УДК 780.6

История фортепианного исполнительского искусства в Китае

Дай Цзыцзюнь – студент Белорусского государственного университета культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь)

Аннотация: Статья раскрывает особенности развития фортепианной музыки в Китае и отмечает его особенности. Приведена историческая справка о возникновении музыкального инструмента фортепиано в Китае. Проанализировано становление китайской фортепианной школы, а также рассмотрены проблемы, с которым столкнулась современная фортепианная школа в Китае.

Ключевые слова: фортепианное исполнительство, фортепианная школа, история фортепианное искусство, тенденции развития фортепианного искусства, китайское фортепианное искусство.

В настоящее время фортепиано переживает период популярности в Китае: по некоторым оценкам, около 40 миллионов детей в настоящее время учатся игре фортепиано. Действительно, инструмент становится все более популярным среди растущего среднего класса Китая, у которого появляется больше финансовых ресурсов, чтобы инвестировать в уроки и дорогие инструменты. Такой повышенный интерес может быть объяснен многими факторами: феноменальным успехом китайских суперзвезд – концертирующих пианистов Ланг Ланг и Ли Юньди, восхваление музыкальных способностей в обществе, облегченное поступление в в школы более высокого уровня. За последние десятилетия Китайская система фортепианного образования зарекомендовала себя как очень успешная, выдающиеся пианисты, такие как Ли Юньди и Ван Юйцзя являются тому доказательством [3]. Для понимания такой популярности, рассмотрим появление фортепианного искусства в Китае.

Считается, что впервые фортепиано представлено в Китае императору Ваньли итальянским проповедником Маттео Риччи в 1601 году. Сотни лет назад проповедники основали школы для преподавания музыки и песен; а затем Шэнь Синьгун, Ли Шутун и Сяо Юмэй основали начальное фортепианное образование. Впоследствии была создана первая школа с независимой системой, которая называлась Шанхайская национальная музыкальная школа. Период с 1920-х по 1930-е годы в Китае относится к развитию фортепианного образования, а к 1950-1960 годам для него уже была создана база. На сегодняшний день фортепианное образование распространено в масштабах всей страны, оно заняло важное место в музыкальной жизни китайского народа. И, несмотря на то, что фортепиано изначально является продуктом западной культуры, и дисгармонирует с китайскими традициями, оно нашло применение и укоренилось в китайской музыкальной культурой благодаря широкому диапазону и богатым тембрам.

Фортепианное образование в Китае стало беспрецедентно активным после начала политики реформ и открытости. В каждом профессиональном музыкальном колледже и школе сформирована относительно целостная образовательная система. Начиная с 1980-х годов, китайские композиторы по-прежнему придерживаются гармонии с революцией и экспериментами, а с другой стороны предпринимают попытки смелых исследований новых стилей. Например, они пытались сочинить фортепианные произведения с новой акустической структурой, или же стремились к этнике с немодальной и двенадцатинотной системой, такие как "Duo Ye" Чэнь И, "Wu Kui" Чжоу Луна, "Длинные и короткие мотивы" Цюань Цзихао и "Dong Xiang Drum Tower" Цзоу Сянпин и т.д. Кроме того, китайские композиторы установили новые ориентиры для фортепианной музыки благодаря таким экспериментальным произведениям как, "Тайцзи" Чжао Сяошэна, "Серия пейзажей" Пэн Чжимин и Первая соната для фортепиано Цзян Цзупаня [2]. Также с началом политики открытости в 1978 году обучение игре на фортепиано в материковом Китае вскоре превратилось в социально-экономическое явление, проистекающее из завезенной западной культуры. Еще в 2005 году Ву уже упоминал Лю Ши Куна как одного из самых выдающихся современных китайских пианистов, подтверждая, что "Китай стал самым быстрорастущим потребителем фортепианного образования в мире" [1]. Итак, обучение игре на фортепиано стало доступным в Китае только в конце XIX века, но уже сегодня дети и молодые люди настолько увлеклись этим инструментом, что Китай стал самым динамичным рынком фортепиано в мире. По словам Юанькай Фэна, заместителя генерального секретаря Китайской ассоциации музыкальных инструментов, "в Китае около 5 миллионов детей и подростков обучаются игре на фортепиано, и около 80 процентов фортепиано, продаваемых в Китае каждый год, предназначены для них" [3].

Сегодня, благодаря многолетней педагогической истории, развитию китайской экономики и все более высокому уровню жизни в стране, создано большое количество музыкальных школ, а обучение игре на фортепиано резко возросло. Если говорить непосредственно о сфере фортепианного образования, то в 1990-е годы в нем произошли значительные изменения. 1992 году Китайская ассоциация музыкантов учредила и популяризировала национальные тесты по оценке качества игры на фортепиано (PETS) для непрофессиональных исполнителей на музыкальных инструментах, в основном на фортепиано. Этот тест существует в Китае уже 20 лет и способствует развитию фортепианного образования для игроков-любителей. Система тестов включает в себя десять уровней. Учащийся может определить свой уровень под руководством преподавателя, а затем зарегистрироваться для прохождения целевого уровня и соответствующей оценки и аттестации. На каждом уровне оцениваются следующие области: базовая практика; проверка техники; китайская музыка и зарубежная музыка [3].

С популяризацией фортепиано в течение многих лет произошли довольно значительные изменения в выборе учебников по фортепиано для детей младшего возраста. В 1980-х годах, когда все больше детей начинали учиться игре на фортепиано, многие преподаватели все еще использовали учебники, появившиеся в Китае в первой половине XX века, такие как "Элементарный учебник игры на фортепиано" Фердинанда Бейера и "Практический метод для начинающих (op. 599) Карла Черни. Но с 1990-х годов стало уделяться больше внимания китайским композиторам, и многие из их произведений начали публиковаться. Вот, например, некоторые учебники, используемые сегодня в Китае: "Начальный курс игры на фортепиано для детей младшего возраста" Гэн Се (Народное музыкальное издательство, 1993), "Веселый курс игры на фортепиано для детей" Фумэй Чэнь (Издательство литературы и искусства Аньхой, 1999).

Многие современные исследования показали, что обучение игре на фортепиано помогает детям не только развить умственную концентрацию, но и физическую координацию всего тела. Кроме того, обучение игре на фортепиано дает прочную основу для чтения музыки, а также базовые навыки запоминания [3]. Организаторские способности и навыки решения проблем также являются значительными преимуществами обучения на фортепиано. В результате оно закладывает отличную основу для дальнейшего обучения во всех областях.

Однако невозможно не заметить, что в последние годы сфера обучения игре на фортепиано в Китае переживает стагнацию, особенно проявляющуюся  в мегаполисах. Фортепианное образование погрузилось в три материалистические погони за целями, включая сертификаты о сдаче экзаменов, трофеи на конкурсах и несоразмерное развитие техники. Больше всего при таком формате обучения страдает развитие музыкальности, а ее недостаток приводит к квазиравноправию между фортепианным и техническим образованием. Все эти явления свидетельствуют о значительном отходе фортепианного образования от первоначального замысла — воспитания чувств ученика.

Подводя итог, можно отметить, что полноценное распространение среди граждан страны и любовь к этому музыкальному инструменту появились в Китае только в начале прошлого века. Однако даже за такой сравнительно короткий промежуток времени фортепианное творчество и образование претерпели ряд изменений пока не заняли свою нишу в культурной сфере Китая. Теперь  этот музыкальный инструмент продолжает завоевывать сердца и развиваться в духе народов Китая.

Список литературы

  1. A cutting edge method in Chinese piano education: the Xindi applied piano pedagogy / Wei Guo1, Leonard John Cosaitis // China Higher Education Studies. – 2020. – 10, № 1. – Xinghai Conservatory of Music International College, Guangzhou.
  2. Discussion on the strategies of nationalized Chinese piano education / Hong Deng, Lin Yu // 3rd International Conference on Management, Education, Information and Control (MEICI 2015). – New-York: Published by Atlantis Press, 2015.
  3. Wu, Yuanjing. Piano education of children in China: a project for the degree of the Master of Music education, Hefei, China, 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: