УДК 77

Новые технологии в 2D анимации

Богачев Руслан Олегович – художник-аниматор, Член CAA, Член Союза Кинематографистов Российской Федерации, Член Евразийского Союза Художников.

Аннотация: В данной статье представлено исследование, посвященное влиянию новых технологий на процесс создания 2D анимации и изменению роли художника-аниматора. На личном опыте показано, как различные инструменты и программы влияют на творческий процесс и принцип работы профессионалов. Как новые технологии позволяют ускорить процесс создания анимации, снизить ошибки и улучшить качество окончательного продукта. Они также дают возможность художникам-аниматорам экспериментировать с различными стилями и эффектами, что расширяет их возможности и вдохновляет на новые творческие идеи.

Исследование подчеркивает, что несмотря на изменения, происходящие в процессе создания 2D анимации под влиянием новых технологий, роль художника-аниматора остается важной и незаменимой. Творческое мышление, способность передать эмоции через движение и умение вживаться в образы персонажей, остаются ключевыми навыками мастерства профессии.

Ключевые слова: 2D aнимация, художник-аниматор, новые технологии в анимации, анимационная индустрия, профессии в анимации, анимационные студии, Toon Boom Harmony, TV Paint Animation, Macromedia Flash, Adobe Animate.

2D анимация является одним из самых популярных и зрелищных видов искусства в мире. Она позволяет создавать удивительные и впечатляющие визуальные эффекты, захватывающие истории и заставляющие зрителей погрузиться в мир фантазии и воображения.

До середины девяностых в России многие этапы работы над анимацией не терпели ошибок, они приводили к сложностям в исправлении и потере времени и материалов. Профессия требовала внимательности к деталям и актёрского мастерства. Необходимо было умение правильно изображать детали из кадра в кадр, не теряя ритма и смысла сюжета.

К концу девяностых в странах СНГ гигантский станок сменил компьютер и сканер. Рисовали также на кальке, прорисовывали и фазовали тоже на кальке, но процессы съёмки и монтажа упростились, а целлулоид и ручная раскраска канули в лету и на смену пришла цифровая заливка цветом. В скором времени произошли новые прорывы в области анимации, как в 3D индустрии, так и в 2D.

В двухтысячных появилась принципиально новая технология для стран СНГ, а точнее векторная анимация. Самая популярная для анимации была программа Macromedia Flash. Ярким примером векторной анимации в интернет пространстве может служить мультипликационный сериал «Масяня» Олега Куваева.

Самым ярким и неожиданным появлением на рынке периферийных устройств для художника стали графические планшеты от Wacom. С появлением ЖК-дисплеев, технология ввода переродилась в нечто совершенно новое и более понятное традиционному художнику в освоении, теперь монитор и планшет были едины, а прям из-под пера (стилуса) появлялась линия. А в 2005 году свет увидел поразительный инструмент Wacom Cintiq 21UX [1].

С появлением графических планшетов произошла революция, в том числе и в мире программного обеспечения. Процесс рисования происходил непосредственно сразу в цифровом виде. Много графических программ появлялось и улучшалось исходя из такой новой возможности. Примеров в программном мире было десятки, в настоящее время мы имеем в сфере растровой анимации такие яркие примеры как TV Paint Animation и опционально Toon Boom Harmony.

Рассмотрим более подробно эти уникальные программы. Программа Toon Boom Harmony - это профессиональное программное обеспечение, которое позволяет создавать как маленькие анимации, так и полноценные проекты, представленные в высококачественных мультфильмах [2]. Пользователи могут использовать обширную библиотеку персонажей и текстур, а также импортировать свои собственные объекты.

TV Paint Animation - это программа для традиционной 2D анимации в реальном времени, которая позволяет быстро и без применения физических материалов, как бумага и краски, создавать мультфильмы. Её многофункциональная технология включает в себя все необходимые инструменты для разработки анимационных проектов, от раскадровки до чистовой цветной анимации.

Toon Boom Harmony вобрала в себя похоже все возможности современной анимации и более того все этапы создания с удобством выставления виртуальной камеры и расположения слоёв сцены по плановости с помощью 3D технологий. В ней удобно пользоваться инструментами для рисованной анимации, как и в TV Paint Animation. Имитации пастели, карандашей, кистей намного лучше реализованы в TVP Animation, а вот работа с камерой и возможность использовать цикличные движения лучше реализованы в Harmony, плюс можно перемещать внутрь сцен 3D объекты по необходимости.

В Harmony так же реализована более сложная для обучения риговая анимация с нодовой системой. И в отличии от простой библиотеки в Adobe Animate, тут необходим более профессиональный подход к сборке персонажей, а когда они собраны правильно ими удобно пользоваться.

Конечно же это не единственные программы для риговой анимации. Многие используют, к примеру, Moho или Adobe After Effects, но принципы этих программ схожи и пока на рынке труда Harmony лидирует. Основным преимуществом Adobe After Effects являются большие возможности доработки готовых сцен по цвету и добавление различных эффектов. А Moho создана под работу с риговой анимацией, но нодовой системы в ней нет.

В последние годы с развитием технологий появились новые инструменты и программы, которые значительно улучшили процесс создания 2D анимации. Новые технологии позволяют художникам и аниматорам работать более эффективно и творчески, расширяя возможности их искусства.

С появлением новых программ и инструментов, аниматоры получили больше возможностей для творчества и экспериментов. Некоторые программы позволяют создавать анимацию с помощью рисования на экране, а другие предлагают широкий выбор готовых эффектов и инструментов для создания анимации.

Новые технологии в 2D анимации не только улучшают процесс создания, но также повышают качество и визуальные эффекты анимации. Они позволяют аниматорам воплощать свои идеи и задачи от режиссёра в реальность, помогая создавать захватывающие и запоминающиеся анимационные фильмы.

Таким образом индустрия анимационного кино теряет такие профессии, как художник-прорисовщик, художник-фазовщик и заливщик. Возможность использования готовых шаблонов и пресетов может привести к потере уникальности и индивидуальности анимации. Кроме того, новые технологии требуют от художников-аниматоров обучения и адаптации к новым инструментам, что может занять дополнительное время и ресурсы, а главное забрать у профессии ключевую её часть - рисование.

В России, как и в других цивилизованных странах, важно сохранять разнообразие видов анимации. Все виды огромного анимационного мира должны жить и радовать зрителей. Как удачный пример, можно привести анимационную индустрию Японии. Сериалы, допустим «Боруто», «Тетрадь смерти», полный метр, это конечно шедевры Хаяо Миядзаки, рисуют в традиционной манере. Всё это пользуется очень высоким спросом, достаточно воспользоваться YouTube и в этом можно убедиться.

Анимационным студиям необходимо находить способы поддержки и развития классической анимации, давая художникам-мультипликаторам возможность реализовывать свой потенциал и сохранять свои профессии, сохраняя баланс между экономической эффективностью и искусством.

Список литературы

  1. Мария Мотова Wacom Cintiq 21UX 6 июля 2005 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.publish.ru/articles/200506_4053659?ysclid=lqpnr3ae85745387292
  2. Эмма Гарофало Toon Boom Harmony 20: руководство для начинающих 16 сентября 2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.makeuseof.com/introduction-harmony-20-beginners/