УДК 398.2
Влияние кочевой культуры на современную узбекскую культуру
Сун Юй – бакалавр факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием кочевой культуры на современную узбекскую культуру. Рассмотрено понятие «кочевая культура». Изучены ключевые особенности кочевой культуры народов. Исследовано влияние кочевой культуры на общество, экономику, музыкальные и танцевальные традиции.
Ключевые слова: кочевая культура, развитие, узбекская культура; современность, влияние, народ.
Узбекистан расположен в самом центре Центральной Азии, и это была важная область для деятельности древних кочевых народов, особенно на обширных степях и полупустынях. В регионе Узбекистана действовали ранние кочевые народы, такие как скиты и тюрки. Эти группы жили скотоводством, постоянно мигрировали по просторным степям. Местные жители Узбекистана в ранние периоды своей истории, пережив долгие войны и культурные обмены, смешивались с пришедшими кочевыми народами, формируя новое центральноазиатское население. Кочевые народы являются важной частью идентичности ранних жителей Центральной Азии. В 13 веке Чингисхан объединил монгольские племена и основал Монгольскую империю. Расширение Монгольской империи непосредственно повлияло на регион Узбекистана, принося глубокие изменения в культуре кочевых народов и политической структуре. В конце 14 - начале 15 века Тимур основал империю с центром в Самарканде. Он был смешанного тюркского и монгольского происхождения, и его правление отражало сочетание кочевой и седловой цивилизации.
Это подтверждает, что кочевая культура оставила яркий след в истории Узбекистана, даже если сегодня кочевники практически не встречаются. В этой статье мы рассмотрим, как история кочевой культуры оказала влияние на современное узбекское общество с точки зрения социокультурных аспектов.
Кочевая культура представляет собой культуру, основанную на образе жизни, связанном с постоянными перемещениями. Этот образ жизни позволяет группам следовать за доступными ресурсами, такими как водные и пастбищные угодья, в соответствии с изменениями сезонов. Эта форма культуры часто встречается в степных и полупустынных районах, таких как большие степи Центральной Азии.
Центральным элементом образа жизни кочевых народов является скотоводство (такие как лошади, овцы, коровы и верблюды). В традиционном кочевом обществе, например, у казахов важная роль отводится лошадям, которые не только служат важным транспортным средством, но и источником пищи (конская молочная продукция и мясо). Овцы и коровы также играют важную роль, предоставляя шерсть и кожу, которые используются для изготовления одежды и жилищ.
Повседневная жизнь кочевых народов тесно связана с природой. Они перемещаются из места в место в зависимости от сезонных изменений, чтобы обеспечить скоту достаточное количество пищи. Этот образ жизни требует от кочевников высокой адаптивности и глубокого понимания окружающей среды.
Типичным жилищем кочевников являются удобные для переезда палатки. Самым известным примером в Центральной Азии является юрта, круглая палатка с каркасом из овечьей шерсти и деревянных стоек. Юрта можно быстро собрать и разобрать, она адаптирована к различным климатическим условиям и идеально подходит для потребностей кочевого образа жизни.
Интерьер юрты обычно оформлен очень просто и функционально. В центре располагается печь для обогрева и приготовления пищи, а на стенах вешаются ручные изделия и украшения, созданные членами семьи. Эти украшения не только красивы, но и отражают культурные особенности этнической группы и семейную историю.
Кочевники организуют свою жизнь вокруг семейной ячейки, где члены семьи совместно участвуют в переездах, управлении пастбищами и повседневных работах. Социальная структура относительно равноправна, но существует также выделенные лидеры или старейшины, которые обычно принимают решения на основе опыта и мудрости.
Например, в монгольском кочевом обществе важную роль играют ханы (Khans) племени, которые занимают важное положение в обществе, решая конфликты, указывая маршруты переезда и поддерживая внутреннее согласие племени. Женщины также играют важную роль в кочевом обществе, участвуя не только в управлении повседневной жизнью, но и организуя социальные и культурные мероприятия.
Культурные особенности кочевников ярко выражены и включают в себя устное наследие, музыку, танцы и ремесла. Эти формы культуры часто тесно связаны с их образом жизни и природой окружающей среды. Например, длинные монгольские мелодии (Urtiin Duu) представляют собой уникальную форму традиционной музыки, отражающую ритм жизни кочевников и красоту природы.
В целом кочевая культура является не только образом жизни, но и глубоким культурным выражением. Она отражает мудрость сосуществования человека с природой и высокую степень адаптивности к изменениям окружающей среды. Эта культура оказала глубокое влияние на историю многих регионов, особенно в Центральной Азии [4].
Кочевые народы сыграли значительную роль в формировании политического уклада Узбекистана, и это можно разделить на три этапа. Первый этап - древние времена.
Влияние кочевой культуры на современное общество Узбекистана глубоко и многогранно. Несмотря на то, что современный Узбекистан превратился в модернизированное государство, наследие кочевой культуры по-прежнему оказывает влияние на общество, культуру, экономику и другие аспекты.
В данной статье рассмотрены следующие шесть аспектов: ведение сельского хозяйства и животноводства, эстетические традиции, социальная структура и семейные ценности, туризм в духе кочевой культуры, устойчивость окружающей среды, а также популярность торговли и культурного обмена.
Баланс между сельским хозяйством и животноводством Хотя Узбекистан уже принял современные методы сельскохозяйственного производства, следы кочевой культуры все еще остаются в животноводстве. Традиции узбекского сельского хозяйства часто включают элементы животноводства. Традиционно кочевые народы жили за счет скотоводства, и этот опыт также применяется в сельских районах. Многие фермеры разводят животных, таких как овцы и коровы, для получения шерсти, мяса и молочных продуктов. Такой подход к совмещению сельского хозяйства и животноводства отражает влияние кочевой культуры на аграрные методы, делая сельскохозяйственное производство более разнообразным.
