УДК 221

Непреходящее влияние конфуцианства на китайскую культуру

Даньниэр Байхэтияэр – студент Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: Конфуцианство, одна из старейших философских традиций в мире, оставило неизгладимый след в китайской культуре на протяжении всей ее долгой и богатой истории. Основанное Конфуцием в 6 веке до нашей эры, конфуцианство служило руководящей силой социальной этики, управления и индивидуального поведения в Китае. Его непреходящее влияние продолжает формировать различные аспекты китайской культуры, включая структуру семьи, образование, мораль и социальные отношения.

Ключевые слова: Китай, культура, философия, конфуцианство.

Конфуцианство, одна из старейших философских традиций в мире, оставило неизгладимый след в китайской культуре на протяжении всей ее долгой и богатой истории. Основанное Конфуцием в 6 веке до нашей эры, конфуцианство служило руководящей силой социальной этики, управления и индивидуального поведения в Китае. Его непреходящее влияние продолжает формировать различные аспекты китайской культуры, включая структуру семьи, образование, мораль и социальные отношения.

Хотя конфуцианство ближе к философии, чем к истинной религии, оно было образом жизни древнего китайского народа и продолжает влиять на китайскую культуру сегодня. Основатель конфуцианства по имени Конфуций жил с 551 по 479 год до н.э. Он был философом и политическим деятелем, жившим во времена, когда традиционные китайские принципы начали разрушаться в условиях конкурирующих политических государств. Он взял более древние религиозные предписания и превратил их в руководящие принципы общественных нравов. Его учение давало рекомендации по всем уровням жизни древнего Китая, от взаимодействия между членами семьи и в общественной сфере до образовательных стандартов и того, как следует управлять государствами. Конфуций рассматривал каждый аспект жизни как состоящий из обязательств между людьми и организациями, а также ритуалов, передающих взаимную зависимость между ними. Его учение было сосредоточено на гуманизме, включая отношение к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Он учил, что если бы каждый выполнял свои роли и обязательства с уважением и добротой по отношению к другим, это позволило бы построить более сильное государство. В то время как религиозные ритуалы упоминались наряду со всеми другими ритуалами, которые должен был выполнять человек, Конфуций не сосредотачивался на духовных проблемах, таких как загробная жизнь, боги и богини или мистицизм. Вот почему конфуцианство считается скорее философией, чем религией, хотя его часто смешивают с другими основными религиями [1].

Конфуцианство стало доминирующей политической философией во времена династии Хань с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Поскольку конфуцианское учение было консервативным и предписывало людям сохранять свою роль в общественном порядке, с того времени эта философия использовалась государством для сохранения статус-кво. Структура китайского общества и его ориентация на ритуалы, семейное уважение и обязательства, поклонение предкам и самодисциплину по-прежнему находятся под сильным влиянием Конфуция и его учений.

Одним из центральных принципов конфуцианства является акцент на семье как основе гармоничного общества. Конфуций верил в важность сыновней почтительности, подчеркивая почтение и уважение, которыми дети обязаны своим родителям. Эта иерархическая структура распространяется не только на ближайших родственников, но и на отношения внутри общества. Концепция семейной верности, уважения к старшим и увековечения семейных ритуалов глубоко укоренилась в китайских культурных нормах, отражая непреходящее влияние конфуцианских ценностей [2].

Конфуцианство придает большое значение образованию как средству нравственного воспитания и личностного развития. Стремление к знаниям и добродетели рассматривается как необходимое условие для того, чтобы люди могли вносить позитивный вклад в общество. Система экзаменов на государственную службу, которая на протяжении веков играла решающую роль в управлении китайской империей, была основана на конфуцианских принципах. Даже в современную эпоху акцент на образовании и нравственном развитии личности остается фундаментальным аспектом китайской культуры [4].

Конфуцианство выступает за социальную гармонию, достигаемую посредством надлежащего поведения индивидов в соответствии с их ролями в обществе. Концепция жэнь, часто переводимая как «доброжелательность» или «человечност», поощряет людей культивировать добродетели и воплощать моральную целостность. Приверженность этическим нормам, проявляющаяся в повседневных действиях, способствует гармоничному и стабильному общественному порядку. Сыновнее почтение, ключевая конфуцианская добродетель, не только регулирует семейные отношения, но и распространяется на более широкие социальные взаимодействия, воспитывая чувство ответственности и взаимосвязанности [3].

Конфуцианские идеи оказали значительное влияние на китайский подход к управлению. Конфуций верил в концепцию «благожелательного правления», согласно которой правители руководят с добродетелью, мудростью и искренней заботой о благополучии своих подданных. Китайская имперская система включала конфуцианские принципы, подчеркивающие моральный долг правителей управлять справедливо и обеспечивать благосостояние народа. Даже в современном Китае сохраняются отголоски конфуцианской философии управления с акцентом на моральное лидерство и социальную гармонию.

На протяжении веков конфуцианство демонстрировало удивительную адаптивность, вобрав в себя элементы других философских традиций, сохраняя при этом свои основные ценности. Конфуцианская мысль сосуществует с даосизмом, буддизмом и другими системами верований коренных народов, внося свой вклад в богатое культурное и религиозное разнообразие Китая. Способность адаптироваться позволила конфуцианству оставаться актуальным и влиятельным в различные периоды китайской истории.

Влияние конфуцианства на китайскую культуру глубоко и многогранно. Его влияние на динамику семьи, образование, социальную гармонию и управление веками формировало морально-этические основы китайского общества. Несмотря на вызовы модернизации и глобализации, конфуцианские ценности продолжают находить отклик, иллюстрируя устойчивый и адаптивный характер этой влиятельной философской традиции в продолжающемся развитии китайской культуры.

Список литературы

  1. Tang Zongli. Confucianism, Chinese Culture, and Reproductive Behavior. // Population and Environment, vol. 16, no. 3, 1995, pp. 269-84.
  2. Zixuan Liu, The Influence of Confucianism on East Asian Countries // The Influence of Confucianism on East Asian Countries, 2018, 76-79
  3. Billioud S., Confucianism, "cultural tradition" and official discourses in China at the start of the new century // China Perspectives, 2007/3, 50-65
  4. Chen, J. 儒家思想与高中语文教学. 语文教学与研究 // 综合天地, 2012, (1), 123-123.

Интересная статья? Поделись ей с другими: