УДК 747.7

Эволюции вокальных хип-хоп жанров на примере творчества американских исполнителей XX-XXI вв. (Эминем, Rihanna)

Бабурян Алла Игоревна – доцент кафедры Эстрадно-джазового пения Института современного искусства

Гетманенко Анастасия Олеговна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры Мировой культуры Московского государственного лингвистического университета

Шкурко Полина Ростиславовна – магистрант кафедры Эстрадно-джазового пения Института современного искусства

Аннотация: В статье рассматривается эволюция вокальных жанров хипх-хоп, таких как рэп, new рэп, R'n'B и New R'n'B. Анализ осуществляется на основе творчества зарубежных исполнителей – Эминема и Rihanna. Особое внимание уделяется трансформации содержания произведений в прямой зависимости от распространения данных жанров на мировом уровне. Отмечаются также изменения, связанные с функциональной основой жанра, возникающие в этой связи трансформации музыкального языка и используемых вокальных техник. Статья будет полезна искусствоведам, исследователям-культурологам, а также может служить материалом для изучения становления и развития вокальных жанров студентами исполнительских вокальных отделений ВУЗов.

Ключевые слова: эстрадное пение, вокальные жанры, хип-хоп культура, функции искусства, социокультурная ситуация.

Хип-хоп культура – явление музыкального мейнстрима рубежа XX-XXI веков. Начав свою историю в 70-е гг. XX века, хип-хоп из протестного жанра, выражающего недовольство и сопротивление угнетаемых слоев американского общества, постепенно стал трансформироваться в глобальное явление. Данному факту, безусловно, способствовало развитие технологий звукозаписи, развитие музыкального продюсирования, создание видеоклипов и их повсеместное распространение, благодаря телевидению и музыкальным каналам.

В условиях рубежа веков активное распространение продолжилось, и способствовало этому развитие сети информационно-коммуникативных технологий (Интернета): стирание межгосударственных границ стало приводит не только к соприкосновению, но часто – к столкновению культур и экспансии западных ценностей, их массовому распространению в молодежной среде. Результатом стало то, что в иных, отличных от Западного мира, государствах начали формироваться собственные национальные хип-хоп команды, рэп-группы, начали выделяться отдельные исполнители.

Активное распространение хип-хоп культуры, ее преобразование под влиянием национальных особенностей, сопутствующая этому ценностная трансформация и попытки выражения средствами рэпа и иных вокальных хип-хоп жанров новых, «своих» смыслов обусловили выбор данной темы.

Целью исследования является выявление специфических черт вокальных жанров хип-хоп (рэп и R'n'B) на разных этапах их развития. Эмпирической базой исследования выступает творчество Эминема и Rihanna.

Прежде всего, важно отметить, что исторически рэп и R’n’B имеют различные музыкальные истоки. Источником хип-хоп культуры и рэпа как музыкального направления является устное народное творчество гриотов – бродячих музыкантов-сказителей, которые, перемещаясь между племенами, рассказывали под музыкальное сопровождение актуальные новости, легенды, сказки. На формирование рэпа как речетативной формы повлияла также традиция проговаривания текстов молитв и проповедей, существующая в черных протестантских общинах.

R’n’B (ритм-энд-блюз) – стиль популярной музыки, сочетающий в себе элементы блюза, танцевального ритма и вокальной мелизматики, зародившийся в 40-е гг. XX века в среде афроамериканских исполнителей в США. Сам термин «ритм-энд-блюз» возник в 1947 году в журналистской среде для обозначения хит-парада популярных песен афроамериканцев. В результате ритм-энд-блюз стал синонимом новой популярной музыки представителей негроидной расы. Таким образом, хип-хоп культура в целом и рэп-музыка в частности являются выразителями афроамериканских национальных музыкальных форм, развивающихся в определенном социально-политическом контексте.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что исторически и содержательно жанры рэп и R’n'B объединяет единый культурный исток – зарождение в среде афроамериканской культуры. Однако, если рэп тяготеет к народной традиции и служит выразителем угнетенности и страданий, то R'n'B становится популярным (в современном понимании – эстрадным) жанром, на основе которого в дальнейшем сформируются соул, фанк и диско. Следовательно, внутри жанра R’n’B «социальный» фактор в большей степени нейтрализован, тогда как рэп является остросоциальным.

Данные тенденции находят отражение и в творчестве современных для нас исполнителей – Эминема и Rihanna.

Творчество Эминема, как и работы всех рэп-исполнителей конца XX века, изначально явилось репрезентацией его жизненных переживаний, сложностей и проблем, связанных с расовым расслоением. Ключевой темой первых произведений исполнителя становятся расовое угнетение, издевательства, насилие, употребление наркотических средств и т. д.

Первый этап карьеры Эминема – совершенствование собственного поэтического мастерства во фристайле. Следует также выделить такие особенности фристайла как жанра:

  1. Импровизационность;
  2. Быстрый темп чтения под однообразный стандартный бит;
  3. Персонализированность (во фристайл композициях исполнители часто обращаются напрямую к своему оппоненту, подчеркивая его недостатки и собственные достоинства);
  4. Использование таких лексических приемов как аллитерация (повторение однородных согласных звуков), ассонанс (повторение однородных гласных звуков), ономапотея (звукоподражание). Следует отметить, что эти выразительные средства в дальнейшем станут основой развития рэп-жанра.

Важным поворотным шагом творчества Эминема является формирование образа Слима Шейди - антигероя, под псевдонимом которого творил исполнитель.  Тексты этих рэп-композиций были циничны, основные тематики – насилие, черный юмор. Следующий альбом – Marshall Matters LP – стал отражением внутренних переживаний автора в связи с гибелью его друга. С точки зрения музыкально-стилистической альбом отличается инструментальным разнообразием (сопровождением композиций становятся фортепиано, гитара, традиционные семплы и биты), а в основе лежит текстовая импровизация автора-исполнителя. Альбом The Eminem Show включал в себя композиции, которые были сведены самим автором, что обеспечивало аутентичность звучания. Следует отметить, что инструментальное сопровождение было наполнено так называемым low-звучанием – использование бочки, баса, что создавало отсылку к рок-музыке. Следующий альбом – Encore, отличившийся хитами Just Lose It, I’m a Soldier, Crazy in Love, Mockingbird, Em Calls Paul. Этот альбом был возвратом к обычному рэп-звучанию, что и обусловило его меньшую популярность и холодную критику.

После долгого перерыва, в 2009 году Эминем возобновляет свою творческую деятельность и выпускает альбом Recovery, посвященный людям, которые хотят «выйти из тьмы» (в данном случае подразумевается употребление наркотических средств, тяжелая жизнь и пр.). В этот же период, сохраняя свойственную исполнителю харизму, колкость, но при этом следуя тенденциям сближения жанров рэпа и вокального R'n'B Эминем выпускает композицию Love The Way You Lie совместно с Rihanna. Творчество 2010-х наполнено различными коллаборациями.

Эволюция вокального жанра хип-хоп в рамках R'n'B находит отражение в творчестве одной из самых ярких представительниц – Rihanna. Музыкальные критики говорили про творчество певицы, что оно не имеет определенного стиля, ведь в ее песнях смешаны яркий денсхолл, даб-поп и клубный хип-хоп. Rihanna, являясь представителем современного стиля R'n'B отражает в своем творчестве все тенденции трансформации жанра:

  1. Сближение с популярной и танцевальной музыкой;
  2. Выпуск треков в танцевальной электронной обработке;
  3. Сближение с жанром рэпа и выпуск коллабораций с рэп-исполнителями;
  4. Включение в аранжировки этнических и национальных инструментов и аранжировок.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о сближении жанров рэп и R'n'B, происходящем на современном этапе развития. Их современные трансформации – new рэп и new R’n’B – являются выражением жанрового сближения, как содержательно, так и с точки зрения исполнительской: музыка носит танцевальный, развлекательный характер.

Список литературы

  1. Барсукова, Е. А. Музыкальнаякультура США в вопросах и ответах = Musical culture of the USA (tests): пособие для изучающих английский язык / Е. А. Барсукова; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения. – Москва: URSS: ЛЕНАНД, cop. 2019. – 101 с. – Текст: непосредственный.
  2. Гараева, Р. С. Англо-американизмы в русскоязычной рэп-лирике / Гараева Р. С., Ганиева Г. Р., Мисхабова А. Г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017.  – № 3 (69): в 3-х ч.  – Ч. 2. –  с. 82-84.  – Текст: непосредственный.
  3. Горбатых, О. С. Хип-хоп: история, особенности, основные направления / О. С. Горбатых, И. В. Долженкова // Образование и воспитание. – 2019. – № 6 (26). – с. 28-30.  – Текст: непосредственный.
  4. Гришина, Е. А. Русский рэп как саморефлексия поколения / Е. А. Гришина // Philosophy. Sociology. Art Studies. – 2019. – № 3. – с. 86-96. – Текст: непосредственный.
  5. Колесникова, С. В. Виды молодёжной субкультуры, преобладающие в современной молодежной среде / С. В. Колесникова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – № 1. – с. 65-69. – Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: