УДК 316.722(476), 316.774(510)

Кейс-анализ построения образа друга (на примере дела Анны Делви)

Балантаева Мария Владимировна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье проводится кейс-анализ построения образа друга на примере дела Анны Дельви. Исследуются основные этапы формирования образа друга, затрагивая как внешние, так и внутренние аспекты его создания. Исходя из конкретного случая Анны Дельви, рассматриваются ключевые моменты ее образа - от публичного имиджа до деталей описания личности и мотиваций. В ходе анализа упоминаются события, факты и коммуникации, которые способствовали формированию образа друга у личности. Также в статье исследуются социокультурные факторы, которые влияют на восприятие обществом подобных образов. Эта статья представляет собой исследование, способствующее осмыслению формирования образов в современной культуре.

Ключевые слова: кейс-анализ, имагология, образ, друг, сравнительный анализ.

С развитием технологий в современном мире стало почти невозможно обмануть окружающих. Мы можем легко проверить всю информацию о человеке в интернете, найти его место и дату рождения, сведения о родителях и образовании. Однако даже с такими возможностями происходят громкие случаи мошенничества. Что же побуждает людей верить в обман, который, как кажется, довольно просто разоблачить. В статье представлен разбор подобного кейса с помощью нескольких научных методов исследования построения образов.

В 2013 году Анна Делви переезжает в Нью-Йорк, где представляется дочерью немецкого миллионера и наследницей огромного состояния. Она попадает в нью-йоркский высший свет, в окружении которого быстро заводит знакомства с богатыми и известными людьми. Заручившись поддержкой влиятельных друзей, Анна берет кредиты в банках, живет в самых дорогих отелях, летает на частных самолетах и ни в чем себе не отказывает. Однако она почти никогда не платит за себя, всё оплачивают друзья Анны Делви, которым она говорит, что вернет деньги позже. Такой образ жизни девушка ведет почти четыре года, обман раскрывается, когда отели, которым Анна должна за проживание, подают на нее в суд. Выясняется, что настоящая фамилия мошенницы вовсе не Делви, а Сорокина. Девушка из обычной семьи, и никакого отца миллионера у нее нет.

Стоит подробнее рассмотреть какой образ Анна Делви строит на судебных заседаниях и в высшем свете. Для этого, в первую очередь, нужно обратиться к такому методу исследования, как имагология. Это научная дисциплина о законах создания, функционирования и интерпретации образов «других», «чужих», инородных для воспринимающего объектов [1]. Создание имиджа друга и «своего» человека в чужеродной среде – именно этим занимается девушка, чтобы воздействовать на окружающих и заставить их поверить ей. Для появления на судебных заседаниях, Анна наняла известного стилиста, который работал со знаменитостями. Она появлялась в дорогой одежде, которая соответствовала её поддельной истории. А живя в дорогих отелях, девушка своим поведением показывала, что все атрибуты дорогой жизни ей привычны, и она чувствует себя «своей» в этой среде. Анна всегда оставляла достаточно крупную сумму чаевых, знала все заведения, куда ходит элита общества, реагировала на роскошь так, будто жила в ее окружении с рождения. Создание подобной «картинки» идеальной и богатой жизни заставляет окружающих поверить в обман. Этим занимаются многие современные инфлюенсеры, в современных реалиях довольно просто арендовать на несколько часов дорогую одежду, роскошную квартиру, машину и другие атрибуты шикарной жизни.

Еще одним методом исследования поведения является сравнительный. Это метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного, с целью классификации и типологии [2]. К сравнениям Делви регулярно прибегает в своей речи. Когда в интервью у нее спрашивают похожа ли она на другого известного мошенника, обманувшего множество женщин на крупную сумму денег, Анна отвечает, что они совершенно разные. Он обманным путем вымогал деньги на роскошную жизнь, не собираясь их возвращать. Анна, наоборот, хотела открыть собственную галерею, а после достижения успеха, обязательно вернула бы все деньги. Хотя абсолютно очевидно, что в обоих случаях происходит одинаковое мошенничество. Также Анна часто прибегает к сравнению женщин и мужчин, указывая на то, что будь в этом деле главным подозреваемым мужчина, к нему относились бы намного снисходительнее. В данном случае она также выстраивает образ жертвы, ставя себя в уязвленное положение. Так Анна старается показать себя со стороны слабого человека, который не способен на обман, мошенничество и кражу. Зачастую подобный прием вызывает у окружающих сочувствие и желание помочь.

В целях расположения к себе, Делви дает человеку чувство значимости для нее. Особенно это проявляется в речи девушки. Во время интервью Анна старается не только отвечать на вопросы, но и задавать их, показывая, что мнение собеседника ей важно, и она ставит его наравне с собой.

У Анны Делви получилось стать действительно известным человеком, которого многие возносят в культ. В 2022 году вышел сериал по мотивам истории мошенницы, он получил широкую огласку и собрал несколько миллионов просмотров. За сериал Анна получила гонорар, который использовала для выплаты судебных издержек.

При разборе данного кейса были разобраны приемы, с помощью которых можно выстроить образ друга. В таком случае важно правильно проанализировать окружение, на которое будет проводиться воздействие. Затем, исходя из этого, построить необходимый образ, который не был бы чужеродным в данной среде, и использовать в речи определенные приемы, позволяющие собеседнику чувствовать себя значимым и сопереживать. Также важно подобрать подходящий имидж, который бы дополнял сложившийся образ друга, так как люди склонны оценивать окружающих не только по поведению, но и по внешним данным.

Список литературы

  1. Horn, Masja. Studia Imagologica – Текст : электронный// brill.com : [сайт]. – URL: https://brill.com/display/serial/IMAG (дата обращения 1.02.24)
  1. Василий Бондалетов Сравнительно-сопоставительный метод в кн: Русская ономастика: Учеб. пособие // М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  2. Иванова А.Д. О понятийном аппарате современной имагологии // Вестник Вятского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 74-78.
  3. Козлова А.А. Имагологический метод в исследованиях литературы и культуры // Обсерватория культуры. - 2015. - № 3. - С. 114-118.
  4. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ имени М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2011. — № 4. — С. 31—40.
  5. Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы // Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. — 162 с.
  6. Трыков В.П. Имагология и имагопоэтика // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3. - С. 120-129.