УДК 8

Аспекты рыцарского романа на основе анализа произведений Джеффри Чосера

Островская Анастасия Алексеевна – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты влияния Джеффри Чосера на традиции куртуазной любви в западной Европе. Проводится анализ художественных средств выразительности, использованных авторов при создании поэм, а также отмечается писательское новаторство. Результатами исследования является определение ключевых черт, присущих классику, указана философская и нравственная значимость тем и проблем, рассматриваемых поэтом в собственных работах. 

Ключевые слова: Джеффри Чосер, куртуазная любовь, Западная Европа, «Троил и Крессида», «Книга о Королеве», «Птичий парламент», куртуазный роман.

Средневековая концепция куртуазной любви [1] значительно повлияла на культуру Европы. Такая форма отношений предполагала связь между замужней женщиной, Прекрасной Дамой — понятие неуловимое, призрачное, и неженатым юношей, нередко происходящим из знатного рода. Чувство настигает влюблённого независимо от его воли, любовь порождает в сердце мужчины желание совершенного обладания и полностью завладевает им. Однако рыцарю надлежало держать чувства в тайне от окружающих и не раскрывать личность своей госпожи [2].

Безусловно, такой «игре» сопутствовало воспитательное значение. Литература, посвященная куртуазности, подавала пример, учила послушанию, владению собой, верности, смирению, отражала преображение рыцаря и его приобщение к божественному миру. Благодаря поэтическим текстам такой тематики мужчины перестали воспринимать женщину лишь в качестве безвольного тела. Явление куртуазности ощутимо повлияло на место женщины в обществе, помогло ей выйти из приниженного состояния, а также урегулировало отношения между полами.

В наиболее ярком виде традиции куртуазной любви отражены в творчестве Джеффри Чосера. Его считают основоположником поэтического английского языка, ведь он первым начал создавать произведения не на латыни, как было принято, а на родном языке, что характеризует его как истинного народного поэта.

Поэму Чосера «Троил и Крессида» [3] по праву можно считать одним из лучших художественных воплощений естественных чувств троянских героев. Автор выразил в содержании непосредственный жизненный опыт, отраженный в истории персонажей. Сюжет, обогащенный философским содержанием, включает в себя множество психологических деталей.

Сюжет разворачивается на фоне Троянской войны. В центре повествования беззаботный, но отважный воин Троил — сын царя Приама. По началу герой насмехается над влюбленными и их страданиями и иронизирует над любовью, однако все его прежние убеждения и предрассудки рушатся в момент встречи с Крессидой. Она молодая вдова, в течение продолжительного времени жила затворницей, окруженная множеством слуг. Героиня покорила царевича своим великолепием, разожгла в его сердце пламенную страсть. В изображении прекрас Крессиды чувствуется мотив «той самой» Прекрасной дамы, ведь она выделяется из толпы других девушек.

Благодаря стараниям хитрого и в то же время благородного сводника Пандара — дяди Крессиды и друга Троила — происходит преодоление молодыми людьми робости и сомнений и их последующее сближение. У них появляется возможность видеться, но встречи должны оставаться строго тайными, а любовь — неразглашенной. Ревность не обходит стороной взаимоотношения героев, однако вызвано это чувство страхом потерять возлюбленную. В поэме так же отмечена важная особенность куртуазной любви, а именно, отсутствие физического влечения, плотских желаний, ведь физическое увлечение — это не настоящая любовь. Все эти черты позволяют причислить поэму Чосера к литературе, воспевающей традиции куртуазности.

В образе Троила соединены такие личностные качества как смелость, искренность в проявлении чувств, верность и преданность любимой Крессиде, что характеризует его как истинного рыцаря того времени. Погодные состояния, обустройства комнат, содержание и подробные, детальные характеристики произносимых реплик, жесты, сопровождающие речи героев — все это в значительно мере помогает читателю прочувствовать тонкие перемены в переживаниях и состоянии влюбленных.

