УДК 82-392

Джефри Чосер и традиции куртуазной любви в средневековой Европе

Громова Ксения Григорьевна – студент бакалавриата кафедры сопоставительного изучения языков и культур Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья содержит результаты исследования феномена куртуазной любви во времена средневековой Европы. В работе рассмотрены основные составляющие концепции куртуазной любви и ее характерные черты, на основе литературы жанра рыцарских романов. Описана и расшифрована основная терминология, свойственная данному понятию, а также некоторые философские воззрения, связанные с феноменом куртуазной любви.

Ключевые слова: куртуазная любовь, рыцарский роман, прекрасная дама, правила куртуазной любви.

Куртуазность, в понимании придворного сословия Европы 12 – 13 веков включала в себя свод правил поведения для придворных, а также необходимых качеств, которыми должны были обладать рыцари и дамы. В особенности это касалось именно поведения мужчины по отношению к женщине и сводилось к еще одному понятию – «куртуазная любовь».

Куртуазная любовь, однако, являлась больше литературным образом, который часто безуспешно старались перенести в реальность. Так, например, страдания от несчастной любви в литературе, возносящие рыцаря, не могли быть сопоставимы с терзаниями живых людей, приводящих в сердечной боли, упадку сил и различным моральным и физическим недугам.

Любовь при дворе была крайне популярна среди высших слоем населения, но не распространялась на простой люд. Главной причиной тому служили особенные душевная организация и умственный склад любовников, которыми могли иметь только образованные придворные. Предполагалось, что рыцарь обладает светскими изящными манерами, играет на музыкальных инструментах, является образцом придворного вежества, а также умеет особенно виртуозно ухаживать за «дамой». В то же время «Прекрасная дама» призрачна, неосязаема. Рыцари могли вдохновляться какой-то определенной женщиной, но так как любовь должна быть тайной, называть ее по имени было невозможно, поэтому женщина теряла всякую связь с реальность и могла казаться исключительно эфемерным созданием

Несмотря на то, что трубадуры создавали свои произведения для развлечения рыцарей, в центре внимания повествования «о любовь при дворе», оказывалась часто замужняя женщина, «прекрасная дама» (которая, однако, являлась только образом, представляемым мужчинами той эпохи, но не в какой-либо степени настоящим воплощением самой женщины). Неженатый же мужчина, обязательно благородный и храбрый рыцарь, иногда ее подданый, после единственно взгляда или незначительного упоминания о «даме» обращает на нее внимание и загорается страстью. В таких случаях чего-то условного достаточно, чтобы в сердце зародилась куртуазная любовь. Так средневековые портреты и становились причиной вспыхивающих чувств: несмотря на то, что все черты были лишены индивидуальности: сверкающие волосы, маленький рот, румяные щеки, руки с длинными и тонкими пальцами, в воображении герой сам наделял женщину особенными чертами, любовь приходила не от наблюдений четких образов, а напротив, случайно замеченных размытых, иногда не принадлежащих самой даме условных и косвенных упоминаний о ней.

С момента встречи влюбленный юноша охвачен лишь мыслями об обладании женщиной и, чтобы унять пламя и муки, преследующие его, завоевывает избранницу абсолютным ей подчинением. Герой обязательно старается подчеркнуть свое беспрекословное повиновение даме, он приклоняет колени, дарит себя и свою свободу любимой, становится ее вассалом. При этом важно отметить, что женщина, признавая старания рыцаря и принимая его дар, лишается собственной свободы и оказывается обязана вознаградить возносящего ее мужчину.

Правила, устои позволяют женщине сдаться и загореться взаимной любовью и страстью, но не сразу, а только постепенно дозволяя воздыхателю все больше и больше, для того чтобы еще сильнее распалить почитателя. Такой ход необходим, из-за того, что в куртуазной любви заложено наслаждение не от обладания, что, несомненно, является наивысшим благом в понимании влюбленного, а от ожидания и мечт о нем. Так, получается, что само вожделение оказывается абсолютным удовольствием.

Понятие о куртуазной любви занимало многих ученых и философов того времени, они старались охарактеризовать и понять такую любовь. Так, например, Андрей Капеллан создал философский трактат «О любви», котором дает данному чувству определение, описывает основные его черты.

«Любовь есть некоторая врожденная страсть, проистекающая из созерцания и неумеренного помышления о красоте чужого пола, под действием каковой страсти человек превыше всего ищет достичь объятий другого человека и в тех объятиях по обоюдному желанию совершить все, установленное любовью». [1]

 Философ также формулирует в конце своего трактата правила куртуазной любви, включающие не только основные предполагаемые линии поведения человека, но и его психофизиологические реакции. Так, автор трактата утверждает: «Супружество не есть причина к отказу в любви», и говорит, что те «кто не ревнует», те «и не любят» [1], ведь проявление такого чувства невозможно без страха потерять избранницу. Он пишет: «Мужской пол к любви не вхож до полной зрелости» [1]. Что может объясняется так: несозревший юноша не сможет вожделеть, гореть страстью, что, несомненно, важно в куртуазной любви.

Философ выводит правило, говорящее скорбеть по скончавшемуся любовнику до двух лет, и уверяет, что куртуазная «любовь далека обителей корысти». Он считает разглашенную любовь нечасто долговечной, ведь в первую очередь это скрытная любовь, о ней знают только два человека, в то время как окружающие не должны ни о чем догадываться. Именно поэтому особенно важна секретность, и, соответственно, только тайные встречи любовников.

Среди тридцати одного правила в трактате, также можно выделить еще несколько наиболее значимых: «только доблесть делает всякого достойным любви» [1], поскольку именно страдая от неразделенной любви, герой возносится, становится сильнее и храбрее на поле битвы, тем самым и завоевывая сердце избранницы. А также: «кто терзается любовью, тот мало спит и мало ест» «истинные солюбовники воображением никогда любимую не покидает»[1].

Примерами проявления образа куртуазной любви, в художественной литературе служат произведения Джефри Чосера, «отца английской поэзии», творившего в 14 веке. Написанные им «Птичий парламент», «Книга о королеве» и «Троил и Крессида» содержат достаточно характерных черт, свойственных куртуазной любви, и подходят для анализа и наиболее многогранного раскрытия темы. Однако, несмотря на вышесказанное, в данном эссе рассматриваться будет только последнее из названных произведений.

«Троил и Крессида» представляет собой средневековую поэму, главными героями которой оказываются вдова и дочь предателя Крессида и царевич Троил. Завязка сюжета происходит в момент случайной встречи героя с молодой вдовой и мгновенной страсти, вспыхнувшей после первого взгляда Данный эпизод подтверждает, во-первых, выдвинутый ранее тезис, гласящий, что даже мимолетного взгляда остаточно, чтобы влюбится, и, во-вторых, показывает: герой, как и предписывают правила куртуазной любви действительно не только влюбляется, но и «занимается огнем».

Описание же героини также подходит ранее упомянутому образу «прекрасной дамы» и полностью соответствует представлениям о куртуазной красоте, ведь, несмотря на отсутствие точной характеристики и портретных деталей, читатель понимает, что Крессида невероятно красива.

Душевные муки из-за неразделенной любви преследуют Троила на протяжении долго времени, и герой, не в силах с ними бороться. Такие же муки испытывает не только главный герой произведения, но и его подданый, над которым царевич долго насмехался, высмеивая «любовную болезнь»

Что, несомненно, является подтверждением одного из правил в трактате Андрея Капеллана, гласящим: влюбленный теряет сон и аппетит, заболевая страстью к избраннице. Также от неразделенной любви царевич не только оказывается под воздействием любовных мук и «лихорадки жгучей», но и становится отважнее и храбрее на поле брани, как для того, чтобы привлечь внимание Крессиды к себе, так и в связи с утверждением, что только достаточно доблестный мужчина становится достоин истинной любви. Так, можно с уверенностью сказать, что испытываемые героем неразделенные чувства возносят его.

Ревность, неотъемлемая черта куртуазной любви, подтверждающая не только наличие данного чувства, но и его силу, также преследует героя. Он теперь сгорает и от несчастливой любви, но и от страха потери. Таким, полуживым, готовящимся к смерти в любовной лихорадке в своих покоях его и застает его друг, Пендар, и в порыве спасти царевича старается выведать его секрет, узнать имя возлюбленной и предложить помощь. Здесь, в строках, посвященных диалогу друзей, читатель видит еще один важный признак придворной любви: таинственность. Троил не желает рассказывать другу о своей избраннице, боясь спугнуть высокое чувство, он верит в таинство любви и страшится его нарушить. Более того, подобного мнения придерживается и дядя Крессиды, говоря: «Лишь будьте осторожны и, молю, как велено, держите все в секрете, чтоб кроме нас не знал никто на свете.» [2]

Служить и преклонятся перед героиней для царевича наивысшее удовольствие, он говорит об этом, мечтая о возлюбленной.

Также воплотившимися характеристиками куртуазной любви непосредственно в произведении можно назвать и измену Крессиды, сбежавшей из Трои, так как любовь куртуазная приходящая и уходящая и, как было замечено в трактате упомянутого ранее философа «Любовь любви ни в чем не отказывает» [1].

Заключение

Куртуазная любовь – любовь, возникшая в средние века и обладающая набором определенных свойственных только данному чувству черт, она привязана к страсти и вожделению. Такую любовь можно встретить в произведениях Джефри Чосера и увидеть ее ярко выраженное проявление. Многие системы правил, относящиеся к куртуазной любви, соблюдены английским поэтом и благодаря этому могут быть проанализированы сквозь призму литературы той эпохи.

Список литературы

  1. Андрей Капеллан. О любви // Пер. с латин. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993.
  2. Джефри Чосер. Троил и Крессида. // Перевод М. Богородицкой.Илл. И. Преснецовой, Е. Лаврентьевой. М.: Грант, 1997 г. ISBN 5-89135-006-8
  3. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990