УДК 338.38
Развитие информационных технологий в туризме республики Саха (Якутия)
Петрова Сардана Спартаковна – студент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Винокурова Марфа Александровна – старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Аннотация: Данная статья посвящена роли информационных технологий в развитии туризма в Республике Саха (Якутия). Исследуется влияние цифровых решений на клиентский опыт, управление туристическим бизнесом и текущие тенденции развития в Якутии. Статья рассматривает применение мобильных приложений, веб – сайтов и других информационных технологий, для улучшения обслуживания и взаимодействия с туристами в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: информационные технологии, Республика Саха (Якутия), туризм, услуги, конкурентоспособность, цифровые технологии, мобильные приложения.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные информационные технологии трансформируют туристическую отрасль, обеспечивая новые возможности для удобства и улучшения опыта путешествий. Мобильные приложения становятся все более важным инструментом для туристических фирм, позволяя им достичь большего уровня взаимодействия с клиентами и предоставлять более персонализированные услуги. Стремление развития туристических услуг таковы, что сейчас хорошей туристической компании уже недостаточно предлагать интернет-сайты, оптимизированные для мобильных устройств. Необходимо также создавать специальные мобильные приложения.
ИТ играют важную роль в управлении туроператорской деятельностью, обеспечивая эффективное управление бронированием, продажами, финансами, маркетингом и взаимодействием с клиентами. Некоторые информационные системы для управления туроператорской деятельностью включает в себя CRM-системы для управления клиентскими отношениями, системы бронирования туров, финансовые системы для учета финансовых операций, аналитические инструменты для прогнозирования спроса и оптимизации цен.
С помощью информационных технологий туроператоры могут улучшить качество обслуживания клиентов, автоматизировать процессы продаж и управления, а также улучшить свою конкурентоспособность на рынке. Внедрение современных информационных технологий также способствует оптимизации бизнес-процессов и повышению операционной эффективности туроператоров.
Туризм представляет собой торговлю услугами. Во-первых, это комплексная и разнообразная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Во-вторых, это невидимая, изменчивая и интегрированная услуга. В-третьих, это информационно-насыщенная услуга. Именно эти характеристики туризма представляют его, как отрасль, идеально подходящую для применения информационных технологий.
Республика Саха (Якутия) обладает невероятной природной красотой, уникальной культурой и традициями, которые привлекают внимание туристов со всего мира. В связи с этим развитие информационных технологий в туризме региона играет важную роль в повышении привлекательности данной туристической дестинации.
В Якутии сосредоточены уникальные рекреационные и природные ресурсы, проходят важные экономические, культурные и спортивные события, находятся объекты мирового культурного и исторического наследия. Все это, а еще и особые климатические условия дают стимул для развития туризма. На мировой арене туризма возрастает потребность в новых туристических продуктах вследствие перенасыщения традиционных туристских мест отдыха. Это делает туризм в Якутии перспективным направлением социально-экономического развития [1, с.34-36].
Внедрение цифровых технологий формирует основные тенденции развития туристской отрасли, все больше оказывая влияние практически на все составные части туристского продукта через снижение транзакционных издержек и повышение информированности участников цифровых сервисов и платформ.
Одной из важных задач для развития внутреннего и въездного туризма является создание условий для формирования туристской экосистемы, объединяющей всех участников рынка на онлайн-платформе для формирования лучшего клиентского опыта, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами. На базе платформы могут быть разработаны различные блоки, сервисы и мобильные приложения, в которых будут реализованы функции, направленные на развитие системы продвижения туристского продукта Республики Саха (Якутия) [5].
При использовании информационных технологий в туризме Республики Саха (Якутия) следует обратить внимание на несколько ключевых аспектов.
Во-первых, информационные системы и веб-платформы могут служить важным инструментом для повышения доступности информации о туристических маршрутах, местах размещения, культурных событиях и достопримечательностях. Это позволит потенциальным посетителям получать актуальную и полезную информацию перед путешествием в регион.
Во-вторых, развитие онлайн-бронирования услуг, таких как жилье, транспортные перевозки, экскурсии и мероприятия, может существенно упростить процесс планирования путешествий в Якутию, обеспечивая туристам удобство и гибкость на всех этапах их поездки.
Третий ключевой аспект связан с применением современных маркетинговых инструментов, таких как цифровая и социальная реклама, а также контент-маркетинг.
Эффективное использование таких инструментов позволит привлечь больше внимания к туристическим возможностям Якутии и продвигать ее как уникальное туристическое направление. Кроме того, информационные технологии позволяют осуществлять сбор и анализ данных о потребностях и предпочтениях туристов, что позволит создавать более персонализированные и индивидуальные туристические продукты, и услуги, отвечающие потребностям различных категорий посетителей.
На сегодняшний день использование информационных технологий в Республике Саха (Якутия) является актуальной темой, особенно в контексте их влияния на развитие туризма и экономики региона.
Если говорить об информационных технологиях и их интеграции в туристическую отрасль Якутии, то это уже происходит, но в малом объеме. Турфирмы имеют собственные сайты в сети Интернет, активно пользуются рассылками, но для полной интеграции с современными цифровыми технологиями этого недостаточно.
Применение цифровых технологий в столь большом и находящемся на периферии от основных событий в мире регионе может стать спасением и существенным стимулом к развитию туризма в республике. Многие туристические компании в Якутии работают локально или в рамках страны, привлечение иностранных туристов в Якутию минимально [3, с.740]. Именно поэтому так важно изучить применение и интеграцию цифровых технологий с существующей системой туристической отрасли.
В настоящее время в Якутии широко используются онлайн-платформы для бронирования отелей, гостиниц, авиабилетов и других услуг. Однако остается потенциал для расширения этого процесса на более широкий спектр услуг, включая экскурсии, развлекательные мероприятия и транспортные перевозки. Важно также обеспечить качество информации на региональных туристических сайтах.
Системы управления бронированием, учета посещаемости, мониторинга туристических потоков и другие информационные системы могут быть более широко внедрены для повышения эффективности работы туристических предприятий и улучшения обслуживания посетителей.
Важно обратить внимание и на развитие IT-компетенций среди местных предпринимателей и организаций, а также обучение населения основам цифровых технологий, чтобы обеспечить более широкое понимание и использование информационных систем в туризме.
Эффективное использование ИТ также связано со сбором и анализом данных о потребностях и предпочтениях туристов, чтобы создавать персонализированные предложения и улучшать качество туристических услуг.
Внедрение современных информационных технологий в туризме Якутии, таких как разработка удобных мобильных приложений с подробной информацией о достопримечательностях, мероприятиях, об актуальных туристских маршрутах по уникальным местам Якутии позволят более эффективно привлекать туристов и предоставлять им информацию о туристических объектах.
Разработка мобильных приложений для туристских фирм может принести множество преимуществ и улучшить качество обслуживания туристов. Рассмотрим несколько возможных причин, почему туристическим фирмам нужно разрабатывать мобильное приложение:
- Улучшение доступности услуг – мобильное приложение позволяет туристам быстро и удобно получать информацию о предлагаемых туров, экскурсиях, гостиницах и других услугах фирмы, а также бронировать и оплачивать их через приложение не выходя из дома или офиса.
- Повышение уровня сервиса – мобильное приложение может предложить туристам персонализированные рекомендации, а также обратную связь и поддержку в режиме реального времени, что значительно улучшит удобство общения с клиентами.
- Расширение аудитории – присутствие в мобильных приложениях позволит туристским фирмам привлечь новых клиентов, особенно тех, кто предпочитает планировать свои поездки через мобильные устройства, также для тех, кто находится за пределами города, т.е. из разных улусов и т.д.
- Увеличение продаж – мобильное приложение может стимулировать продажи дополнительных услуг, таких как трансферы, аренда автомобилей, страхование и т.д., благодаря удобной интеграции всех необходимых сервисов.
- Улучшение маркетинга – мобильное приложение позволяет туристическим фирмам запускать маркетинговые кампании, предлагать специальные предложения и скидки, а также взаимодействовать с клиентами через уведомления.
- Создание уникального опыта – используя возможности мобильных устройств, туристические фирмы могут предложить своим клиентам интерактивные карты, аудиогиды, виртуальные туры и другие инновационные возможности, которые сделают опыт путешествия более увлекательным.
Таким образом, информационные технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса в сфере туризма, обеспечивая конкурентное преимущество, повышая удовлетворенность клиентов и способствуя развитию бренда туристской фирмы.
В целом, в Республике Саха (Якутия) уже имеется определенный уровень использования информационных технологий в туризме, существует потенциал для их более широкого и эффективного применения. Обеспечение доступности информации, интеграция современных маркетинговых методов, улучшение управления и развитие цифровых навыков могут сделать туристическую отрасль Республики Саха (Якутия) более конкурентоспособной и привлекательной для туристов.
Таким образом, развитие информационных технологий имеет большие возможности для развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия). Если принять во внимание, что инфраструктура и совершенствование сервиса потребуют от республики внушительных вложений, инвестирование в формирование информационных технологий может стать успешным способом развития туризма в целом.
Список литературы
- Бочарников, В.Н. Информационные технологии в туризме /В.Н. Бочарников. – М.: Флинта, 2011. – 360 с.
- Готовцева, Е.М. Инновации в сфере туризма в Республике Саха (Якутия)/ Е.М. Готовцева // Молодой ученый. – 2016. – № 8.3 (112.3). – С. 34-36. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28410/ (дата обращения: 26.01.2024).
- Синаторов, С.В. Информационные технологии в туризме / С.В. Синаторов, Н.В. Боченина. – М.: Инфра-М, 2014. – 336 с.
- Стратегия развития туризма в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kodeks.karelia.ru/api/show/571070202
- Якубайтис, Э. А. Информационные сети и системы: Справочная книга / Э.А. Якубайтис -2-ое издание, доп. и перер. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 282 с.