УДК 82-312. 1

Анализ символистского романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес»: период Серебряного века русской литературы

Громова Ксения Григорьевна – студент бакалавриата кафедры сопоставительного изучения языков и культур Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья содержит результаты исследования способов передачи Ф. К. Сологубом темы страшного бытия и мира без бога. В работе рассмотрены символы и образы внутри романа, влияющие на полноту понимания идеи произведения. Затронуты такие термины, как фольклорная мифология, экзистенциализм. Проведен лингвистический анализ возможного значения названия романа.

Ключевые слова: философия экзистенциализма, философский роман, модернизм, бытие.

Сологуб связан с формированием философии экзистенциализма. Большое значение в его творчестве имели идеи Ницше и Шопенгауэр: влияние на появление иррационализма и нигилизма в философии Сологуба.

Сологубов в данном произведении полемизирует с русскими символистами и русскими классическими романами, он разрушает миф о русском космосе и идеи, что красота спасет мир. Поднимаются темы смерти, страдания, беспросветной судьбы, насилия, жизни как плена, души – «слепой бабочки», присутствуют апокалипсические мотивы. Мотив утраты идеалов и идеи красоты, философия пессимизма. Выходит, что человек, по мнению Сологуба, обречен на страдания. И страдание при этом тотально.

Особенности художественно изображения в романе: использование демонологии и фольклорной мифологии.

Традиционно сочетание «мелкий бес» употреблялось в составе фразеологизма «рассыпаться мелким бесом» (угождать, льстить, заискивать), в таком контексте оно встречается у Пушкина и Гоголя. По-другому эта формула впервые была использована Лермонтовым. В контексте анализа творчества Сологуба Лермонтов — один из значимых авторов, а приведенные выше строки Сологуб цитирует в одной из своих статей, так что данный источник заглавной формулировки также имеет место быть. Другой возможный способ трактовки исходов названия романа — «Бесы» Достоевского, с которым у Сологуба есть и несколько более неочевидных соответствий: например, праздник и маскарад, заканчивающийся пожаром в «Мелком бесе».

Сюжет романа повествует о жизни провинциального города и его обывателей, и хаосе этой жизни. Однако цель Сологуба – описывать жизнь не русского провинциального города, а жизнь как злое творение Бога в целом (изображаемый город оказывается микрокосмом всего бытия). Наследуя интерес русской литературы к первостепенным вопросам бытия, ее религиозные искания и экзистенциальную тревогу, символисты и, в частности, Сологуб значительно усложнили средства выражения идейной основы произведения, связей метафизического с реальным; в соответствии с основополагающей для данного направления идеи двоемирия мистическое то противопоставлялось обыденному, то соединялось и переплеталось с ним. В романе Сологуба «Мелкий бес» их проникновение друг в друга присутствует на всех уровнях текста. При этом, не приуменьшая значения бытовых и общественно-исторических реальностей, автор стремится подчинить их объяснение метафизической мысли. Соответственно, уродства и ужасы российского захолустья выглядят под пером Сологуба одним из ликов зла извечного и общемирового.

В образе главного героя сфокусирована вся негативная антропология героя русской литературы: маленький человек с величием Чичикова и Хлестакова. жизнь Передонова – воплощение безрадостного жизненного зла.

Мелкий бес предстает мифологическим символом хаоса, метафизической бездны и бездны сознания, в которую погружено сознание человека. Недотыкомка – сконструированный образ, живущий в сознании героя, образ вязан с традициями героя-призрака: такой герой живет не реально, а в сознании (метафизический двойник героя). Особенно значим эпизод появления недотыкомки.

В романе недотыкомка появляется ближе к середине, в двенадцатой главе — и видит её только Передонов. Это существо «неопределённых очертаний – она маленькая, серая, юркая» [1]. Образ её тесно связан с огнём: у неё дымное (серое) тело и блестящие огоньками глазки, тварь дрожит и дразнится, не дает себя коснуться. Образ недотыкомки («душа земной пыли и земной "пошлости"» [1]) соотносится с образами русской народной демонологии (герой называет существо нечестью, чертом), отвечавшей «инфернальному» слою романа, она становится символом низменной природы Передонова. Связь отображается и в поведении Передонова после первого появления недотыкомки: герой становиться не способен сдерживать смутные и странные мысли, рядом с недотыкомкой стирается его связь с реальностью: в поисках прячущегося в карманах одежды существа герой режет маленькими кусочками все платье Варвары, внимательно при этом осматривая каждый лоскут и бросает в очаг материю. Герой сразу почувствовал тревогу от появления серого существа, издающего неопределенные и раздражающие звуки, оно смутило его, что и объясняется желанием избавится даже от призрачного намека на возможное присутствие недотыкомки. И тем не менее Передонов не отрицает ее существования, «тварь» входит в его реальность, она ее часть, так что герой лишь задается вопросом: «К чему вся эта нечисть на свете?» [1]. Тут Передонов встречается с тревогой от проявления собственного безумия, которое в дальнейшем перерастет в страх – доминанту состояния Передонова, которая в последствии превратится в ужас и окончательное сумасшествие героя. Как только мутное помешательство сходит из-за появления Варвары, граница между метафизическим и реальным миром, смытая до этого, снова появляется, Передонов отрывается от мистического и оказывается способен выставить странные действия самыми естественными («Варвара опешила. Довольный произведенным впечатлением, он поспешил отыскать шапку и отправится играть на бильярде» [1]). Последние слова героини, выкрикнутые в спину уходящему Передонову, гротескны и ироничны, так как подчеркивают действительное помешательство героя.

Заключение

В романе автор поднимает важные для времени написания произведения вопросы смысла жизни, ужасного бытия и вседозволенности с абсолютной свободой. Изображен концепт двоемирия, как идея противостояния повседневности. Роман глубоко психологический и затрагивает самосознание людей первой половины 20 века и их философский искания.

Список литературы

  1. Мелкий бес: [роман]/Федор Сологуб. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 416 с. – (Эксклюзив: Русская классика) текст произведения
  2. Русская литература рубежа веков (1890- е — начало 1920- х годов). Книга 1.— М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.— 960 с.
  3. Polka. Aksdemy: ПОЛКА 2018. – URL: https://polka.academy/articles/544?block=2376 (дата обращения 1.02.24)