УДК 351.71

Анализ зарубежного опыта управления лесным хозяйством

Научный руководитель Кухтин Петр Викторович – кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Журова Елизавета Сергеевна – магистрант факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются характерные черты практики управления лесным хозяйством в зарубежных странах. Осуществлен анализ инструментов лесопользования на примере Канады, Финляндии и США.

Ключевые слова: лесное хозяйство, управление лесным хозяйством, зарубежный опыт управления, глобализация, лесоуправление, лесная политика.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью развития эффективного государственного управления лесным хозяйством в России в целях достижения экономического роста страны, улучшения благосостояния населения, преодоление бедности при уменьшении потребления природных ресурсов, их воспроизводстве, что обеспечивается устойчивым развитием. Так, анализ опыта управления лесным хозяйством зарубежных стран поможет имплементировать удачные модели управления в современную российскую действительность, что поможет достичь стратегических национальных задач государственного управления.

Важно отметить, что для большинства стран, где лесные ресурсы имеют значительное влияние на экономику, в последнее время характерна тенденция развития глобализации лесной политики [1].

При этом «системы лесоуправления в каждой стране динамичны. Они сформировались исторически под влиянием всего комплекса институциональных и лесоэкономических условий и отражают особенности развития страны в целом и ее регионов» [2].

По мнению авторов настоящей работы, прежде всего важно рассмотреть опыт лесоуправления в Канаде, наиболее схожей по климатическим условиям с Россией. Превалирующая часть лесов (71 %) находится в собственности 10 провинций, имеющих свое законодательство, регламентирующее структуру управления лесным хозяйством.

Администрации муниципальных образований не уполномочены функцией государственного управления лесами. Форма владения лесами является главным инструментом лесной политики в условиях общественной собственности на лесные ресурсы и организации пользования лесом частным сектором.

Договоры аренды с государством – преобладающая форма приобретения прав на развитие лесных ресурсов, при реализации которых арендаторы производят платежи за пользование природными ресурсами (роялти). Два основных метода заключения такого договора [3]:

  • сдача в аренду лесных угодий, подразумевающая, что лесопромышленник разрабатывает план управления лесным хозяйством, вводит в строй соответствующие предприятия (план соглашения должен быть одобрен Министерством лесного хозяйства провинции; выдается на 5 лет с возможностью продления);
  • выдача лицензий на заготовку древесины (общий план реализации лесных ресурсов определяют правительственные органы; «на местах» можно получить лицензию на заготовку древесины на 10-20 лет с возможностью ее продления).

В Канаде прослеживается явная дифференциация полномочий между «лесной администрацией», которая ответственна за планирование лесохозяйственных работ, и частным бизнесом, занимающимся непосредственно лесохозяйственной деятельностью.

Недостатки, присущие арендным отношениям в Канаде [4]:

  • низкая конкуренция, что отрицательно влияет на развитие лесной промышленности в целом;
  • минимальные инвестиции на улучшение лесов, т. к. воспроизводство лесных ресурсов занимает много времени, из-за чего и инвестиционные средства окупаются очень медленно.

Так, опыт Канады по использованию арендных отношений в лесном секторе экономики имеет важное значение для развития лесной отрасли России, которая в настоящее время реформируется.

В Финляндии преобладает частная собственность на лесные ресурсы, причем частникам предоставляются более продуктивные земли на юге. Северные и восточные лесные земли находятся во владении государства (преимущественно особо охраняемые территории).

Уже много лет в стране действует децентрализованная система лесоуправления, отличающаяся самостоятельностью при принятии решений и формировании управленческих органов.

На государственном уровне управление лесными ресурсами осуществляет Министерство сельского и лесного хозяйства, Министерство окружающей среды [5].

Управление коммунальными лесами – компетенция местного самоуправления. Многим коммунам принадлежат собственные лесные хозяйства (например, парки), поэтому администрация коммуны осуществляет лесоуправление. Леса коммун не источник древесного сырья, они предназначены для отдыха населения, поддержания благоприятной окружающей среды [5].

Главная тенденция лесоуправления в Финляндии – развитие зеленой экономики, устойчивого природопользования.

Для системы лесоуправления в США характерна децентрализация - ее регулирование осуществляется на федеральном уровне, на уровне штатов, в регионах. Федеральные лесные ресурсы управляются агентствами в зависимости от права собственности и ведомственной принадлежности [6].

Федеральная лесная служба США – основной орган управления лесными ресурсами, – является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства США.

Правовой режим земель лесного фонда характеризуется совокупностью полномочий собственника, с возможностью реализации в определенных государством (штатом) пределах, т. е. подразделения федеральных Министерств могут осуществлять принадлежащие им функции по лесному хозяйству лишь в рамках юрисдикции определенного штата. Кроме того, каждый штат имеет свое уникальное законодательство и рекомендации по управлению лесным хозяйством. Некоторые штаты для лучшего регулирования общественных отношений по поводу лесного хозяйства заключают договоры друг с другом или вовлекают в этот процесс правительство [7].

Таким образом, анализ лесоуправления в основных развитых зарубежных странах, чей опыт наиболее важен с учетом климатических и иных факторов для нашей страны, показывает актуальные возможные пути реформирования модели лесоуправления в России в целях достижения устойчивого экономического развития страны.

Список литературы

  1. Петров А. П. Экономические отношения в лесном хозяйстве: зарубежный и отечественный опыт : учеб. пособие. – ФАУ ВИПКЛХ, г. Пушкино, 2013. – 98 с.
  2. Миронов А.В. Управление лесохозяйственной деятельностью : монография / А. В. Миронов. Федеральное агентство науч. орг., Российская акад. наук, Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т социально-экономического развития территорий Российской акад. наук. – Вологда : ИСЭРТ, 2015. – 170 с.
  3. Николайчук А. А., Николайчук О. А. Зарубежный опыт государственного регулирования лесных ресурсов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2013. – №3 (29). – С. 103-114.
  4. Моисеев Н. А. Экономика лесного хозяйства : Учеб. пособие / Н.А. Моисеев; М-во общ. и проф. образования РФ. Моск. гос. ун-т леса. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та леса ч. 1.,1999. – 158 с.
  5. Петров В. Н., Каткова Т. Е., Карвинен С. Тенденции развития лесной экономики в России и Финляндии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – – Т. 12. № 3. – С. 140–157.
  6. Цвирков В. В., Каско Л. И., Каращук М. Н. Международный опыт управления лесохозяйственным комплексом // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – – №1 (244). – С. 130-138.
  7. Смирнова А., Петров В. Управление лесами в США // ЛесПромИнформ. – 2016. – № 2 (116). – С.162-165.