УДК 821.111

Кухулин и Роланд: сопоставительный аспект

Балантаева Мария Владимировна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная статья осуществляет сопоставительный анализ двух легендарных персонажей - Кухулина и Роланда. Исследует роль этих героев в разных культурных контекстах и представляет сравнительный анализ их характеристик, приключений и значимости в эпической литературе. Через анализ текстов и источников, выявляются общие черты и отличия между Кухулином и Роландом, их роль в мифологии и истории, а также их вклад в формирование героического идеала. В работе также рассматриваются исторические, культурные и литературные факторы, которые сформировали образы этих героев.

Ключевые слова: Кухулин, Роланд, сага, героика, средневековье.

Эпос считался основным литературным родом в эпоху средневековья. В это время развивался феодальный строй, было множество беспрерывных междоусобных войн. А на смену античным богам пришло христианство. Церковь уничтожала почти все произведения античности. Однако не могла полностью контролировать народ, поэтому стало активно развиваться устное народное творчество.

Одними из ранних произведений устного народного творчества средневековой Европы считаются «Ирландские саги», возникшие во II—VI вв. Они относятся к уладскому циклу и рассказывают о Кухулине, необычайно сильном, мудром и благородном герое. Не существует одного произведения, в котором бы полностью была описана жизнь Кухулина. В каждой саге рассказывается какой-то из отрезков его жизни, но прочитав их все, мы можем восстановить события всей его жизни полностью.

Мать Кухулина была сестрой короля Конхобара, а отец, по одной из версий, сам бог света Луг. Изначально его звали Сетанта, но в возрасте шести лет мальчик убил пса Куланна, после чего получил имя Кухулин, обозначающее «пёс Куланна». Уже в столь юном возрасте он обладал храбростью, мужеством и силой. Не только это необычно в образе Кухулина, его внешность тоже была экстраординарной: «Семь зрачков было в глазах юноши – три в одном и четыре в другом» [7]. А на руках и ногах у него было по семь пальцев. Сам образ Кухулина имеет историческую основу, но в сагах видоизменен и обретает мифологические силы. Ирландский народ наделил его всеми наилучшими качествами: «Я – защита каждого бедняка, я – боевой вал всякого крепкого бойца. Я даю удовлетворение обиженному и караю проступки сильного» [4]. Он – бескорыстный, преданный своей родине герой.

Еще один подобный герой – Роланд из поэмы «Песнь о Роланде». Написана данная поэма в конце IX - X вв. и рассказывает о временах правления Карла Великого, когда он после похода в Испанию, возвращается домой, однако его войска подвергаются нападению ночью [3]. Причиной нападения служит предательство Ганелона, который убедил Карла увести войска, а сам сговорился с врагами, чтобы те напали на войска в Ронсевальском ущелье. Роланд, как и Кухулин, мужественен, храбр и отважен.

Так как «Ирландские саги» изначально были устным народным творчеством и зародились еще в раннем средневековье, у Кухулина присутствуют мифологические черты во внешности и физических возможностях. Он обладает чудесными свойствами и способностями. Когда Кухулин приходит в ярость, то необычайно вырастает и весь искажается; на конце каждого его волоска выступает капля крови; от его тела исходит необыкновенный жар; он может, воткнув копье в землю, влезть на вершину его и стать босой ногой на его наконечник; он почти обладает способностью летать; в трудных случаях он использует «рогатое» копье, которое мечет во врага не рукой, а пальцами ноги, стоя в воде. Также и в самом произведение фигурируют не только простые люди, но и боги. Даже главный герой сам является полубогом, рожденным от бога света Луга. Это из-за того, что «Ирландские саги» почти не подверглись христианизации, в них сохранились мифологические и магические мотивы.

А вот в «Песне о Роланде» подобного уже не наблюдается. Там главный герой имеет обычное, человеческое телосложение: «Прекрасен граф Роланд, могуч он телом, улыбка у него на лике светлом» [3]. Ну и, конечно, мифические создания в поэме тоже отсутствуют. Из этого вытекает еще одно довольно значимое различие. У первого произведения нет одного конкретного автора, его создавал народ, каждый мог что-то изменить и привнести новое. У второго же произведения автор есть, пусть мы и не знаем кто точно это был.

И в «Ирландских сагах», и в «Песне о Роланде» затрагивается героическая тема, которая объединяет оба эти произведения. В таких героях, как Роланд и Кухулин, люди видели настоящий пример и идеал героя, которым должен был быть каждый уважаемый мужчина. Доблесть, мужественность, храбрость – вот те качества, которые были на первом месте в средневековье, и им соответствуют данные персонажи. Каждый из них готов защищать свою Родину до конца, они верны и преданы ей. Для Кухулина наивысший долг – долг перед своим кланом, а для Роланда главным в его жизни является служение королю и «милой Франции», он, как и Кухулин, готов ради этого пожертвовать всем, даже своей жизнью: «За короля должны мы грудью встать» [3]. В этом выражается одна из основных мыслей всех произведений того времени, а именно – народность. Хотя, стоит отметить, что в период раннесредневекового героического эпоса воспевался героизм людей, которые борются за интересы рода, в более позднем аналоге, из-за расцвета феодализма, воспевается уже герой, борющийся за целостность и независимость своего государства. Чаще всего главным героем становился не кто-то из простых людей, а близкий родственник короля (как Кухулин) или же его помощник.

Несмотря на схожесть тем произведений, одним из различий является историческая подлинность описываемых событий. В «Ирландских сагах» личность короля Конхобара Мак Несса выдумана, или по крайней мере не имеет достоверного подтверждения. Хотя и город, Эмайн Маха, в котором он правил действительно существовал раньше на территории Ирландии. В «Песне о Роланде» же повествуется о реальных событиях, а король Карл Великий правил Францией с 754 года [2]. Однако, как это обычно бывает во многих произведениях, посвященных монархам, факты о личности Карла Великого были искажены.

Ещё одним различием является тема любви. Она совсем не представлена в «Песне о Роланде». У Роланда есть возлюбленная, тем не менее он почти не вспоминает о ней на протяжении всего произведения, так как полностью отдается своему долгу Родине. Таким образом, в связи с тем, что в героическом эпосе совсем отсутствовала всякая роль женщины, этот аспект не представлен в произведение. Рыцарство не предполагало подвигов ради любви, главным должно было оставаться служение королю и готовность на всё ради него и Родины. А вот в «Ирландских сагах» тема любви всё же представлена. Кухулин, став юношей, пользуется популярностью у девушек Ирландии, которые влюбляются в него за подвиги и красоту. Он сватается к одной из девушек, Эмер. Но отец девушки был против и, в надежде погубить Кухулина, дает ему трудные, почти невыполнимые задачи. Однако Кухулин выполняет их все и женится на Эмер. Здесь мы видим, что главный герой не только сватается к возлюбленной, но и готов ради неё подвергнуть себя и свою жизнь опасности.

Как было отмечено раннее, долг и подвиг – основные составляющие средневековых произведений. Это объединяет двух героев, в их жизнях защита Родины является приоритетом и в итоге они оба погибают во время сражения. Роланд бьется с вражеским войском до самого конца, хотя враги заметно превосходят франков по численности. Тем не менее, все они не отступают, даже обращают своих врагов в бегство и с отвагой принимают свою смерть. Последним погибает сам Роланд.

Также и Кухулин, у него, в отличие от Роланда, был не один великий подвиг в жизни. Одним из таких подвигов было сражение Кухулина против войска королевы Коннахты Медб. Когда все взрослые мужчины испытывали ужасные мучения, держа оружие, и длилось это пять дней. Остался здоровым лишь один Кухулин. Погиб герой, однако, намного позже, когда в очередной раз королева отправила свое войско на Улад. Так как тема рыцарства и храбрости самая важная в этих произведениях, совсем неудивительно, что оба героя умирают не от старости или несчастного случая, а мужественно, во время боя.

Итак, подводя итоги можно сказать, что произведения и герои похожи, так как оба написаны в период средневековья, они обладают силой, отвагой и имеют общую цель в жизни – защищать и служить своей Родине, из-за чего они и погибают во время сражения. Однако, в отличие от Кухулина, у которого есть помощь богов и физической силы намного больше, чем у простого человека, Роланд не имеет подобных привилегий, но всё же сражается далеко не хуже.

Но «Ирландские саги» возникли на пару столетий раньше «Песни о Роланде» и поэтому они сохранили свою самобытность и мифологию, не подвергшись христианизации.

Оба произведения являются хорошими примерами средневековой литературы и отлично отражают мировоззрение, уклад и быт того времени.

Список литературы

  1. Б. И. Пуришев. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / 3 35 Сост. Б. И. Пуришев; предисл. и подг. к печати В. А. Лукова.— 3-є изд,, испр. // М.: Высш. шк.,2004.— 816 с.; ил.. 2004
  2. Бондаренко Г. В. Мифология пространства древней Ирландии // М.: Языки славянской культуры, 2003. — 416 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
  3. Ершова И. В. «Песнь о Роланде» и история изучения средневековых «песен о деяниях» // Шаги / Steps. — 2015. — Т. 1, № 2. — С. 54—85.
  4. Ирландские саги / Пер. с ирл. А. А. Смирнова // Л.: Гослитиздат, 1961. — 3-е изд. — 298 с.
  5. История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 32-37.
  6. Кельтская мифология / Пер. с англ. С. Головой и А. Голова // М.: Издательство Эксмо, 2004. — 640 с.
  7. Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева, Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева // М.: Наука, 1985. — 496 с. — (Литературные памятники).