, повлекших развитие отличительных общественных процессов в культурной сфере общества, в театре рождаются совершенно новые, ранее не используемые формы и способы художественного выражения. Следует акцентировать внимание на том, что приобретя в данных условиях обновленный облик, ТИ открывает возможности для принятия непосредственного участия отдельной личности в общественно-культурной жизни. Вышеуказанное выразилось в довольно широком распространении самодеятельности, как отдельного вида театрального творчества, становящееся массовым.

Основными факторами реформирования отечественного театра, берущими свое начало со второй половины 80-х гг. ХХ века явились такие изменения положения действующих на тот момент театров, как экономические и юридические. Не стоит упускать из внимания и духовное содержание творческой театральной деятельности. Принимая во внимание воспитательный фактор и значение многообразия различных видов искусства, включая и ТИ, воздействие на ДЖ человека, его внутренние ценности и нормы морали стоит отметить, что абсолютно любое изменение, происходящее и протекающее в ТИ в обязательном порядке должно основываться на историческом опыте. Исключительно в таком случае оно будет иметь развитие, сохраняя при этом наилучшие традиции, и позволит добиваться совершенно новых творческих целей.

В советской исторической науке длительный временной период превалировала точка зрения о второстепенном значении ДЖ и духовного развития общества. По этой причине, основное внимание было акцентировано на исследованиях процессов политического и экономического характера, происходивших в стране во времена прошлого столетия. В качестве результата выступило недостаточное внимание к вопросу изучения развития ДЖ и культуры новейшей истории России, в особенности советского ТИ. Преимущественно, это выразилось в разработке исследуемых научных проблем в масштабах региона и страны.

Следует отметить, что основным направлением советского театра (далее – СТ)  в 50-60-х гг. ХХ века является рассмотрение тем современности, что находит свое выражение в таких спектаклях, где особое и повышенное внимание уделяется довольно высоким нормам морали и этики. Например: «Иркутская история» А.А. Арбузова (1959), «В добрый час!» (1954) и «В день свадьбы» (1964) В.С. Розова. На театральных афишах существенное и основное место начинает занимать прогрессивная драматургия, а именно пьесы Б. Брехта, Э. Де Филиппо, А. Миллера. В указанное время внимание к себе привлекает целый ряд молодых режиссеров и актёров, которые заняли довольно видное и значимое место в СТ.

Мировое признание обретает система К. С. Станиславского, которая определяет методику работы актерского состава, а помимо этого и принципы создания произведения. Подчеркивается, что СТ оказывал довольно большое и повышенное влияние на театральную культуру мира. СТ имели большой успех за границей, а помимо этого получали наивысшие оценки передовой общественности.

Следует отметить, что СТ, будучи чуждым национальной ограниченности, расширял горизонты и пополнял копилки опыта, используя лучшие образцы драматургии других народов, являющимися братскими по отношению к русскому народу. Так, на сцене советских театров ставились пьесы украинских, эстонских и авторов других республик.

Период 50-70-х гг. называют «вторым рождением» драматургии Маяковского. Так, особенный успех имела проникнутая боевым духом и при этом сатирически точно бьющая по бюрократам постановка такой пьесы, как «Бани». Она была поставлена Н.В. Петровым, С.М. Юткевичем и В.Н. Плучеком в 1953 году.

Множество театров, которые впоследствии станут занимать основные и важные места в культурной жизни страны, а также приобретут всемирную известность, достигнув невероятных творческих высот, создаются в 20 – е годы XX столетия. Первоначально основной целью их развития являлось массовое распространение новой, революционно-пролетарской культуры. В соответствии с этим подбирался репертуар и названия театров. Следует особо отметить, что в 1920 году был создан театр революционной сатиры, который спустя два года был переименован в театр Революции. В настоящее же время он известен всем, как театр Маяковского.

С начальным периодом становления театра связана работа легендарного В.Э. Мейерхольда, руководящим данным заведением на протяжении двух лет. В 1923 года появляется театр Моссовета, изначально выполнявший функцию главного московского профсоюзного театра. В этом театре много лет прослужил выдающийся режиссёр эпохи – Юрий Завадский. Именно здесь плодотворно работала Фаина Раневская, а помимо этого знаменитейшие советские актеры, такие как Ростислав Плятт, Любовь Орлова и т.д.

Массовое распространение театральной культуры, внедрение театра в жизнь советского гражданина спровоцировала невиданную ранее проблему покупки билета. На площади Маяковского, где располагалось первое здание одноименного театра, возле касс собирались очереди, длиной в несколько сотен метров. Любители театра ожидали покупки билета даже ночами. Названию и идее театра соответствовал и репертуар: пьесы Розова, Володина, Шварца, Вампилова.

Не только столица славилась в то время активной театральной жизнью. Ленинград, как культурная столица, не в коей мере не отставал от Москвы, радуя зрителя многочисленными драматическими произведениями.

В период застоя развитие театрального движение, вопреки расхожему мнению, не остановилось. Новые люди, идеи и формы выражения театральной мысли не перестают появляться даже в тяжелые времена. В 1973 году на должность главного режиссёра московского театра Ленинского комсомола назначен Марк Захаров. Именно с эпохи Марка Захарова возникает «мода на Ленком» (с 1990 года данное название стало официальным), продолжающаяся и по сей день.

Поставив на сцене театра огромное количество ярких и запоминающихся драматических произведений, Захаров навсегда вписал своё имя в историю русского искусства, как основоположник музтеатра, который занимал позицию между американским мюзиклом, рок-оперой и непосредственно драмой.

С начала неспокойных 90-х гг. и до настоящего времени положение театра в России довольно неоднозначно. Свою работу не прекращают мэтры режиссёрского ремесла, не забывая при этом традиции СТ. Вместе с этим в театр врывается молодое, авангардно настроенное поколение с огромным желанием реализовать новые тенденции мировой культуры. По этой причине свое становление и развитие начинает постмодернистский театр.

Это движение представлено новыми театральными коллективами и отдельно взятыми постановками, ставящимися в наиболее крупных театрах. Среди мастеров театрального искусства, способных в нетрадиционной, иногда скандальной манере передать настроения современного общества, выделяются Кирилл Серебрянников, Юрий Бутусов, Владимир Мирзоев, Андрей Житинкин. При этом, русский театр после 1991 г., как и вся страна, становится более зависимым с финансовой точки зрения.

Коммерциализация театра и возникновение довольно большого количества, по высоким стандартам советского театра, низкосортных, но при этом экономически выгодных постановок, привлекающих зрителя популярными актёрами и весёлым сюжетом, в значительной мере замедляет развитие новой театральной мысли, представляет театр не как культурно-социальное «зеркало» общественной жизни, а как отражение экономического уровня развития того или иного слоя населения. Преимущественное большинство успешных режиссеров предпочитает использовать классический материал, а помимо этого и интересные постановки начала столетия. К ним относятся новые интерпретации всем хорошо известных пьес.

Экспериментальная же драматургия предстаёт перед нами лишь в небольших театрах. Но, невзирая на довольно мрачные прогнозы о скорой гибели театра, рассматриваемый вид искусства все еще продолжает развиваться, а свежие молодые умы стремятся к поиску новых идей и форм передачи мысли. При этом зрители продолжают заполнять залы, в стремлении прикоснуться к таинственному миру театра.

Театральная жизнь не останавливается – все время рождаются новые интересные пьесы и спектакли. Одной из особенностей российского театра можно назвать постоянное развитие, движение вперед.  Российский театр XX века отражает жизнь и борьбу русского народа, перемены в сознании и духовном мире, сохраняет для будущих поколений драгоценное творчество К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда. Сила отечественного театра, как и русского народы в целом, – в его стремлении быть на передовом крае борьбы за светлое будущее, в богатстве и многообразии творческих поисков, что несомненно служит примером для подражания всему мировому театральному сообществу.

Список литературы

  1. Авангард и театр 1910-1920-х годов: антология. – М.: Наука, 2008.
  2. Вахтангов Е. Б. Сборник / Сост., Комм. Л. Д. Вендровская, Г. П. Каптерева. – М.: ВТО, 1984.
  3. Бобылева А.Л. Западноевропейский и русский театр XIX-XX веков: Сб. статей. – М., Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011.
  4. Луначарский А. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1982.
  5. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011.

Интересная статья? Поделись ей с другими: