УДК 740

Философские аспекты киборгирования людей

Мигачев Андрей Николаевич – научный сотрудник отдела федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук.

Бызова Милена Андреевна – магистрант механико-математического факультета Саратовского государственного университета.

Аннотация: В данной работе проведен анализ процесса киборгирования человека и кибернетической революции. Определены четкие различия понятий киборгирования и киборгизации. Статья выделяет важность биохакеров в прогрессе киборгирования, а также способы их регулирования. Проявлен интерес в отношении явления – «киберкентавра». Основное внимание уделено изучению симбиоза между человеком и технологий, а также возможностям и перспективам применения искусственного интеллекта в современной технической реальности. Рассмотрена возникающая нарастающая угроза столкновения между двумя кастами – Homo digitalis и Homo numeralis, каждая из которых стремится противостоять другой и сохранить свою сущность. Философские аспекты киборгирования являются объектом нашего исследования, где проанализированы его компоненты, трудности и перспективы развития данного феномена. В завершении работы даны практические рекомендации по контролю и использованию новейших технических достижений.

Ключевые слова: киборгирование, киборгизация, кибернетическая революция, биохакеры, киберкентавр, искусственный интеллект, трансгуманизм, неолуддизм, homo digitalis, homo numeralis.

Кибернетическая революция, будучи результатом слияния человеческого сознания и передовых технологий, имеет далеко идущие последствия. Специалисты из различных областей науки и уникальных технологических компаний приходят к выводу, что происходящие изменения могут существенно повлиять на нашу реальность и образ жизни.

Киборгирование и киборгизация – два термина, которые часто путают. В современном мире, где технологический прогресс стремительно развивается, понятия киборгирования и киборгизации играют важную роль в понимании взаимодействия человека и технологий.

Термин "киборгирование" возник из сочетания слов "кибернетика" и "организм", что подразумевает целью преобразования организма с использованием современной технологии. По авторской трактовке термин киборгирование – это процесс внедрения механических компонентов или электронных устройств в организм живого существа с целью восстановления утраченных функций и усовершенствования его физических, психических или когнитивных возможностей. Продвинутые протезы, искусственные органы, нейроинтерфейсы – все это является примерами киборгирования. Однако стоит отметить, что киборгирование не всегда приводит к полному слиянию человека с машиной. Здесь сохраняется субъективное восприятие человеком себя как отдельного существа, несмотря на внедрение технологий.

Киборгизация в свою очередь относится к процессу не только восстановления утраченных функций в результате объединения человека и технологии, но и к модификации среды обитания, организацию рабочих процессов, автоматизацию производства и даже создание автономных технологических систем. Данный термин имеет более глобальный смысл и описывает алгоритмы проникновения технологических компонентов и искусственного интеллекта в различные сферы жизни человека и общества в целом.

Эти два термина – неотъемлемая часть понимания технологического прогресса и его глубокого влияния на общество в целом, которые важно различать и использовать в правильном контексте для точного обозначения процессов, связанных с взаимодействием человека и техники.

Исключительное значение приобретают философские аспекты, учитывая относительный дефицит внимания со стороны ученых и других заинтересованных сторон. Возможно, такой недостаток внимания связан с отсутствием понимания того, какие точно изменения могут произойти в результате этого процесса.

Философы, которые широко обсуждают различные аспекты киборгизации, часто упускают важные вопросы, связанные с уже начавшимся процессом превращения людей в «киборгов» с помощью технологий киборгирования. С развитием технологий, киборгирование превратилась в нечто гораздо более сложное и глобальное. Сегодня люди самостоятельно, без каких-либо на то медицинских показаний, начинают внедрять искусственные устройства в свое тело, чтобы улучшить свои физические характеристики, расширить свое восприятие мира и взаимодействие с ним [1]. В чем-то это можно рассматривать как современный способ адаптации к «новой моде».

К примеру, биохакеры активно продолжают работать над развитием киборгирования человека, что, без сомнения, может принести новые открытия и возможности как в медицине, так и в технологиях. Через проведение странных экспериментов над собственными телами они становятся не только источником информации о мотивах, которые их движут, но и обозначают возможные последствия таких манипуляций.

Технологическая сфера тоже находится в состоянии постоянного развития, и работы биохакеров ускоряют этот процесс, открывая новые возможности в области робототехники, искусственного интеллекта и создания гибридных систем, которые усилят эффективность и удобство использования новых устройств и технологий. Неоспоримо, что биохакеры играют важную роль в развитии науки и технологий, и их работа заставляет нас задуматься над границами человеческого потенциала и возможностей, которые киборгирование может открыть для нас в ближайшем будущем.

Стоит отметить, что биохакерство, несмотря на свой потенциал в сфере науки и медицины, сопряжено с большими рисками. Регулирование биохакерства должно быть строжайшим образом регламентировано, включая контроль за проведением исследований, подходящую экспертизу и оценку потенциальных опасностей, а также мониторинг воздействия новых технологий и методов на окружающую среду и общественное благосостояние. Важно установить этические рамки, которые определяют, какие виды биохакерства допустимы, а какие следует избегать. У нас должны быть четкие стандарты в области манипуляций с генетическими материалами, и использования технологий, способных изменять физические и психологические атрибуты человека.

В связи с этим участие киборгированных спортсменов вызывает множество дискуссий в том плане, что насколько технологические улучшения могут дать преимущество перед некиборгированными спортсменами и будет ли это считаться честной конкуренцией. Например, киборгированный атлет может иметь протезы, которые значительно увеличивают его физические возможности, такие как протезы ног, улучшающие рывок или бег. Является ли это допустимым улучшением, которое могут использовать все участники соревнований, или это нарушение принципа равных возможностей? Аналогичные дебаты возникают и в отношении участия трансгендерных людей в соревнованиях, предназначенных для спортсменов противоположного, к их изначальной природе, пола. Напрашиваются вопросы о справедливости состязания, поскольку трансгендерные участники могут иметь преимущество или недостаток в отношении физических возможностей по сравнению с другими участниками.

Одной из основных проблем в этих спорных мнениях является то, что на сегодняшний день нет единой и общепринятой политики или стандартов в отношении участия киборгированных спортсменов и трансгендеров в соревнованиях. Каждая спортивная организация имеет свои собственные правила и политики в этом вопросе. Необходимость разработки справедливых и объективных критериев для участия киборгированных спортсменов становится все более актуальной и требует серьезных обсуждений и научных исследований. Важно найти компромисс между поддержкой инклюзивности и сохранением справедливости в соревнованиях.

Необходимо учесть и так называемый феномен "киберкентавра", который представляет собой уникальное явление, когда человеческий организм, подвергаясь процессу киборгирования, достигает такой степени преобразования, что нарушается его изначальная форма и структура. В результате этой технологической трансформации, организм уже не совсем похож на свою прежнюю версию, приобретая черты, свойственные машинам и компьютерам.

Какова причина возникновения такого феномена? Вопрос остается открытым. Однако, можно предположить, что постоянное развитие и прогресс в области технологий, в частности в области кибернетики, способствует усовершенствованию и трансформации человеческого организма. Индивидуумы, стремящиеся к расширению своих возможностей и усиления своей интеллектуальной и физической силы, подвергаются экспериментам и модификациям с использованием кибернетических имплантатов.

Результаты таких модификаций порой зашкаливают за пределы фантастики. «Киберкентавры» желают не только обладать новыми физическими возможностями, связанными с усовершенствованной механикой своего организма, но и обретать уникальные способности, которые недоступны обычному человеку. Нередко «киберкентавры» хотят иметь возможность подключения к сети данных, оперативного доступа к информации или использования компьютерных программ напрямую "из головы". Эти «суперчеловеки» становятся настоящими героями нового времени, «киборгами», реализующими невозможное.

Однако, вся эта эволюция имеет и свою темную сторону. «Киберкентавры», с годами углубляющие свое киборгирование, теряют связь с человеческой природой, превращаясь в своего рода кибер-машины. Их эмоции и чувства обесцениваются, а социальная и культурная связь со стремительно меняющимся миром становится все сложнее. Они, будучи слишком отличными от остальных людей, нередко сталкиваются с непониманием и дискриминацией.

Тем не менее, феномен "киберкентавра" несет в себе непомерные возможности и перспективы для человечества. Через эволюцию, человечество продолжает расширять свои границы и проникать на новые технологические земли. «Киберкентавры» – это свидетельство силы нашей научно-технической мысли и уникальной способности человека адаптироваться к изменяющемуся миру. Они могут стать футуристическими героями и олицетворением прогресса, открывая новые пути для будущего развития. Однако, предстоит ответить на вопрос: сколько изменений организм может пережить, чтобы оставаться человеком?

Изначально, киборгирование может начаться с использования медицинских имплантов, которые помогают аварийно или физически неполноценным людям восстановить нормальные функции организма. Это могут быть искусственные протезы, позволяющие восстановить утраченные конечности, или электронные устройства, регулирующие некоторые процессы в организме. Человек при этом остается человеком, его человечность не пострадала.

При всем этом с развитием технологий, процесс киборгирования может стать более глубоким и далекоидущим. Это может быть связано с интеграцией мозга с компьютером, что добавляет новые сенсорные возможности и способности. Организм может стать более устойчивым к внешним воздействиям, например, к радиации или низким температурам, благодаря различным бионическим устройствам. Это также может повысить интеллектуальные возможности человека, предоставив ему доступ к огромному объему информации.

Однако, при таких изменениях возникает опасность потери самобытности и человечности. Человек должен помнить о своих этических и моральных ценностях, не допускать потери социальной и эмоциональной связи с другими людьми. Важно сохранить способность к эмпатии, любви и состраданию, иначе рассогласование с обществом может привести к исключению или отвержению.

Таким образом, организм может пережить значительное количество изменений в процессе киборгирования, однако важно найти ту грань, которая не позволит человеку утратить свою сущность. Конечная цель должна быть сохранение человеком своей человечности, несмотря на внедрение технологий в его организм.

Благодаря новым возможностям в сфере медицины и электроники, современный человек стал сталкиваться с философским вопросом принятия киборгированного тела. Внедрение технических заменителей органов является позитивным процессом, позволяющим возвращать и/или приобретать новые способности и функции. Однако, для того чтобы новые органы были восприняты субъектом как свои, они должны сбалансированно вплетаться в человеческую плоть, осваиваться и функционировать таким образом, чтобы субъект воспринимал их как составную часть себя.

Известные представители бионических людей, такие как, Найджел Экланд, Роб Спенс, Джерри Джавала, Кевин Уорвик, Амаль Графстра, Тим Рэвиш, Дженс Науман, Джесс Сал-Ливан, Нил Харбиссон и другие, показывают, как вживленные в тело электронные устройства, такие как микрочипы, датчики, пальцы-флешки, бионические конечности, экзоскелеты и электронные глаза могут укреплять союз человека и техники [2,3]. Однако каждому из них пришлось пройти этапы адаптации, задуматься о своей техногенной природе и принять свои технологические продолжения. Бионические люди вырабатывают "технологическую толерантность", что позволяет им смириться с зависимым положением от новых бионических составляющих и даже извлекать из них максимальную пользу. Технологическая толерантность также способствует развитию коллективного интеллекта, поскольку позволяет людям объединять свои технические навыки и знания для решения сложных задач. Она способствует командной работе, обмену опытом и уважению к разнообразию подходов в решении технических проблем.

А что если человек так и не сможет свыкнуться со своим «новым телом»? Истории о добровольном удалении имплантов из-за тяжелой адаптации могут быть найдены в литературе, фильмах и других искусствах научной фантастики. Ниже приведены несколько примеров:

  1. "Ghost in the Shell" (1995) – в этом анимационном фильме Масамуне Сиро создает мир, где люди могут имплантировать кибернетические устройства в свои тела. Однако некоторые персонажи сталкиваются с трудностями при адаптации к этим устройствам, и некоторые из них добровольно решают удалить свои импланты.
  2. "Altered Carbon" (2002) Ричарда К. Моргана – в этом романе и его экранизации на Netflix, главный герой Такаши Ковач сталкивается с трудностями при адаптации к своему новому кибернетическому телу после пересадки своего сознания. Это приводит его к размышлениям о том, стоит ли ему сохранить свои импланты или удалить их.
  3. "Deus Ex" (2000) – в видеоигре "Deus Ex" главный герой, агент Джейсон Дентон, сталкивается с проблемами адаптации к своим кибернетическим имплантам и может выбрать путь их удаления.

Эти истории и другие подобные примеры исследуют сложности, с которыми люди могут столкнуться при использовании кибернетических имплантов и возможностью добровольного удаления этих устройств из-за тяжелой адаптации. Удаление импланта из-за его негативного влияния на организм и психологию пациента является реальным доказательством того, что даже самая передовая и востребованная технология может не справиться с уникальными особенностями каждого человека. Хотя возможность модификации своего тела может быть увлекательной и привлекательной, важно помнить о потенциальных рисках и подходить к этому решению с пониманием и осознанностью.

Процесс киборгирования человека неотделим от прогрессивной интеграции новых технологий в повседневную жизнь. Вместе с этим возникает неизбежная коммерциализация, требующая тщательного анализа возникающих проблем, перспектив и угроз, которые неминуемо возникают при продаже и внедрении прорывных исследований.

Внедрение электроники в человеческое тело – это сложный процесс. И несмотря на непрерывное совершенствование технологий, они требуют постоянного обслуживания и подпитки. Одним из ключевых принципов данной концепции является выбор материалов, которые совместимы с тканями организма. Вместе с тем, следует отметить, что внедрение этих материалов требует существенных финансовых затрат.

Риски, связанные с отсутствием технического обслуживания и заправки имплантатов в случае банкротства компании, производящей или обслуживающей импланты, действительно реален. Пациенты, у которых установлены такие протезы, могут столкнуться с рядом проблем. Это может привести к тому, что пациентам будет сложно получить необходимые запчасти, программное обеспечение (ПО) или техническую поддержку для имплантов. В некоторых случаях это может потребовать дополнительных расходов на поиск альтернативных способов обслуживания или замены импланта.

Так, например, свыше 350 клиентов компании Second Sight, специализирующейся на разработке имплантатов для восстановления зрения, обрели новую надежду благодаря этой технологии. Пациентам компании обещали регулярно обновлять ПО и улучшать технологию, в частности, увеличивать количество пикселей. Однако, как выяснилось в ходе расследования издания IEEE Spectrum, несколько лет назад разработка этой важной медицинской технологии была прекращена из-за финансовых проблем и грядущего банкротства компании [4]. Сегодня эти люди живут в постоянном дискомфорте и тревоге, поскольку всего одна неполадка в полученной технике или потеря связи может привести к серьезным последствиям для 350 пользователей их искусственного зрения, а также вызвать возникновение новых медицинских проблем. Процедура удаления поврежденного устройства будет болезненной и требовательной к финансам.

Это далеко не единичный случай. Рынок имплантатов уже наводнен подобными экспериментами над людьми с жестокими последствиями. Существует случай, когда врачам пришлось удалить мозговой имплант пациентки так же после банкротства производителя.

Австралийке Рите Леггетт предложили поучаствовать в научном эксперименте – имплантации чипа в ее мозг, способного предвидеть приближение приступов эпилепсии для своевременного приема лекарства. Она согласилась на эксперимент, и ее череп был вскрыт с целью вживления шестнадцати электродов на поверхность мозга. Проводник отправлял сведения ее мозговой активности на устройство в научной лаборатории, где искусственный интеллект оценивал их и распознавал признаки приближающегося припадка [5].

Однако радость от обретения такой возможности не продлилась долго. Через три года компания, проводившая эксперимент, оказалась не в состоянии продолжать его из-за окончания финансирования и вскоре прекратила свое существование. Участникам исследования было предложено удалить микрочипы. Однако они оказались в ловушке: юридически Рита не имела никаких прав на данный имплант, без которого ей уже не представлялась возможность нормально жить. В конечном итоге, устройство было против ее воли удалено.

Поэтому при выборе медицинского импланта важно учитывать не только его эффективность и безопасность, но и финансовую устойчивость компании-производителя или обслуживающей организации. Также следует убедиться, что у вас есть доступ к информации о том, какие шаги можно предпринять в случае возможного банкротства компании, чтобы обеспечить непрерывное обслуживание и поддержку вашего устройства.

В настоящее время активно обсуждается тема симбиотического сосуществования человека и технологий [6]. В первую очередь этот феномен был обозначен в статье Джозефа Ликлайдера "Симбиоз человека с машиной" [7], в которой была представлена картина близкого взаимодействия "сосуществующих" людей и компьютеров, где значительную роль играл машинный интеллект в целях расширения и усиления человеческого разума. Спустя полвека предсказанная связь между человеком и машиной стала явным фактом.

Например, связь Риты Леггетт с мозговым чипом можно назвать симбиотической, когда обе стороны извлекают взаимную выгоду из этой взаимосвязи. Для человека это значит облегчение жизни с присутствующими в ней недугами, а для искусственного интеллекта – возможность продолжать развиваться и становиться более мощным, решая трудные задачи. Сращиваясь с технологиями, человек оказывается на пороге превращения в киборга. Киборгирование, как процесс объединения человека и машины с целью усовершенствования его потенциала, является неотъемлемой частью современности. Оно представляет собой объективный эволюционный шаг в развитии человека, позволяющий раскрыть и расширить его существующие возможности.

Специалисты считают, что компания, создающая нового человека при помощи новейшей технологии, должна нести ответственность за модификации. Они утверждают, что если вживляемый элемент становится частью личности пациента, его не следует принудительно удалять, за исключением случаев, когда это необходимо по медицинским причинам. В таком случае, удаление такого искусственного органа считается эквивалентом убийства. Эксперты сравнивают данную ситуацию с принудительным изъятием органов, что противоречит международному праву.

Следом возникает вопрос: будет ли в будущем киборгированный человек зависеть от компании-производителя своих улучшений, риски которых описаны выше, или же выберет путь самостоятельности и независимости, определяя свою судьбу через софт, который он сам контролирует?

Зависимость, кажется, неизбежна. Ведь разработка и внедрение передовых киберпротезов требуют значительных финансовых, интеллектуальных и технических ресурсов. Крупные технологические компании могут быть единственными предоставителями таких продуктов на рынке, поэтому киборгированный человек может быть вынужден полагаться на них для обслуживания, настройки и, возможно, для обновления своих улучшений со временем. Такие зависимости вполне сопоставимы с зависимостью от производителя мобильных телефонов или ПО.

Однако растущее число людей, которые выбирают киборгирование, выходит за пределы зависимости от компаний. Множество технически продвинутых людей разрабатывают свои собственные программные продукты и софт, с помощью которых можно управлять имплантами и киберпротезами. Это открывает возможности для независимости и самоопределения в биотехнологической среде.

С развитием открытых исходных кодов, распространенных платформ, облачных технологий и сетей, люди имеют все больше возможностей для создания и управления своими киберпротезами. Они создают собственные программы, которые максимально адаптированы к их индивидуальным потребностям и предпочтениям. При этом они не зависят от определенных технологических компаний, а полностью контролируют функции своих улучшений.

Такие независимые «технолюди» становятся своеобразными разработчиками и программистами собственных физических улучшений. Они расширяют границы человеческого потенциала, экспериментируя и совершенствуя свои технологии. Они не только распоряжаются своими улучшениями, но и вносят в них собственные инновации, что приводит к революции в кибернетике и биотехнологии.

Таким образом, будущее «киборгов» может разделиться на два направления: одни будут предпочитать зависеть от крупных технологических компаний, которые предоставляют продукты и обслуживание, а другие будут стремиться к независимости и самостоятельному контролю через софт, разработанный самими пользователями. Эти две модели встречаются уже сегодня и, безусловно, будут иметь продолжение в будущей эпохе киберпротезов и улучшений человеческого тела.

Как бы то ни было, современная техно- и инфосфера заставляют нас приспосабливаться к новым реалиям бытия, а процесс киборгирования очевидно усиливает взаимодействие между человеком и технологией. Все это ставит перед нами важные вопросы о будущем развития технологий и их влиянии на нашу идентичность и восприятие себя. Насколько мы готовы стать киборгированными людьми, стирать границы между органическим и неорганическим? Это один из самых актуальных вопросов сегодняшнего времени. Какие явления определяют нашу индивидуальность? Что остается от нашего "я", когда мы становимся объединенными с машинами? Как не потерять свою индивидуальность в массе технологических усовершенствований? Процесс киборгирования, кажущийся на первый взгляд технологией будущего, перестал быть вымыслом и приобретает все более реальные очертания. Эти и многие другие вопросы требуют глубокого и всестороннего исследования и обсуждения.

Как говорил Джон Нейсбит: «Спасет ли данная технология человечество или уничтожит его? Этот страстный спор регулярно всплывает на поверхность общественной жизни, пожалуй, с тех самых пор, когда были осуждены на казнь луддиты... Этот резкий спор привел к абсурдной поляризации мнений, однако столь крайние взгляды на технологию либо как на спасительницу, либо как на разрушительницу, говорят лишь о слепой вере и страхе, которые мы проецируем на технологию, подвергая ее тем самым культурному обожествлению» [8].

Бесспорно, стоит задуматься о последствиях таких действий. Первое, что приходит на ум, – возможные различия между обычными людьми и киборгами. Создание новых биотехнологий может привести к возникновению нового вида неравенства, где киборги будут иметь значительные преимущества перед обычными людьми. Как мы будем справляться с таким общественным разделением?

Последние технические достижения приводят человечество к кибернетическому будущему, где граница между машиной и человеком может становиться неуловимой, так как их цифровой след становится неотличимым друг от друга. В нашей реальности уже признано, что полов больше двух, и серьезные научные школы подтверждают эту позицию. Мы находимся на пути к цифровой эволюции, где технологии переплетаются с человеческой природой, открывая перед нами новые горизонты. Время подстраивается под совершенствующуюся технику, и наши представления о будущем постоянно пересматриваются. Мир, где машины и люди сливаются в одно целое, становится реальностью, и мы стоим на пороге новой эры, где наступает кибернетическое слияние.

Современное общество, делая шаги в цифровую эпоху, наблюдает за все более массовым становлением Homo digitalis, человека, глубоко проникнутого цифровыми технологиями. Homo digitalus – это новый тип человека, не связанный никакими рамками, цель создания которого точно такая же, как у далеких предков обезьян, сошедших с деревьев и превратившихся в Homo sapiens. Однако, с появлением такой новой формы человеческого существования, неизбежно возникает угроза превращения нас в Homo numeralis, всего лишь людей, пронумерованных и утерявших свою уникальность в системе.

Век инноваций и технологического прогресса сталкивает различные группы людей. В одном углу ринга располагается новое поколение, осознавшее все преимущества цифровой эры и ставшее ее независимыми плательщиками. Им присуще умение быстро адаптироваться к новым технологическим решениям и использовать их в повседневной жизни.

Однако, в другом углу стоит опасность столкновения – традиционные сторонники классического образа жизни, скептически относящиеся к столь стремительным преобразованиям. Они регулярно подвергаются угрозе утраты своей собственности, идентичности и способности контролировать свою судьбу в мире цифрового прогресса.

Фактическое столкновение этих каст представляет собой нечто более серьезное, чем простое разделение мировоззрений. Каждая из них стремится укрепить свое превосходство, подавляя противоположную сторону. Homo digitalis считает Homo numeralis устаревшими и неспособными адаптироваться, в то время как последние видят в своих цифровых соперниках угрозу выживанию и потере верности наследию предков.

Тем не менее, такое противостояние неизбежно приведет к радикализации обеих сторон. Образование является ключевым фактором для разрешения этого конфликта. Необходимо глубже понять и принять преимущества цифровой эры, которая предлагает доступ к информации, продвинутые инструменты и новые возможности для развития. В то же время, важно сохранить традиции, культуру и глубину человеческого опыта, которые Homo numeralis так сильно ценит.

Именно эта движущая сила – научиться одновременно быть и Homo digitalis, и Homo numeralis. Не допустить, чтобы преимущества цифрового мира утратили свою гуманистическую основу, а культурные и исторические ценности не были отклонены в пользу простого пронумерованного существования. Объединение этих двух сил позволит создать общество, в котором новое сочетается со старым, а цифровые технологии служат развитию человеческого потенциала, а не его подавлению.

В конечном счете, столкновение каст Homo digitalis и Homo numeralis представляет собой вызов для современного общества. Но только умение синтезировать цифровую и гуманитарную составляющие нашей жизни позволит нам преодолеть это противостояние и создать более гармоничный и разнообразный мир для всех.

Кроме того, существуют угрозы в области безопасности и приватности. Одной из потенциальных опасностей является возможность удалённого доступа и взлома бионических имплантов, что позволит злоумышленникам контролировать действия людей или отключать их функционирование. В таком случае, люди, усовершенствованные с помощью имплантов, могут стать марионетками в руках злоумышленников, исполняющими их приказы или подвергаться шантажу.

Другой риск заключается в несанкционированном сборе и использовании личной информации, которую собирают имплантируемые устройства. Например, бионические протезы могут отслеживать местоположение, записывать разговоры, измерять физическую активность и собирать другие данные о здоровье. Эта информация может использоваться для манипулирования или контроля над человеком. В связи с этим возникают вопросы о праве на приватность и постоянном контроле со стороны правительства или корпораций.

Одно из возможных решений для снижения данных рисков – это обеспечение высокого уровня безопасности и шифрования для электронно-механического устройства, позволяющий предотвратить несанкционированный доступ к ним и защитить личные данные пользователей. Важно проводить регулярные аудиты систем безопасности и обновления программного обеспечения, чтобы устранять уязвимости и предотвращать возможные кибератаки.

Также следует обратить внимание на проблему права на приватность в контексте киборгирования. Люди должны иметь возможность контролировать, какая информация собирается бионическими имплантами и кому эта информация может быть доступна. Государства и корпорации должны разработать соответствующие законы и политики, которые защитят права и интересы киборгированных людей.

Важно помнить, что искусственные системы, какие бы они ни были, созданы человеком. Известно с глубокой античности, что самым уязвимым и склонным к атакам звеном в любом процессе или системе является человек. Даже в докомпьютерные времена это явление наблюдалось в полной мере. В современном мире кибер-криминальных ситуаций предостаточно, но особое место занимают те, где целью атаки становится непосредственно человек, выступающий как неотъемлемая часть информационной системы. В таких случаях, атаки на человеческий фактор преобладают, причиняя серьезный ущерб и нарушая сферу информационной безопасности.

И, конечно же, есть фундаментальные проблемы, связанные с определением идентичности. Когда мы начинаем менять исходные аспекты нашего существования, какую роль играет наша телесная форма в определении того, кто мы есть? Понять, что такое "быть человеком", в условиях киборгизации и киборгирования, становится все более сложной и философической задачей.

Рассмотрим для начала онтологический аспект. Изучение онтологического аспекта киборгирования помогает нам понять причины и последствия этого процесса, а также анализировать, как эти изменения формируют новые формы бытия и виды сознания. Человек вкладывает свои идеи и программы в технику, создавая модели органов и организмов. Однако, важно осознавать, что модель всегда отличается от оригинала, и вопросы философско-нравственного характера в использовании новейших систем представляют интерес для изучения. Важным в анализе является сравнение бытийной стороны обычного человека и киборгированного человека, сознания и искусственного интеллекта.

Сознание человека, по своей сути, есть результат множества состояний, которые постепенно формируются в процессе жизни и освоения культуры. Отражая мысли, чувства и взгляды индивида, сознание является его внутренним зеркалом, через которое он воспринимает и взаимодействует с окружающим миром. Понимая свою среду, человек строит свою реальность, основываясь на том, как он воспринимает и интерпретирует внешние события и информацию. Идеи, ценности, а также общественные и культурные нормы, в которых мы выросли, оказывают огромное влияние на формирование нашего сознания и определяют наше отношение ко всему, что нас окружает.

Как подчеркивал Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [9].

Важно отметить, что сознание человека является динамичным и изменчивым. Оно не является статичным феноменом, а скорее процессом, постоянно развивающимся и изменяющимся взаимодействием между внутренними и внешними факторами. Наше сознание подвергается воздействию различных внешних и внутренних стимулов, которые могут приводить к его изменениям, пересмотру убеждений и переоценке ценностей.

Как отметил Мераб Мамардашвили: "Сознание – это непостижимая парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть" [10]. Духовная сущность сознания не обладает материальными свойствами и не поддается объективным характеристикам. Процесс формирования и природа сознания являлись центральной темой автора [11]. Сознание человека и его содержание существуют исключительно в объективированной форме – это динамика активности мозга, хранящаяся память, поведение, традиции и др. [12].

Самосознание – это способность человека осознавать и ощущать свое существование, свою индивидуальность и свою роль в мире. Включая в себя такие аспекты, как осознание своих мыслей, эмоций, желаний и целей.

Однако, самосознание также включает осознание своей физической принадлежности, связанной с телесными контурами. Это означает, что человек осознает свое тело, его форму, размеры, физические возможности и ограничения. Он осознает свое пространственное положение в мире и взаимодействие со средой. У киборгированного человека содержание сознания претерпевает изменения из-за наличия в его организме, как ему кажется, жизненно необходимых технических или бионических органов. Сложность проблемы возрастает, когда в структуру человеческой личности включается искусственный интеллект, который представляет собой физический объект, носитель информации, но не полноценную субъективную реальность с эмоциями, переживаниями, мыслями и идеальным существованием. Именно человек вкладывает программы в «киборга», включая в них возможность для его собственного самосовершенствования [13].

При исследовании личностно-экзистенциальных аспектов субъективной реальности, необходимо провести сравнительный анализ структуры субъективной реальности у обычного человека и киборгированного человека. Одним из компонентов субъективной реальности является осознание себя, своего тела, возраста, половой принадлежности, мировоззрения и внутреннего мира. Самосознание представляет собой интеллектуальную модель действующего существа. Однако у симбиота человека и технологии, возникают определенные сложности с самоидентификацией и установлением отношения к миру и окружающим существам. Киборгированные люди могут испытывать такие же моральные и поведенческие проблемы, как и обычные люди. Внедрение технологий в организм требует реабилитации и адаптации, как говорилось ранее. В связи с этим возникает потребность в работе специалистов-психологов с людьми, обладающими киборгированным телом. При этом нельзя не учесть риск "массового электронного безумия", который может быть связан с нарушением нормального функционирования организма, воздействием на эмоциональное и психическое состояние, а также с возможностью потери контроля над собственным телом или размытыми границами между органическим и искусственным. Киборгированные люди могут бояться потери своей человечности или индивидуальности, а также столкнуться с социальным отторжением и страхом быть выведенными на обочину общества. Обычные люди могут опасаться возможных изменений в обществе, таких как усиление неравенства или создание новых форм отчуждения [14]. Аналогичные опасения были высказаны Нилом Уайтхэдом и Майклом Уэском в работе [15]. Авторы считают, что технологическая модификация физического тела человека может привести к потере привязанности к его биологической природе и сорвать связь с социальной средой. Понимание и учет этих рисков является важным аспектом при разработке и внедрении технических решений, особенно в связи с модификацией человеческого организма. Технологические инновации должны сопровождаться не только техническими, но и этическими рассуждениями, обеспечивая защиту и безопасность людей.

Философский анализ проблемы киборгирования включает не только исследование новой системы ценностей, формируемых в современной технической реальности, но и проникновение в аксиологический аспект этой проблемы. Киборгирование приводит к изменению сознания и окружающей среды людей, способствуя появлению различных материальных, духовных и художественных ценностей. Оценка влияния киборгирования включает анализ целей и ценностей общества, с учетом возможного влияния масс-медиа и политической власти. Процессы замещения или дополнения физических и умственных способностей человека, которые происходят в рамках киборгирования, могут вызывать как негативные, так и позитивные оценки. Развитие новых технологий, таких как нейротехнология, микроэлекетроника робототехника, нанотехнология, биоэлектроника и д.р. создает новые вызовы для человечества, которое вынуждено адаптироваться к техногенной среде. При всем этом существует риск утраты биологической и психической идентичности в результате этих технологических преобразований [16]. Для полноценной оценки киборгирования и новых технологий необходимо изучать новые типы поведения, способные функционировать в сменяющейся среде.

Сторонники трансгуманизма положительно оценивают идею технологической сингулярности и слияния человека с техникой. Их идеологией является стремление и преодоление физических и умственных ограничений человека через использование передовых технологий и развитие биологической и искусственной интеллектуальной способности. Они апеллируют к замыслу, что человечество может и должно эволюционировать на новый уровень, с достижением бессмертия, повышенными умственными способностями и ускоренным развитием. Критики, однако, опасаются возможного доминирования постлюдей и устанавливания технологического тоталитаризма. Оба подхода не дают оптимальных решений для сосуществования человека и технологий в ходе киборгирования людей.

Абсолютными противниками трансгуманизма являются стронники неолуддизма. Суть неолуддизма заключается в том, чтобы сохранить традиционные способы жизни и производства, отвергая передовые технологии и индустриализацию.

В итоге, неолуддизм и трансгуманизм представляют противоположные точки зрения на роль технологий в нашей жизни и жизни в целом. Неолуддисты более скептически относятся к прогрессу и более ценят традиции, в то время как трансгуманисты призывают к активному применению технологий для улучшения человека и общества. И хотя оба движения имеют свои основания и приверженцев, они представляют различные взгляды на будущее человеческого развития.

Согласно автору [16], необходима разработка программы, которая будет отслеживать приближение к точке сингулярности в процессе киборгирования и симбиоза между человеком и техникой. Особое внимание следует уделять нарушениям равновесия, соразмерности и контролю новой технологической реальности. Для планирования и контроля над процессом и результатами технического прогресса, связанными с использованием киборгированных людей и искусственного интеллекта, необходимо международное объединение специалистов. Важным условием для эффективной дискуссии по проблемам киборгирования является участие компетентных и этичных людей, которые смогут отстаивать свои позиции и быть понятыми мировым сообществом. В эту дискуссию также должны быть вовлечены представители торговых компаний, экономисты, политики, ученые, философы и специалисты в области высоких технологий и искусственного интеллекта.

Развитие информатики, кибернетики, синергетики, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности сыграли значительную роль в решении этой проблемы. Благодаря научным достижениям стало возможным моделирование психических функций человека. Современные компьютеры успешно проходят сложные тесты, решают математические и логические задачи, выполняют функции управления и хранят большие объемы информации. Кибернетические устройства обладают высокой скоростью и точностью, а также имеют большую память. Тем не менее, творческие функции все еще остаются в руках человека. Компьютеры не обладают эмоциями и интуицией. Попытки дигитализировать все явления, связанные с сознанием субъекта, до сих пор были неуспешными. Поэтому полное интегрирование и объединение человека с машиной до сих пор остается недостижимой целью.

С появлением новейших технологий и продолжающейся кибернетической революции, возникает необходимость провести философский анализ, сфокусированный на сохранении человеческой идентичности и биосоциальной природы. Обсуждение о том, будут ли технологические достижения приводить к совершенствованию качества жизни и обеспечению счастья человека, несет за собой ряд противоречий. Но основной акцент следует сделать на необходимости сосредоточить усилия образовательной системы на развитие моральной составляющей личности в эпоху технического прогресса. Одним из важных аспектов данной проблематики является способность человека проявлять творческую активность и наличие силы воли в обществе.

Философско-правовой аспект рассматривающий статус киборгированных людей может быть сложным вопросом, который требует тщательного рассмотрения и дальнейших обсуждений среди законодателей, специалистов в области права и общественности.

С одной стороны, киборгированные люди могут иметь некоторые преимущества, такие как улучшенная физическая или когнитивная функция, которые могут оказывать влияние на их ответственность за свои действия. Например, если киборгированный человек обладает улучшенными интеллектуальными возможностями, то ожидания от его поведения могут быть выше, чем от поведения обычного человека. Впрочем, как и в случае с обычными людьми, ответственность за действия киборгированных людей должна быть определена на основе законов и правил, действующих в конкретном юрисдикционном пространстве. Принципы этики и морали могут также играть роль в определении ответственности, однако закон должен являться основой для определения правового статуса и ответственности. Кроме того, важно учитывать, что технологические возможности постоянно развиваются, и правовой статус киборгированных людей может меняться со временем. Это означает, что необходимо постоянно обновлять и адаптировать правовую систему, чтобы отражать новые реалии и вызовы, связанные с «новыми людьми» и их ответственностью за свои действия.

Необходимо обратить внимание и на то, что в ближайшем будущем человечество будет сталкиваться не только с проблемой промышленного загрязнения окружающей среды, но и с новым видом экологических проблем – "загрязнением организма человека" [17].

Мы можем устранять физические ограничения, исправлять генетические дефекты и улучшать функции организма. Но это приводит к новым проблемам, которые мы пока не до конца понимаем. Одна из основных проблем – это загрязнение человеческого тела различными материалами и компонентами, которые не являются органическими. Импланты и протезы, входящие в наш организм, могут содержать тяжелые металлы, пластик, силикон и другие материалы, которые постепенно распадаются и высвобождают вредные вещества.

Это загрязнение не только может приводить к проблемам здоровья, но и имеет потенциал для развития экологического кризиса. Высвобождение этих веществ в окружающую среду может серьезно повлиять на экосистемы и биоразнообразие. Как человечество, мы должны задуматься о последствиях процесса киборгированя и разработать строгие нормы и стандарты в области использования и утилизации механических имплантов и протезов. Нужно установить системы контроля качества и замену устаревших или поврежденных компонентов.

Важно также обратить внимание на образование и просвещение общества. Люди должны знать о потенциальных рисках и проблемах, связанных с загрязнением тела человека, чтобы принимать осознанные решения и более ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

Заключение

Таким образом, несмотря на то, что многие ученые рассматривают философские, этические и моральные проблемы, связанные с киборгизацией, важно помнить о вопросах, которые нам предстоит решить на этапе киборгирования. Процесс осознания киборгирования и киборгизации действительно не является ни простым, ни доступным для большинства людей. За этими процессами скрывается целый комплекс проблемных вопросов, которые еще не получили должного внимания и исследования. Прежде всего, установление норм и правил в сфере киборгирования представляет собой огромную этическую задачу. Активное обсуждение этих проблем могут помочь нам тщательно продумать и адаптировать этот процесс таким образом, чтобы она соответствовала нашим ценностям и нормам. Без понимания природы этих модифицированных организмов, мы можем столкнуться с непредсказуемыми последствиями. Они могут оказаться опасными для окружающей среды, других организмов и даже для здоровья людей. Мы можем не знать, как они будут взаимодействовать с экосистемами и какие последствия это может иметь на биоразнообразие. Также, не имея понимания их места в обществе, мы можем столкнуться с социальными и экономическими проблемами, такими как концентрация власти и контроля над модифицированными организмами, а также возможность монополизации рынков. Неопределенность границ допустимого может привести к различным этическим и моральным дилеммам, связанным с использованием и модификацией организмов. Все это подчеркивает необходимость тщательного изучения и определения параметров использования и модификации организмов, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.

Индустрия высокотехнологических протезов и имплантов развивается. Бионические протезы – это уже не просто нечто чужеродное, но сложное устройство с искусственным интеллектом, которое становится частью тела. Люди модифицируют себя не только по причине увечий и травм, но и чтобы сделать свою жизнь удобней. Так что вопреки всем вызовам и неопределенностям, эпоха массовой гибридизации и киборгизации уже здесь. Мы стоим на пороге новой эры, которая переносит нас в мир слияния технологий и человеческой натуры. Пусть это станет вехой в нашей истории, которая поможет нам понять и раскрыть все наши возможности в стремлении к лучшей жизни.

Анализ различных аспектов процесса киборгирования, выделил общие сложности, определены проблемы, подлежащие философскому рассмотрению, и обозначил ограничения в симбиозе между человеком и техникой. Кроме того, посредством статьи имеется возможность использовать практические рекомендации, предложенные в работе.

Список литературы

  1. Информационный портал. Одним движением руки: Жительница Санкт-Петербурга вживила себе под кожу банковский чип и ключ от домофона [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://spb-kp-ru.turbopages.org/spb.kp.ru/s/daily/217195/4304626/ (дата обращения: 29.01.2024).
  2. Информационный портал. 10 настоящих киборгов, живущих в нашем мире [Электронный ресурс]. – 2015. – URL: https://www.factroom.ru/obshchestvo/10-cyborgs-you-could-meet-today (дата обращения: 25.01.2024).
  3. Информационный портал. Люди-киборги: самые сумасшедшие и высокотехнологические механизации человека [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://habr.com/ru/companies/first/articles/698558/ (дата обращения: 29.01.2024).
  4. Информационный портал. Более 350 человек с бионическими глазами остались без поддержки разработчика [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://m.hightech.plus/2022/02/17/bolee-350-chelovek-s-bionicheskimi-glazami-ostalis-bez-podderzhki-razrabotchika (дата обращения: 25.01.2024).
  5. Информационный портал. Как я стал собой после слияния с компьютером: Поднимает ли симбиоз человека и машины вопросы прав человека? [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.brainstimjrnl.com/article/S1935-861X(23)01760-6/fulltext (дата обращения: 25.01.2024).
  6. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека [Электронный ресурс]. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiborgizatsiya-i-invalidizatsiya-tehnologicheski-rasshirennogo-cheloveka (дата обращения: 29.01.2024).
  7. Д. Ликлайдера. Симбиоз человека с машиной. – 1960. – С. 4-11.
  8. Naisbit J., Naisbit N., Philips D. High technology, deep humanity: Technologies and our search for meaning. – M. – 2005.
  9. Маркс К., Энгельс Ф., Фейербахе О.Л. «Архив К. Маркса и Ф. Энгельса». – М. – 1924. – кн. 1. – с. 220 — 221.
  10. М. Мамардашвили. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Вопросы философии. – 1989. – № 7. – С. 112-118.
  11. Т.П Малькова. Физикалистские модели сознания: трудности исследования и перспективы решения психофизической проблемы. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5. – С. 122-128.
  12. Информационный портал. Понятие сознания и смысла в разных науках. Сознание человека [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://hfire.ru/health/ponyatie-soznaniya-i-smysla-v-raznyh-naukah-soznanie-cheloveka.html (дата обращения: 29.01.2024).
  13. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Киборгизация: онтологические проблемы исследования [Электронный ресурс]. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiborgizatsiya-ontologicheskie-problemy-issledovaniya (дата обращения: 29.01.2024).
  14. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Образ киберчеловека в современной науке и культуре [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kibercheloveka-v-sovremennoy-nauke-i-kulture (дата обращения: 29.01.2024).
  15. Whitehead N.L., Wesch M. Human No More: Digital Subjectivities, Unhuman Subjects, and the End of Anthropology. – Colorado: University Press of Colorado. – 2012. – P. 177-198.
  16. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Киборгизация: Философские аспекты исследования симбиоза человека и техники [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiborgizatsiya-filosofskie-aspekty-issledovaniya-simbioza-cheloveka-i-tehniki (дата обращения: 29.01.2024).
  17. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека. Вопросы философии. – 2010. – № 5. – с. 84-90.