УДК 070.11

Блогерство как форма сетевой журналистики: теоретический аспект

Авакимова Елизавета Александровна – магистрант факультета журналистики Института государственной службы управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена анализу сетевой журналистики и блогерства как форм общественного взаимодействия в информационно-коммуникационной сети Интернет. Автором рассматривается эволюция этих явлений в контексте развития социальных сетей, создавших возможность для самовыражения граждан и развития гражданской журналистики. Особое внимание уделяется разграничению сетевой журналистики и блогерства, а также их отличительным чертам и роли в информационной среде. В статье проводится анализ законодательных норм, определяющих сетевую журналистику, а также выявляются преимущества и ограничения блогерства по сравнению с журналистикой. Кроме того, подчеркивается важность понимания этих явлений для формирования общественного мнения и информационного взаимодействия.

Ключевые слова: сетевая журналистика, блогерство, гражданская журналистика, онлайн-журналистика, СМИ, медиаконвергенция.

Сетевая журналистика и блогерство рассматриваются как формы общественного взаимодействия через размещение информации на неограниченную аудиторию в информационно-коммуникационной сети Интернет. Активное развитие социальных сетей создало возможность самовыражения среди обычного населения, что стало источником развития так называемой гражданской журналистики, причем непрофессионального характера. А. С. Маслов указывает, что гражданская журналистика может рассматриваться и как профессиональная, и как непрофессиональная деятельность (в оригинале соответственно «civic journalism» и «citizen journalism») [4, c. 486]. Концепция блогинга в современном его понимании рассматривается именно как разновидность гражданской журналистики, поскольку граждане, не являющиеся профессиональными журналистами, формируют новостную повестку.

Повсеместное развитие блогов стало причиной того, что у значительного числа пользователей сети интернет появились собственные онлайн-страницы, в том числе и у журналистов. С определенной точки зрения, грань между сетевой журналистикой и блогерством не определена, а данные явления могут пересекаться. Соответственно, в современном информационном пространстве соотношение между сетевой журналистикой и блогерством привлекает все большее внимание исследователей сферы медиапространства, что отражает эволюцию цифровой среды и характеризует важные тенденции в области информационного взаимодействия и формирования общественного мнения.

Разграничение терминов «сетевая журналистика» и «блогерство» важно для понимания их основных отличительных характеристик и роли в информационной среде. Поскольку оба данных явления характеризуются общественным влиянием через распространение информации на неопределенный круг лиц, то в первую очередь необходимо обратится к законодательным нормам, которые определяют понятие «массовой информации». В современных условиях активного развития интернет-пространства, увеличения информационных потоков доступность информации для любого человека сильно возросла. Практически каждый источник в интернете рассматривается как информационный вне зависимости от того, к какому типу он относится – традиционные СМИ, электронные издания различных форматов, веб-сайты, блоги в социальных сетях. Каждый из представленных источников имеет функцию генерирования контента и представления его в информационном поле.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» массовая информация рассматривается как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» [1]. Этот же законодательный пункт определяет и термин «журналист» - «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию» [1]. Сетевое издание определяется законодателем как «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации» [1].

Из анализа представленных терминов можно отметить, что сетевые журналисты рассматриваются как официальные субъекты общественных отношений. Обязательный признак сетевой журналистики – это регистрация в качестве СМИ, то есть признание со стороны государства конкретного сайта как распространителя массовой информации на неограниченный круг лиц. Соответственно к субъектам сетевой журналистики могут предъявляться определенные требования (в части реализации их прав и обязанностей) со стороны государства, чего нельзя сказать о блогерах.

Попытки сформулировать термин «сетевая журналистика» предпринимаются в современном научном сообществе. Например, В. Е. Соломин в своем исследовании предлагает такое понятие – «деятельность в гипертекстовом интерактивном пространстве по подготовке журналистского контента, размещению его в сети Интернет и осуществлению диалога с аудиторией» [2, c. 3]. Автор указывает, что в качестве синонимом равнозначно также могут использоваться «интернет-журналистика», «веб-журналистика», «онлайн-журналистика». К. А. Рублева и Ю. В. Жигалова под данным термином понимают «особый вид передачи информации от СМИ к потребителю посредством применения целого комплекса информационных и цифровых медийных технологий» [6, c. 83].

Сетевая журналистика характеризуется наличием интерактивных и мультимедийных элементов, которые предоставляют возможность двухстороннего взаимодействия между журналистами и аудиторией за счет использования разнообразных форматов контента (текст, изображения, видео и аудио, для более полного представления информации) и инструментов взаимодействия (лайки, комментарии к публикациям).

Формирование сетевой журналистики как явления определяется общей цифровизацией всех общественных процессов, а также фактором медиаконвергенции. Сетевая журналистика является частью концепции конвергентной журналистики, поскольку также определяется использованием цифровых технологий для создания, распространения и потребления информации.

Учеными указывается, что начало процесса медиаконвергенции определило также и начало перехода СМИ в режим онлайн и старт развития интернет сетевых изданий [5, c. 333]. Медиаконвергенция как процесс объединения различных медиа-форматов и платформ в единое цифровое пространство создает условия для развития сетевой журналистики, предоставляя журналистам возможность использовать разнообразные форматы контента и распространять его через различные цифровые платформы.

Стоит отметить, что блогеры гораздо более эффективно используют инструментарии медиаконвергенции ввиду отсутствия ограничений и профессиональных стандартов, имеющихся у журналистов, к числу которых отнесены этические кодексы, редакционный контроль и правовые обязательства. Блогеры, как правило, работают независимо и не обязаны следовать строгим стандартам и ограничениям, что позволяет им использовать инструменты медиаконвергенции более свободно и экспериментировать с различными форматами и методами представления контента, повышая эффективность использования новых технологий и платформ в рамках коммуникативного процесса. Ограничения действий блогеров фактически определяются только нормами российского законодательства, которые обозначены для всех граждан.

Необходимо определить отличительные черты блогерства от журналистики. Во-первых, модель коммуникации блога с аудиторией существенно отличается от коммуникации СМИ с аудиторией и имеет черты двустороннего взаимодействия. Аудитория блогов и сам блогер рассматриваются как источник (создатель и распространитель) контента, в то время как в СМИ аудитория выступает только лишь как потребитель контента [3, c. 285].

Во-вторых, необходимо различать инструментарий СМИ и средств массового общения (СМО). Блогеры не являются СМИ (в том числе по нормам закона), не имеют соответствующего статуса, а для распространения информации используют доступные всем коммуникационные каналы – социальные сети, веб-сайты [4, c. 488].

Таким образом, блогера можно определить как автор информационного контента, который регулярно создает и публикует материалы в блоге (веб-сайте, социальной сети) с использованием различных мультимедийных форматов, обеспечивая взаимодействие с аудиторией через механизмы комментирования и обратной связи.

Основываясь на проведенном анализе, отметим, что сетевая журналистика определяется как профессиональный вид деятельности, осуществляемый журналистами в рамках зарегистрированного СМИ, которые создают информационный контент с учетом общественных норм и профессиональных стандартов. Профессиональные журналисты, осуществляющие свою деятельности в рамках сети интернет, стремятся к объективности, точности и полноте информации, следуя этическим нормам журналистики. Блогерство представляет собой форму самовыражения в онлайн-среде, где авторы-блогеры делятся своим мнением, идеями, опытом и информацией в более личном и неформальном формате. Блогеры могут не иметь журналистского образования или опыта работы в СМИ и часто используют субъективный подход для трансляции собственных интересов или взглядов, что делает их контент более эмоциональным.

Список литературы

  1. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 13.06.2023) «О средствах массовой информации» // Российская газета. - №32. – 08.02.1992.
  2. Соломин В. Е. Роль региональных сетевых СМИ в отражении общественных событий : : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / В. Е. Соломин. – Санкт-Петербург, 2013. – 24 с.
  3. Андрейченко, Л. Блогосфера и массмедиа: ключевые характеристики, влияние, сходства и различия // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х томах, Москва, 2021. – С. 281-285.
  4. Маслов А. С. Профессиональная журналистика, гражданская журналистика и блогерство: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки НовГУ. – 2021. – №5 (38). – С. 486-491.
  5. Паршут К. П., Бабкина Е. С. Конвергентные жанры как фактор развития сетевых СМИ //Материалы секционных заседаний 60-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. – 2020. – С. 332-336.
  6. Рублева К. А., Жигалова Ю. В. Проблемы и перспективы мультимедийной сетевой журналистики // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2023. - №6 (54). – С. 83-85.