УДК 338.2

Корпоративное мошенничество: виды и этапы расследований

Параскевопуло Федор Дионисович – студент Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель Елкин Станислав Евгеньевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры безопасности Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается виды корпоративного мошенничества в крупных компаниях, а также исследуются этапы, которые способствуют решению данных трудностей.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, корпоративное мошенничество, преступление, контроль, внутрикорпоративное расследование.

В современном мире наблюдается разнообразие проявлений корпоративного мошенничества. Это может включать в себя соглашения между компаниями об искусственном повышении цен на товары и услуги (картельные сговоры), о выплатах чрезмерно высоких бонусов руководителям коммерческих организаций, которые обосновываются либо уставами компаний, решениями советов директоров, либо трудовыми договорами. Также встречаются мошеннические схемы, в которых сотрудники фирмы использовали информацию, полученную изнутри (инсайдерская информация), для хищения и последующей продажи имущества компании со значительными скидками через создание аффилированных юридических лиц или регистрацию как индивидуальный предприниматель и т. д. Все виды корпоративного мошенничества негативно влияют на организации, нанося ощутимые потери (как финансовые, так и нефинансовые) в виде ухудшения имиджа компании, утрате деловых связей с партнерами, снижения эффективности деятельности организации и т.д. Именно поэтому проблема корпоративного мошенничества довольно актуальна на сегодняшний день.

Необходимо отметить, что термин «корпоративное мошенничество» не установлен законодательно в России, однако его проявление в различных формах подлежит регулированию законодательством (уголовным, трудовым, антимонопольным, гражданским, а также административным). Что касается уголовной ответственности, то в Уголовном кодексе Российской Федерации можно выделить определенные статьи, касающиеся корпоративного мошенничества. Прежде всего, это ст. 159 («Мошенничество»), ст. 178 («Ограничение конкуренции»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 291 («Дача взятки») [3]. Данные статьи регулируют различные виды противоправных действий и предусматривают уголовную ответственность за их совершение.

Выявление различных видов корпоративного мошенничества контролируется как на государственном уровне, так и внутри самих организаций. На уровне государства осуществляется антимонопольное регулирование и контроль, за которыми следит ФАС России, с учетом соответствующего законодательства. Кроме того, правоохранительные органы, такие как прокуратура и следственные органы, также занимаются этим вопросом.

Внутри организаций имеется свой механизм контроля. Внутренние службы, такие как службы безопасности, внутреннего аудита и комплаенса, играют важную роль в этом процессе. Они занимаются выявлением и предотвращением мошеннических схем, применяя свои знания, методы и инструменты для обеспечения честности и законности внутренних операций компаний.

Также стоит упомянуть использование полиграфа или лжедетектора, который становится все более популярным инструментом в борьбе с корпоративным мошенничеством. Этот прибор способен определить, говорит ли сотрудник правду при даче ответов на вопросы, связанные с предполагаемым мошенническим поведением. Полиграф используется во множестве ситуаций, включая расследования внутренних дел, проверку аффилированных компаний или подозрительных транзакций. Эта технология является эффективным средством, которое помогает предотвратить корпоративное мошенничество и защитить интересы компании.

Таким образом, контроль за выявлением корпоративного мошенничества разделяется на государственный и внутренний уровни, гарантируя эффективный надзор и предотвращение подобных преступных действий.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев на конференции «Корпоративное мошенничество 2018» отметил, что экономика Российской Федерации имеет определенную особенность - около 1/3 ВВП страны формируется благодаря системе государственных закупок. За прошлый год по Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] общий объем закупок составил около 7 трлн рублей. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) [6] компании с государственным участием приобрели товары и услуги на сумму около 16 трлн рублей. Важно отметить, что эти закупки играют значительную роль в российской экономике, поэтому предотвращение корпоративного мошенничества в этой сфере становится особенно актуальным и необходимым.

ФАС России также осуществляет контроль на торгах, сфокусированный на соблюдении двух законов: Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [4] и Закона № 223-ФЗ. При этом нарушение этих законов влечет различные виды ответственности.

Незаконно полученная победа на торгах предоставляет предпринимателям значительное конкурентное преимущество. Во-первых, они, как правило, получают 30% предварительную оплату по контракту, а во-вторых, зная заранее о своей победе, могут подготовить товар и осуществить оптовую поставку в кратчайшие сроки [2]. Таким образом, нечестные хозяйствующие субъекты выигрывают у своих конкурентов одновременно по финансовым и временным критериям. В результате этого они получают значительное преимущество и могут эффективно оперировать на рынке.

Выявление нарушений на торгах является сложным процессом, однако современные электронные торговые площадки значительно облегчают его проведение. В связи с этим ФАС России стало легче бороться с нарушениями благодаря увеличению числа торгов, проводимых на электронных площадках. Заказчики не имеют возможности увидеть, кто подает заявки на участие, а участники торгов не могут определить друг друга. Это создает технические и технологические препятствия для мошенничества на торгах. Однако следует отметить, что такие преграды условны, особенно на олигопольных рынках, где действуют всего две-три компании. В таком случае участникам не составляет труда распознать своих конкурентов. Несмотря на это, общее использование электронных площадок способствует снижению уровня картельных соглашений в стране. Поэтому ФАС продолжает активно содействовать развитию электронных торговых площадок и пресекать любые формы нарушений на торгах.

ФАС России использует около 50 параметров для анализа торговых операций и выявления возможных сговоров. Например, они могут изучать закупочную документацию, чтобы выявить использование запатентованных организациями шрифтов, анализировать цены на закупки и прочие факторы.

В борьбе с картелями на рынке торгов необходимо реализовывать не только законодательные и наказательные меры, но также способствовать формированию нулевой терпимости к различным формам корпоративного мошенничества, включая заключение картельных соглашений, внутри самих компаний-участников рынка.

Еще одним видом корпоративного мошенничества являются так называемые «золотые парашюты», которые представляют собой бонусные выплаты для сотрудников, занимающих руководящие должности, в случае их увольнения. Выплачивается данная премия в качестве высокой компенсации за вклад сотрудника в спасение компании от банкротства, которое достигается благодаря принятию грамотных управленческих, инвестиционных, маркетинговых решений [1]. Такие выплаты распространены в России, но истинными методами спасения компаний от банкротства являются политические решения, а не привлечение высококвалифицированных руководителей.

Зачастую сотрудники сами назначают «золотые парашюты» для себя и своего ближайшего окружения, что является неприемлемым. В некоторых случаях, определение таких выплат происходит как следствие компромисса между различными группами акционеров при увольнении руководящего сотрудника.

«Золотые парашюты» необходимы для того, чтобы погасить недовольство увольняемого сотрудника и снизить риск вывода топ-менеджером активов компании. С другой же стороны, выплата данных премий может точно также восприниматься как вывод активов. Назначение таких выплат руководителями самих себе может быть рассмотрено как корпоративное мошенничество, поскольку это позволяет им использовать свое положение в личных интересах. Более того, размеры таких «золотых парашютов» могут быть огромными, достигая сотен миллионов рублей. Также, когда топ-менеджеру предусмотрена очень высокая выплата при прекращении трудового договора, он может злоупотреблять своим положением, оказывая давление на акционеров, чтобы добиться решений, от которых зависит его собственная выгода, «угрожая» своим увольнением.

Махинации с «золотыми парашютами» можно квалифицировать по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Причем к ответственности могут быть привлечены как получатели выплат, так и лица, участвующие в процессе их установления.

Ключевыми внутренними подразделениями в организациях, которые занимаются предупреждением и выявлением корпоративных мошенничеств, являются служба безопасности, комплаенс-контроль и внутренний аудит. Обычно все эти отделы функционируют вместе только в крупных компаниях, в то время как в маленьких организациях возможно наличие лишь одного из этих подразделений или даже одного менеджера, ответственного за контроль соблюдения действующего законодательства хозяйствующим субъектом и его персоналом. Иногда эти функции могут в некоторой степени или полностью перейти в работу одного юриста компании или быть переданы на аутсорсинг.

Обычно выделяется 4 основные фазы в организации работы компаний в этой области:

  1. Принятие мер по предотвращению корпоративного мошенничества.

На этой стадии обычно включают разработку кодексов этического поведения, политики компании, мероприятий для реагирования на нарушения; контроль финансов (многоступенчатое утверждение, запрет на использование наличных денег, использование электронного документооборота); установление границ полномочий для сотрудников; ограничение доступа сотрудников и сторонних лиц к информации; выявление зон риска и внедрение соответствующих контрольных механизмов; детальный отбор и проверка кандидатов на вакансии.

  1. Выявление случаев корпоративного мошенничества.

Осуществление анализа подозрительной активности сотрудников или сторонних лиц, таких как работа вне установленного рабочего времени, активное посредничество в интересах определенного поставщика, низкие показатели выполнения ключевых показателей эффективности, а также проверять наличие у сотрудника активов, несоответствующих его уровню дохода; изучать обращения, поступающие через линию конфиденциальной связи; проанализировать данные с видеокамер наблюдения и провести беседы с увольняющимися работниками.

  1. Проведение внутреннего корпоративного расследования.

Важными элементами данной стадии являются: подготовка, сбор и анализ данных, опрос свидетелей, проверка финансовой отчетности, запросы на предоставление информации органам власти, сбор доказательств.

  1. Принятие решения о применении дисциплинарного взыскания, рассмотрение вопроса о направлении дела в правоохранительные органы, принятие профилактических мер по необходимости.

Необходимо помнить, что применение дисциплинарного взыскания к работнику допускается в соответствии со статьей 193 Трудового кодекса РФ в течение одного месяца с момента выявления нарушения. Поэтому сроки проведения внутрикорпоративного расследования должны соответствовать установленным законом нормам. Как подчеркивает эксперт, по окончании расследования необходимо принимать адекватные меры. Работа по проведению расследования следует информировать сотрудников компании, чтобы избежать распространения неправильной информации.

Действия комплаенс-контроля в предотвращении и обнаружении случаев корпоративного мошенничества довольно-таки эффективны. Затраты на поддержание работы соответствующих отделов оправдываются за счет средств, которые компания в результате удается сохранить, предотвращая мошеннические действия.

Таким образом, практика показывает, что для компаний важно внедрять различные механизмы контроля в свои бизнес-процессы в зависимости от их доступности ресурсов. Для предотвращения корпоративного мошенничества в организации представителям малого и среднего бизнеса можно использовать, например, горячую линию, через которую можно обращаться анонимно. При этом, не стоит забывать о важности разработки локальных нормативных актов, а также о заключении с сотрудниками соглашения о защите и неразглашении информации. Компаниям необходимо обращать внимание как на деятельность сотрудников, занимающих руководящие должности, так и на деятельность «обычных» сотрудников, не забывая о рисках, связанных с их возможным злоупотреблением полномочий.

Мошенники все более изобретательны с появлением новых информационных технологий и изменением принципов бизнес-управления в России. В связи с этим организации должны обращать особое внимание на снижение рисков корпоративного мошенничества, включая контроль соответствия нормам и правилам (комплаенс-контроль).

Список литературы

  1. Елисеев, С. Мошенничество персонала: основные схемы и методы борьбы / С. Елисеев //Экономические преступления. 2019 № 7 С. 22–30.
  2. Борьба с мошенничеством как элемент обеспечения экономической безопасности предприятия: материалы четвертого всероссийского научного конгресса, Москва, 9-19 апреля 2019 г. / Финансовый университет при правительстве РФ ; [сост. : Б. Д. Егоров] – Мск. : ФАПРФ, 2019.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023).
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция).
  5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция).
  6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция).

Интересная статья? Поделись ей с другими: