УДК  339.5

Экономические санкции: виды и оценка воздействия

Сологуб Анна Владимировна – студент факультета Дистанционного образования Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Аннотация: Статья посвящена анализу практики применение экономических санкций в международных отношениях. Отмечено, что внешнеэкономическая деятельность играет важную роль. Однако не всегда это сотрудничество проходит успешно. В связи с тем, что мировая политика оказывает сильное влияние на макро- и микроэкономический уровень международной торговли, мы считаем необходимым рассмотреть механизм применения экономических санкций.  В статье приведен обзор теоретических основ экономических санкций, а также рассматриваются их виды и оценка воздействия. Статистическую базу исследования составили данные по основным отраслям экономики РФ в период санкций 2013-2015 года.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экономика, санкции, международное сотрудничество, анализ основных отраслей.

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя множество видов и форм международного сотрудничества. Однако не всегда это сотрудничество успешно. Здесь большую роль играет внешняя политика государств-участников международных отношений. Поскольку ВЭД, на макро- и микроэкономическом уровне, очень зависима от изменений мировой политики, рассмотрим такой ее инструмент как механизм экономических санкций.

В соответствии с ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций [1], Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления. Если такие угрозы определены, в соответствии со статьей 41 Устава ООН [1], Совет Безопасности вправе ввести ограничительные меры в отношении агрессора (как государства, так и негосударственного фактора), не связанные с использованием вооруженных сил. Для введения ограничительных мер необходима поддержка большинства государств-членов Совета Безопасности, а также отсутствие вето со стороны постоянных членов СБ ООН.

Санкции не использовались в качестве независимого инструмента внешней политики вплоть до двадцатого века. Однако со времен Второй мировой войны они стали самым популярным инструментом, если не считать военного вмешательства. Глобализация усилила взаимозависимость наций [2], и санкции обеспечивают резонансный ответ на агрессию. За последние два десятилетия западные государства превратили санкции в свое основное дипломатическое оружие. Соединенные Штаты и Европейский союз осуществляют сотни программ санкций, направленных против тысяч частных лиц, компаний и секторов экономики почти в каждой отдельной стране.

В целях соблюдения национальных интересов, страны (страна-источник) часто применяют санкции по отношению к другим странам (страна-объект). Санкции являются неотъемлемой частью международной дипломатии, инструментом принуждения стран-объектов к конкретным мерам реагирования. В большинстве случаев применение санкций предполагает готовность страны-источника вмешаться в процесс принятия решений другого государства, но без немедленного применения военной силы. Американский ученый Гарри Клайд Хафбауэр (Gary Clyde Hufbauer) и его коллеги в книге «Economic Sanctions RECONSIDERED» приводят следующие причины ввода санкций [2]:

  1. Демонстрация лидерства;
  2. Сдерживание;
  3. Внутриполитические цели.

Нередко санкции не столько направлены против страны-объекта, сколько на внутриполитические настроения в стране-источнике. Лидеры стран-источников склоны показывать решительность, однако, не прибегая к войне или вторжению. Здесь санкции служат как заявление о несогласии по поводу определенных событий, происходящих в стране-объекте, с целью ответа на возмущение общественности, электората, а также выражения предупреждения нарушителям международного порядка [3].

Опыт последних десятилетий показывает, что вводимые санкции можно условно разделить на два вида:

  • торговые санкции (путем ограничения экспорта или импорта);
  • финансовые санкции (коммерческое финансирование, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, в том числе заморозка или арест активов).

Принято считать финансовые санкции более эффективными. Такие санкции могут принимать разные формы: задержка или отмена кредитов, грантов, помощи развитию, военной помощи, запрет на инвестиции в страны или компании, запрет на финансовые операции со странами, компаниями и физическими лицами, запрет на финансирование избранных программ. Отдельное место в этом ряду занимает (временная) заморозка или бессрочная конфискация банковских активов отдельных лиц, компаний в стране-инициаторе или по её просьбе.

В сравнении с торговыми, преимущество финансовых санкций в том, что их проще и быстрее ввести (финансовый рынок лучше регулируется государством) и значительно сложнее обойти (поиск альтернативных инвесторов крайне затруднён, если санкции накладывают крупные экономики, например США).

Наиболее дискуссионным вопросом является эффективность санкций. Распространенным мнением является следующее: ввод санкций никогда не приводит к ожидаемому результату. И даже напротив – вредит. В вышеупомянутом исследовании «Economic Sanctions. RECONSIDERED» ученый Гарри Клайд Хафбауэр (Gary Clyde Hufbauer) и его коллеги приводят следующую статистику: «Санкции были, по крайней мере, частично успешными в 34 процентах случаев, которые мы задокументировали» [4]. (таблица 1).

Таблица 1. Статистика эффективности санкций (Источник – «Economic Sanctions. RECONSIDERED»).

Цели ввода санкций

Успешные случаи

Провальные случаи

Всего случаев

% от общего числа случаев

Умеренные изменения политики

22

21

43

51

Смена режима и демократизация

25

55

80

31

Недопущение военных действий

4

15

19

21

Военное ослабление

9

20

29

31

Другие цели

10

23

33

30

Всего

70

134

204

34

 Таким образом, эффективность санкционной политики является спорной и вызывает множество дискуссий.

Проанализируем динамику макроэкономический показателей в период санкций в Российской Федерации.

Экономика России является ресурсно-ориентированной. Экспорт сырья позволяет ей оставаться крупнейшим игроком на мировом рынке, несмотря на довольно слабую экономику по сравнению с другими странами (рисунок 1) [5].

image001

Рисунок 1. ВВП стран. 2021 год (трлн. долл.).

В период санкций, эта ресурсно-ориентированная экономика может стать уязвимой, если санкции напрямую или косвенно коснуться добывающих отраслей и нефтегазового сектора.  Чтобы оценить влияние санкций на экономику РФ будет рассмотрен период 2013-2015 года (присоединение Крыма).

В 2013 году российская экономика уже имела ряд проблем. Сокращение темпов роста ВПП в 2010, 2011, 2012, 2013 году является признаком стагнации экономики. На фоне остального мира, постепенно выходящего из кризиса, российская экономика не казалась такой успешной. Наблюдаются снижение инвестиционной активности, практически нулевой рост промышленного производства, замедление роста потребительского спроса. Многие эксперты связывают торможение экономики с тем, что прежняя, восстановительная модель роста себя исчерпала, а новая, предполагающая плавный устойчивый рост в условиях стабильности, еще не заработала.

Одним из важных макроэкономических показателей служит и инфляция. Напомним, что инфляция характеризует повышение цен за определенный временной промежуток.  В 2013 году показатель инфляции составлял в 6,45%. А в 2014 году, после введения санкций, которые послужили реакцией мирового сообщества на присоединения Крыма, показатель инфляции составил 11,35%, который являлся рекордным с 2008 года на тот момент. Однако, в 2015 году этот рекорд был побит – инфляция в 2015 году составила 12,91% [7].

Рассмотрим изменения, которые произошли в данный период в следующих отраслях: сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля.

Что касается сельского хозяйства, то введение санкций затронуло всю данную отрасль и оказало на нее  двойственное  влияние:  c  одной  стороны,  пострадал  отраслевой  бизнес,  с  другой  — появился  стимул  к  укреплению  и  повышению  эффективности производства национальной сельскохозяйственной продукции.

Так, в 2014 объем сельскохозяйственной продукции (растениеводство) увеличился на 256,5 млрд. рублей (+14,82%), в 2015 – на 500,6 млрд. рублей (+25,19%).  Объем продукции в животноводстве в 2014 году увеличился на 316,4 млрд. рублей (+18,3%), в 2015 году – на 262,9 млрд. рублей (+12,86%) [9].

Данную положительную динамику прежде всего связывают с проведение политики импортозамещения, как ответной мерой на западные санкции. В апреле 2014 года кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы России "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в РФ [6].

В промышленности в этот период динамика оказалась не столь позитивной. Это связано, что санкции 2014 года носили секторальный характер и были направлены на промышленность, в частности [8].

image002

Рисунок 2. Индексы производства по видам экономической деятельности РФ (в % к предыдущему году).

В 2014 году положительная динамика еще сохранялась: по добыче полезных ископаемых индекс производства вырос на 0,3 п.п., по обрабатывающей промышленность – 1,6 п.п., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 2,4 п.п. Однако, санкции сказались в показателях 2015 года. Так, добыча полезных ископаемых в 2015 году снизилась на 0,8 п.п., индекс производства обрабатывающей промышленности снизился на 7,5 п.п., а производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 1,5 п.п. Как видно на рисунке 5, наиболее пострадала обрабатывающая промышленность [9].

