УДК 33

Проблемы организации и функционирования системы государственных закупок

Шевцова Дарья Олеговна – магистрант Государственного университета управления.

Научный руководитель Морозова Ирина Михайловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления.

Аннотация: Статья посвящена проблеме организации и функционирования системы государственных закупок в России как инструмента, направленного на обеспечение эффективного использования бюджетных средств, сокращение неконтролируемых затрат и поддержание конкуренции на рынке. В частности, рассмотрены основные нарушения, которые являются последствиями в организации и проведении государственных закупок в России. Автором уделено внимание конкретным примерам нарушения и организации процедуры государственных закупок с целью предложения основных направлений и методов их устранения.

Ключевые слова: система госзакупок, госконтракты, закупка и поставка товаров, поставщик, госзаказчик, нарушения.

Введение

Государственные закупки являются важным инструментом государственной экономической политики, который направлен на обеспечение эффективного использования бюджетных средств и поддержание конкуренции на рынке. Государственные заказчики приобретают товары, работы и услуги для обеспечения своих потребностей и выполнения своих функций. Процесс госзакупок регулируется законодательством, должен быть прозрачным и открытым и требует соблюдения прозрачности, открытости и соблюдения процедур, направленных на предотвращение коррупции и обеспечение равных условий для всех участников.

Формирование и развитие современной системы государственных закупок позволяет создать инструмент регулирования и оптимизации расходования бюджетных средств для государства. С использованием этого рычага государство может оказать влияние на ценовую динамику по социально и экономически важным группам товаров, работ и услуг.

Проблемы функционирования системы госзакупок могут быть разнообразными и включать в себя много аспектов. Их наличие может спровоцировать разрушение устоявшейся системы управления общественными финансами. Это в свою очередь может повлечь снижение экономического роста страны.

Целью исследования является выявление основных нарушений функционирования механизма госзакупок.

Основные нарушения в процедуре государственных закупок в России

Проблемы организации и функционирования системы необходимо рассматривать с позиции ее непосредственных участников: заказчика и поставщика [4].

Как упоминалось ранее, контрактная система в сфере госзакупок играет ключевую роль в развитии российской экономики, обеспечивает высокую экономическую активность в стране. Крупные государственные контракты привлекают особое внимание регулирующих органов, поскольку они способствуют экономическому росту деловой активности и управлению фискальной политикой.

В связи с этим внимание следует уделить проблеме коррупции в сфере госзакупок, с которой необходимо активно бороться. Ущерб от коррупции в сфере госзакупок составляет 15-20% в год [3]. Законодательство не учитывает тот факт, что снижая уровень коррупции можно стимулировать ее рост со стороны организаций, выполняющих государственные заказы. Таким образом уровень коррупции может возрасти со стороны подрядчиков и поставщиков товаров и услуг при проведении государственных закупок.

Как показало исследование Бирюковой Е.А. в работе «Система государственных закупок в Российской Федерации: проблемы, нарушения, изменения в законодательстве», несмотря на строгое нормативно-правовое регулирование, регулирующих государственные закупки в Российской Федерации многочисленные нарушения в этой сфере продолжаются [2]. Эти нарушения могут включать практику «консолидации» лотов, закупки у единственного поставщика, сговор подрядчиков и другие неправомерные действия, которые искажают конкуренцию и могут негативно повлиять на процесс госзакупок. Важно бороться с подобными нарушениями и обеспечивать прозрачность и честность при проведении процедуры закупок, чтобы поддерживать эффективность контрактной системы в стране.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

Формирование условий контракта под одного конкретного поставщика – самая часто фиксируемая Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – ФАС) на сегодняшний день проблема в сфере государственных закупок (в частности с условиями сделки). Организаторы торгов нарушают положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», давая преимущество тем или иным компаниям: требования прописываются таким образом, что под них подходит лишь определенный поставщик услуг, либо в требование к выполнению заказа внесены определенные модели и марки продукции, производимые только определенными компаниями.

Последствием этого являются несправедливые условия для других участников рынка и, соответственно, искажение конкуренции. Потенциальные участники исключаются из-за отсутствия возможности выполнить все условия закупки.

Часто в один лот включаются одновременно несколько видов работ или услуг. Такие действия также имеют неправомерный характер и ограничивают конкуренцию между участниками, выполняющими разные виды работ или услуг, не связанными друг с другом и с предметом госзакупок.

Нарушение сроков размещения информации о закупке или об изменении статуса закупки также часто встречается среди участников госзакупок: как организаторов, так и поставщиков. Для всех участников необходимо получать своевременную информацию, чтобы иметь равные возможности и условия для участия в торгах.

Еще одной проблемой является закупка у единственного поставщика, так как это допустимо в случае отсутствия конкуренции на рынке или в чрезвычайных ситуациях. Контролирующие органы проводят мониторинг и пресекают коррумпированные государственные закупки без учета потенциально более выгодных претендентов на исполнение госконтракта.

Нарушения также могут происходить из-за сговоров подрядчиков при проведении закупок, что может исказить результат процедуры. Все эти нарушения ослабляют конкуренцию и могут создавать негативные последствия для процесса государственных закупок.

Подрядчики в свою очередь могут нарушать условия контракта, не соблюдать установленные контрактом сроки и предоставлять некачественный товар или услуги. Такие нарушители вносятся федеральными органами исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков,

Еще одной проблемой, ослабляющей конкуренцию и приводящей к негативным последствиям, являются сговоры подрядчиков.

В тендерах также возникают проблемы, когда учреждения или государственные предприятия заключают несколько контрактов с небольшой стоимостью, чтобы избежать ограничений по годовому объему госзакупок.

Законодательство, регулирующее процесс госзакупок, может нарушаться и следующими способами.

Распространенным видом мошенничества в целью получения преимущества на торгах является представление поддельных документов, таких как банковские гарантии.

Хищение бюджетных средств с использованием фирм-однодневок позволяет мошенническим организациям способом завладеть бюджетными средствами через различные манипуляции, такие как фиктивные контракт и др. После получения бюджетных средств такие фирмы исчезают, не выполнив условия контракта, а бюджету наносится огромный ущерб.

По данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС), в первой половине 2023 году количество жалоб, поступивших от участников госзакупок, увеличилось на 14,3% по сравнению с 2022 годом, составив 53 955 ед. Из них ФАС России рассмотрела по существу 45 908 жалоб, обоснованными из которых признаны 19 503 жалобы (42,5 %) [5].

Также в 2023 году ФАС России рассмотрено 30 096 обращений о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По 45% рассмотренных обращений (13 723) приняты решения о включении информации в РНП. Основной причиной включения информации в реестр является одностороннее расторжение контракта (87,5% случаев) [5].

Статистика жалоб, поданных участниками госзакупок представлена на рис. 1.

Среди выявленных ФАС нарушений наиболее частыми стали «нарушения в порядке оценки заявок на участие в конкурсе, неправомерный допуск или отказ в допуске участнику закупки, установление неправомерных требований к содержанию и составу заявок на участие в закупке, нарушения при описании объекта и при выборе способа осуществления закупки» [6].

Рисунок01

Рисунок 1. Статистика рассмотрения ФАС жалоб по госзакупкам за 1 полугодия 2022 и 2023 гг.

ФАС возбудила в 2023 году 26,5 тыс. дел об административных правонарушениях, что немногим меньше аналогичного показателя предыдущего года – 27 тыс. дел.

В заключение отметим, что все вышеперечисленные нарушения являются наглядным примером наличия проблем, существующих в контрактной системе закупок. Основными проблемами можно назвать следующее:

  1. Неоднозначная и не всегда достаточно понятная трактовка норм законодательства, а также расхождения в трактовках нормативных правовых актов, что позволяет найти «лазейки» в законе и может создать путаницу в организации госзакупок из-за непонимания или некорректного их применения;
  2. Искажение конкуренции путем коррупционных и мошеннических манипуляций со стороны госзаказчика и исполнителя;
  3. Проблема отсутствия квалифицированных кадров, способных эффективно управлять процессом государственных закупок;
  4. Проблемы, возникающие в ходе приемки результатов исполнения госконтракта, чреватые конфликтами и недовольством сторон;
  5. Неудовлетворительное качество поставляемых товаров, работ и услуг, поставляемых в рамках системы госзакупок, что создает проблемы для заказчиков и конечных потребителей;
  6. Директивность в планировании госзакупок, что ограничивает свободу выбора и конкуренцию на рынке.

Многочисленные нарушения в сфере государственных закупок свидетельствуют о недостаточной гибкости действующего законодательства и непрозрачности процедуры торгов.

С целью повышения эффективности нормативно-правового обеспечения госзакупок в законодательстве необходимо учитывать как их общие цели госзакупок, так и конкретные интересы заказчиков в приобретении качественной продукции, сохраняя при этом баланс интересов обеих сторон.

Помимо совершенствования законодательства хочется отметить необходимость в повышении прозрачности всего процесса осуществления государственных закупок, в том числе посредством внедрения современных электронных технологий. Это, прежде всего, прозрачный электронный документооборот, позволяющий отследить формирование и согласование всех формируемых документов вплоть до получения финального товара или услуги заказчиком. Развитие подобного отечественного программного обеспечения упростит как документооборот в целом, так и обеспечит информационную и экономическую безопасность во всех сферах хозяйственной деятельности частных предпринимателей, коммерческих и государственных организаций.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201304080023 (дата обращения: 15.02.2024)
  2. Бирюкова Е. А. Система госзакупок в Российской Федерации: проблемы, нарушения, изменения в законодательстве. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(1):39-50.
  3. Шацкий Д. Е. Система контрактных отношений в России: анализ проблем реализации федерального законодательства. Вестник университета. 2018;(3):109–114.
  4. Яковлев А. А., Балаева О. Н., Родионова Ю. Д., Ткаченко А.В. Проблемы и эффективность госзакупок глазами их участников // ЭКО. 2020. № 11. С. 83-103.
  5. В 2023 году в ФАС поступило 53 955 жалоб от участников госзакупок // Федеральная антимонопольная служба - URL: https://fas.gov.ru/news/33030?ysclid=lsox8edf67840148042 (дата обращения 19.02.2024)
  6. Число жалоб в рамках госзакупок сократилось в 2022 году на 30% - ФАС // ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ - URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2885?ysclid=lsox9lur7e287872997 (дата обращения 19.02.2024)