В некоторых регионах Узбекистана есть обширные степи, которые тесно связаны с традиционным образом жизни кочевых народов. Сельскохозяйственное производство в степных районах обычно включает выпас скота. Фермеры выпасают животных на степях, что помогает поддерживать устойчивое использование земли и обеспечивает степные продукты, такие как качественная шерсть.
Кочевники традиционно следовали сезонной миграции и сельскохозяйственной деятельности, и такой сезонный подход к сельскому хозяйству также присутствует в Узбекистане. Фермеры планируют сельскохозяйственную деятельность в зависимости от климатических условий разных сезонов и потребностей скота, что способствует повышению урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.
В целом, влияние кочевой культуры ясно видно в сельскохозяйственной деятельности Узбекистана, что включает в себя комбинацию сельского хозяйства и животноводства, степное сельское хозяйство, разнообразие сельскохозяйственной продукции и сезонный подход к сельскому хозяйству. Эти традиционные методы отражают влияние кочевой культуры на аграрные практики, а также обогащают разнообразие сельскохозяйственной продукции и сельских сообществ Узбекистана [1].
Влияние кочевых традиций явно видно в традиционной одежде Узбекистана. Традиционная одежда узбеков обычно включает в себя длинные халаты, головные уборы, брюки и сапоги, отражая функциональные потребности кочевых народов в полевых условиях. Одновременно, одежда часто украшена изящной вышивкой и декоративными элементами, отражающими эстетические ценности кочевой культуры.
Узбекистан известен своими богатыми ремеслами, глубоко подверженными влиянию кочевой культуры. Ремесленные изделия, такие как шелк, ковры, керамика и металлические изделия, часто демонстрируют особенности кочевого искусства, например, изображения животных и пейзажей степей. Эти ремесленные изделия не только используются в декоративных целях, но и передают ценности и истории кочевой культуры.
Кочевая культура оказала значительное влияние на музыкальные и танцевальные традиции Узбекистана. Музыка Узбекистана обычно включает струнные и ударные инструменты, отражая музыкальные традиции кочевых народов. Танцевальные представления также часто вдохновлены степной культурой, где танцоры имитируют движения животных и сцены степей, и эта форма исполнения широко передается и ценится.
Кочевая культура подчеркивает устные традиции, то есть передачу знаний, историй и песен устно. В Узбекистане устные традиции все еще очень важны, рассказывая истории о приключениях предков, героических сказаниях и жизни в степях. Эти рассказы передают ценности и мудрость кочевой культуры.
Праздники и торжества в Узбекистане часто отражают элементы кочевой культуры. Например, Навруз (Nowruz) - это традиционный весенний праздник, отмечающий начало нового года и сельскохозяйственных работ. Празднование включает народные танцы, музыкальные выступления и традиционные блюда, отражая праздничные традиции кочевых народов [3, с.221].
Социальная структура и семейные ценности Кочевая культура подчеркивает важность семьи в обществе, и эти семейные ценности сохраняют свое глубокое значение в современном узбекском обществе.
Узбекское общество обычно ориентировано на семью, и тесные связи между членами семьи являются частью культурной традиции. Семьи обычно состоят из нескольких поколений, где дедушки, бабушки, родители и дети живут вместе, и такая традиционная семейная структура по-прежнему распространена. Одним из заметных свидетельств этого является точность, с которой в узбекском языке описываются родственные отношения. Например, если вы узбекская жена, то жена брата вашего мужа для вас будет yengil qiz. Это отражает уважение узбеков к членам семьи. Такие отношения на самом деле не так уж и распространены, особенно в западных странах, где такие титулы часто заменяются одним унифицированным и простым названием.
В целом, кочевая культура оказала глубокое влияние на современное общество Узбекистана, что проявляется во многих сферах, включая культурные традиции, социальную структуру, экономическую деятельность и устойчивое развитие окружающей среды. Не стоит говорить, что культурное строительство страны зависит от многих факторов и причин, как, например, в этом случае, где религия и форма правления также играют важную роль. Однако наследие кочевой культуры является важной частью многообразия культур Узбекистана и предоставляет полезный опыт и ценности для устойчивого развития страны. Кочевая культура является неотъемлемой частью современной узбекской культуры.
Список литературы
- Остонова С. Н. «National Traditions and Rituals in Modern Uzbekistan (Basing on the Analysis of Uzbek Traditional Meal 'Palov')» // Молодой Учёный. no. 47 (337). 20 Nov. 2020. moluch.ru.1. «The Connection of the Genetic, Cultural and Geographic Landscapes of Transoxiana”. Scientific Reports, Nature Publishing Group. URL: www.nature.com/articles/s41598-021-83261-4 (дата обращения 10.02.2024).
- Ro’I Yaacov, Alon Wainer. «Uzbekness and Islam: A Survey-based Analysis of Identity in Uzbekistan. Central Asian Affairs. vol. 3. no. 2. 2016. pp. 142–162. Brill | Schöningh. URL: https://doi.org/10.1163/22142290-00302003 (дата обращения 10.02.2024).
- Lerman Zvi. «Agricultural Development in Uzbekistan: The Effect of Ongoing Reforms». Hebrew University of Jerusalem, Department of Agricultural Economics and Management. 2008. 330 pp. DOI: 10.22004/ag.econ.37945.
- «Mahalla – a unique social structure in Uzbekistan». Sarkaritel.com. 27 Dec. 2023. URL: www.sarkaritel.com/mahalla-a-unique-social-structure-in-uzbekistan (дата обращения 10.02.2024).