В таблице 2 приведены данные по отраслям обрабатывающей промышленности. Положительная динамика заметна в таких отраслях как химическое производство (+ 1,9 п.п.) и обработка древесины и производство изделий из дерева (+6,2 п.п.). В остальных же отраслях наблюдается снижение, в большей или меньшей степени. Наиболее пострадавшими отраслями оказались производство транспортных средств и оборудования (-17 п.п.), производство резиновых и пластмассовых изделий (- 11,2 п.п.), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (- 9,6 п.п.), текстильное и швейное производство (- 9,2 п.п.) [9].

Таблица 2. Индексы производства (обрабатывающая промышленность) (в % к предыдущему году).

Год

Отклонение

2014

2015

п.п.

Обрабатывающие производства

в том числе:

102,1

94,6

-7,5

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

102,5

102,0

-0,5

текстильное и швейное производство

97,5

88,3

-9,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

97,2

88,6

-8,6

обработка древесины и производство изделий из дерева

94,7

96,6

+1,9

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

100,4

93,7

-6,7

производство кокса и нефтепродуктов

105,7

100,3

-5,4

химическое производство

100,1

106,3

+6,2

производство резиновых и пластмассовых изделий

107,5

96,3

-11,2

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

101,8

92,2

-9,6

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

100,6

93,5

-7,1

производство машин и оборудования

92,2

88,9

-3,3

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

99,5

92,1

-7,4

производство транспортных средств и оборудования

108,5

91,5

-17,0

прочие производства

102,7

94,0

-8,7

Не менее важной и показательной отраслью является розничная торговля. По розничному торговому обороту можно судить о платежеспособности населения. Здесь наблюдается тенденция схожая с промышленностью: показатели в 2014 году частично сохраняют положительную динамику. Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2014 год по непродовольственным товарам вырос на 0,2 п.п., по продаже товаров на розничных рынках и ярмарках – на 0,9 п.п. По пищевым продуктам и по обороту розничной торговли торгующих организаций наблюдается спад на 2,6 п.п. и 1,6 п.п. соответственно [9].

В 2015 году ситуация ухудшилась и спад произошел по всем четырем направлениям. По пищевым продуктам на 9 п.п., по непродовольственным товарам на 16 п.п., по обороту розничной торговли торгующих организаций на 12,8 п.п., по продаже товаров на розничных рынках и ярмарках на 11,9 п.п [9].

Таблица 3. Индекс физического объема оборота розничной торговли по Российской Федерации (в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах).

image003

Розничная торговля представляет собой один из наиболее постоянно развивающихся секторов экономики и одной из основ экономического роста. Однако, ограничения, с которыми столкнулись все отрасли экономики, привели к усилению конкуренции и возникновению факторов, тормозящих развитие данной отрасли. Причиной спада стал резкий рост инфляции как следствие встречных санкций – продуктового эмбарго, введенного в августе 2014 года, и, в том числе, обесценивании национальной валюты, которая привела к удорожанию импортных товаров и отечественной продукции, использующей при производстве иностранные компоненты.

Таким образом, в период 2013-2015 год санкционная политика западных стран оказала определенное негативное влияние на национальную экономику. Однако благодаря мерам принятым правительством, удалось относительно быстро выйти к прежним показателям.  К тому же, на примере 2013-2015 годов можно заметить, что наибольший спад пришелся не на год введения санкций – 2014 год, а на 2015 год. Именно в 2015 год было зафиксировано пиковое значение инфляции. Так как, санкции не сразу действует против страны-объекта санкций.

Список литературы

  1. Устав ООН [Электронный ресурс] сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
  2. Каз М.С. Инновационное развитие и трансформация территорий на современном этапе // Совершенствование инновационного развития национальной экономики в условиях глобализации. Коллектив авторов. Монография. – Т.: “Университет”, 2021. С. 240-293.
  3. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Казаков В.В., Каз М.С. Инновации и организационные конфликты (учебник) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-2. С. 267-269.
  4. Hufbauer ,  Shott  J.,  Elliott  K.,  Oegg  B.  Economic Sanctions Reconsidered. / 3rd edition. – Washington, DC, 2007. – 248 p.
  5. Уровень ВПП по годам и странам [Электронный ресурс] сайт Всемирного Банка. URL:   https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2022&most_recent_year_desc=true&start=2021.
  6. Программа импортозамещения в российской экономике в 2014-2015 годах [Электронный ресурс]: сетевое издание РИА Новости. URL: https://ria.ru/20151125/1327022750.html
  7. Таблица уровня инфляции по месяцам в годовом исчислении [Электронный ресурс]: открытая база данных. URL: https://уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции.
  8. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: сайт Правительства России . URL: http://government.ru/rugovclassifier/862/events/.
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: сайт Федеральной службы государственной статистики . URL: https://rosstat.gov.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: