УДК 339.54

Роль института уполномоченного экономического оператора в сфере внешней торговли России: основные проблемы и перспективы развития

Научный руководитель Москаленко Оксана Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова.

Новиков Иван Викторович – студент факультета таможенного дела Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова.

Аннотация: В статье рассматривается роль института уполномоченного экономического оператора в рамках экономического развития Российской Федерации, а также влияние данного института на общее состояние внешнеторговых отношений страны. Указываются современные проблемы и вызовы, стоящие на пути уполномоченных экономических операторов, рассматриваются действующие меры поддержки и упрощения, предоставляемые в рамках данного института, а также предлагаются пути решения актуальных проблем, являющихся барьером для стабильного функционирования института уполномоченного экономического оператора как одного из основных каналов поддержки бизнеса в рамках таможенных правоотношений.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, экономика, проблемы, пути решения, меры поддержки, специальные упрощения.

Для того чтобы оценить роль и важность института уполномоченного экономического оператора в рамках экономики Российской Федерации, необходимо рассмотреть путь становления данного института внутри страны. Впервые в России, понятие уполномоченного экономического оператора появилось в 2010 году, вместе с введением Таможенного кодекса Таможенного союза [6, с.20]. Учитывая опыт работы предыдущих лет, а также многие примеры успешного функционирования УЭО в рамках внешнеторговых отношений Российской федерации, можно сделать вывод, что статус УЭО достаточно востребован участниками внешнеторговой деятельности.

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза - уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов [1]. УЭО действительно можно считать особым участником торговых отношений в сфере таможенного дела, так как он обладает правами на целый ряд упрощений связанных с совершением таможенных операций и процедур. Данные упрощения отличаются в зависимости от типа свидетельств, которые бывают 3 видов.

Конкретными примерами таких специальных упрощений являются действия указанные в ст. 437 ТК ЕАЭС [1]. В рамках данной статьи будет целесообразно рассмотреть упрощения, предоставляемые для свидетельств первого типа:

  1. выпуск товаров до подачи декларации на товары;
  2. неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;
  3. приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;
  4. проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра, совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке [1].

Рассматривая роль института уполномоченного экономического оператора, стоит обратиться к данным, представленным на совместном заседании Совета Торгово-промышленной палаты России по таможенной политике и Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, которое состоялось 28 февраля 2023 года [4]. Представитель ФТС России, Ступников Александр Александрович отметил, что на соответствующий период 2023 года, общее количество действующих УЭО составляло 172, что является достаточно низким показателем по сравнению со странами, не входящими в Евразийский экономический союз. Однако, также стоит отметить, что на долю УЭО в стоимостном выражении приходится 7% от всего импорта в Российскую Федерацию (по данным на 28 февраля 2023 г.).

Рассматривая общее количество действующих УЭО на данный момент, согласно данным официального сайта Федеральной таможенной службы Российской Федерации на 30 января 2024 года, реестр насчитывает 221 УЭО – 168 действующих, 45 исключенных и 8 приостановленных [2]. Данный показатель уступает аналогичному показателю 2023 года, что может негативно сказаться на общем объеме импорта Российской Федерации. Стоит отметить, что данные по стоимостному выражению импорта УЭО за соответствующий период на сайте ФТС России не приводятся, именно поэтому невозможно адекватно оценить влияние снижения количества действующих УЭО на состояние внешнеторговых взаимоотношений с другими странами, а также на экономику России в целом.

Стоит отметить, что, рассматривая динамику количества УЭО, представленную на рисунке 1, данное снижение не является критическим, так как изменения в количестве действующих УЭО на территории Российской Федерации остается на стабильном уровне на протяжении всего года.

Рисунок02

Рисунок 1. Динамика количества уполномоченных экономических операторов по месяцам 2023 года

Основываясь на полученной статистике количества действующих уполномоченных экономических операторов, можно сделать вывод, что существуют некоторые факторы и проблемы, влияющие на положительную динамику роста количества УЭО в России. Существует множество теорий и возможных причин сдерживания роста, однако, весомой причиной может стать финансовая нагрузка на участника ВЭД при попытке регистрации в качестве УЭО. На данный момент сумма предоставления обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора составляет 150 тыс. евро, что является достаточно большой суммой для многих участников ВЭД [1]. Таким образом, предоставление такой крупной суммы могут позволить лишь большие компании, но не представители малого и среднего отечественного бизнеса, что негативно сказывается на общем количестве функционирующих УЭО.

Стоит отметить, что одной из основных проблем успешного функционирования уполномоченных экономических операторов в России является их недостаточное взаимодействие с таможенными органами Российской Федерации. На данный момент отсутствует эффективный канал информационного обеспечения, который мог бы информировать таможенные органы о возникающих в процессе применения упрощений и полномочий проблемах [5]. Организация стабильной обратной связи между УЭО и таможенными органами позволит сократить количество ошибок, совершаемых при декларировании, а также при применении различных форм упрощений. Данный механизм может быть создан на основе консолидированной базы данных, в которой будут храниться различные отзывы со стороны УЭО о работе таможенных органов, а также предложения по улучшению системы взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами.

 Также, одним из немаловажных факторов, которые могут снизить развитие данного института в России и привести к возникновению большого количества ошибок при совершении операций, может стать неверное толкование существующих положений, регулирующих институт УЭО. Данная проблема преследует многие сферы таможенного дела, так как большое количество положений законодательства требуют кардинального обновления, либо их полного пересмотрения [6]. Именно это может стать способом решения данной проблемы, так как рабочая группа ЕЭК по развитию института УЭО сможет внести конкретные предложения по улучшению законодательной базы института. Однако, стоит отметить, что на пятом форуме УЭО, состоявшемся 5 декабря 2018, была выдвинута инициатива создания Союза УЭО [3]. Уже в 2019 году данный союз начал свое существование как отдельный механизм призванный поддержать развитие института УЭО в России. Таким образом, Союз УЭО сможет выдвинуть конкретные предложения по улучшению законодательной базы института [3].

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, а также выдвинутых предложений по развитию института УЭО, стоит отметить, что при использовании уже существующих инструментов поддержки данной сферы, а также после внедрения стабильного механизма обратной связи между УЭО и таможенными органами Российской Федерации – институт уполномоченного экономического оператора сможет выйти на кардинально новый уровень, способствуя развитию экономики страны.

Список литературы

  1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  2. Официальный сайт ФТС России // Реестр Уполномоченных экономических операторов. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720?page=1
  3. УЭО ФОРУМ // Решение пятого форума уполномоченных экономических операторов 5 декабря 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aeoforum.ru/materialy-forumov-ueo/5-forum/reshenie/
  4. Таможенная академия: НАУКА // Актуальные вопросы развития института УЭО, а также декриминализации таможенных преступлений. [Электронный ресурс]. URL: https://customs-academy.net/?p=16628
  5. Общественный совет при ФТС России // Время требует активного участия бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osfts.ru/meropriyatiya/2023/3598-vremya-trebuet-aktivnogo-uchastiya-biznesa
  6. Жебрик, Э. Л. Институт уполномоченных экономических операторов: современное состояние и перспективы развития / Э. Л. Жебрик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29400/ (дата обращения: 01.03.2024).