Стоит отметить, что чосеровское изображение любовной истории персонажей, перепады их настроений и чувств выводят произведение за грани «стандартного» куртуазного канона. В описании Крессиды так же замечаются видимые отступления от модели: она не замужем, связана вдовьим обетом, и ниже царевича по социальному положению ( исконная традиция: Дама — жена сеньора, хозяйка дома, в котором принят рыцарь ). В заключительной части Троил — а вместе с ним и читатель — узнает об измене героини. Тем не менее указанные явственные уклоны от канона куртуазности не уничтожают его и не снижают его важности для молодых людей, ориентирующихся на такую модель отношений. Эти отступления служат драматическим воплощением обстоятельств, которые привели к разрушению идеального романа.

«Книга о королеве» считается первой большой поэмой Чосера. Интересное как по своей форме, так и по содержанию, произведение представляет собой видение. С первых строк читателю рисуется образ героя-рассказчика, который на протяжении восьми лет мучается от бессонницы. В одну ночь слуга приносит ему старинный роман о древних королях и королевах. Внимание персонажа привлекает трагический миф о царе Кеике и его супруге Алкионе, повествующий о супружеской верности, после прочтения которого рассказчик, наконец, погружается в долгожданный сон.

Лирическому герою грезится чудесная атмосфера майского утра, под его окном раздаются нежные пения птиц, а комнату освещают золотые лучи раннего солнца. Важно отметить, что описания природы в весеннее время являются традиционным вступлением в поэзии Средневековья. Рассказчик покидает дом и присоединяется к мчащимся меж деревьев охотникам. В лесу он отделяется от ловцов и вместе со щенком выходит на великолепную поляну, заросшую густой травой и усыпанную дивными цветами. Персонаж замечает сидящего под дубом и напевающего горестные песни рыцаря, одетого в черное, между ним и сновидцем завязывается разговор.

Рыцарь повествует о своей жизни, о несчастной любви; эта история выдержана в духе куртуазной литературы. Герой рассказывает, как посчастливилось ему встретить девушку, которую тот полюбил с первого взгляда. С самых начальных строк описания героини прослеживается образ Прекрасной дамы, собой она затмевала всех вокруг.

Следует обратить внимание на то, что рыцарь дает совершенно нечеткий портрет возлюбленной, ее черты размыты, неконкретизированны, есть лишь общие штрихи. Изображая девушку, персонаж в большей степени подчеркивает достоинства ее характера и натуры, а не внешности. Такой прием нередко использовался в текстах о куртуазной любви, чтобы определенную Даму было невозможно распознать.

Как и в «Троиле и Крессиде», в «Книге о королеве» подчеркивается преобладание именно духовной близости, а не плотского влечения. Часто в повествовании встречается мотив «служения» любимой как госпоже, богине. Таким образом, данное произведение так же овеяно традициями средневековой куртуазной литературы.

Во всех рассмотренных поэмах Джеффри Чосера можно выделить композиционную стройность и мастерство, неповторимую манеру письма, неуловимый или трудно уловимый баланс между серьезностью и иронией. Поэту с легкостью удается увлечь читательское сознание за развивающимся сюжетом. Произведения овеяны нравственными и философскими идеями, глубокими мыслями и, бесспорно, в полной мере раскрытыми традициями куртуазной любви средневековой эпохи.

Список литературы

  1. Словарь средневековой литературы/ Под редакцией А. Я. Гуревича - М.:”Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2003. 632 с (Серия “Summa culturulogiae”). Текст непосредственный
  2. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с фр. Ф. Ф. Нестерова. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 356[12] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). Текст непосредственный.
  3. М. Бородицкая Джеффри Чосер. Троил и Крессида / М. Бородицкая [Электронный ресурс] //Facetia : [сайт]. — URL: https://facetia.ru/node/3536?ysclid=lt6xam2isv721699599 (дата обращения: 29.10.2023).