УДК 332.1

Анализ программы создания комфортной городской среды в Мурманской области

Морозов Дмитрий Николаевич – магистрант Мурманского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации.

Научный руководитель Немыкин Алексей Викторович – кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики, доцент кафедры менеджмента Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации.

Аннотация: В настоящее время более трети населения Российской Федерации проживает в крупных населенных пунктах. И их число растет изо дня в день. Жизнь в современном мегаполисе накладывает свой отпечаток на существование граждан. На данный момент, в условиях повышенной урбанизации, все больше дает знать о себе потребность в организации комплексного подхода для комфортного пребывания в городском пространстве. В работе рассмотрена и произведен анализ качества выполнения программы формирования комфортной городской среды в Мурманской области.

Ключевые слова: комфортная среда, городское пространство, региональный проект, благоустройство, преобразование.

Вот уже более пяти лет программа по созданию комфортной городской среды реализуется в населенных пунктах области. За это время сделано многое. Для любого жителя региона заметно, что наши города меняются, особенно это бросается в глаза после почти тридцати лет разрухи и запустения. В последние годы появилось немало мест для прогулок и отдыха, происходит преобразование дворов и придомовых территорий. Сказать, что программа не работает нельзя. Однако всегда возникают вопросы насколько эффективно и в полной мере она реализуется. Задачи по благоустройству ставятся грандиозные, объем выполняемых работ трудно даже представить. Как обстоят дела с исполнением программы в Мурманской области? Попробуем в этом вопросе немного разобраться.

Итак, постановлением правительства Мурманской области от 28 августа 2017 г. N 430-ПП был принят паспорт государственной программы Мурманской области "Формирование современной городской среды Мурманской области", который задал целевые ориентиры и показатели для выполнения поставленных задач в рамках благоустройства городских территорий муниципалитетов региона [1].

Одной из главных проблем в сфере благоустройства, обозначенной в принятой программе, является недостаточное её бюджетное финансирование. В рамках существующей модели экономики, незыблемым постулатом является то, что в основе выполнения любой задачи лежит её финансовое обеспечение.

Изначально на реализацию программы на период с 2018 по 2022 год было выделено 6368398,8 тыс. рублей. В таблице № 1 представлено распределение денежных средств по годам и видам финансирования.

Таблица № 1

Год выполнения программы

Областной бюджет

тыс руб

Федеральный бюджет

тыс руб

Местный бюджет

тыс руб

Внебюджетные средства

тыс руб

Итого

тыс руб

2018

1500000

175595,5

107280,7

-

1782876,2

2019

306499

333358,1

161328,4

15500

816685,5

2020

1221573,8

205927,1

303343,2

54400

1785244,1

2021

1022900

202926,7

289800

-

1515626,7

2022

882839,9

211570,8

289800

-

1384210,7

Более наглядно распределение денежных средств можно посмотреть на графике (Рис.№1)

723253b13c8188a7

Рис. 1. Финансовое обеспечение программы в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.12.2017 N 651-ПП

Можно заметить, что распределение средств спланировано неравномерно. И если 2018 год можно не рассматривать как показательный, вследствие того, что он являлся рубежом начала программы, и необходимо было заложить основы для её последующей реализации, то мягко говоря, провал в 2019 году труднообъясним. Начиная с 2020, планировалось уменьшать объемы финансирования программы от года к году. Что выглядит довольно-таки странным. Это притом, что при формировании распределения финансов к сведению не была принята возможная инфляция за каждый год реализации программы. Ведь с каждым годом стоимость привлечения рабочей силы и материалов для выполнения работ имеют тенденцию к подорожанию. А с учетом влияния на цену НДС (налога на добавленную стоимость) имеет аккумулирующий эффект и её рост намного превышает официальные данные по инфляции. Таким образом, изначально было заложено снижение темпов благоустройства населенных пунктов с каждым годом. Также можно заметить, что уровень финансирования из федеральных источников был заложен почти равным (даже чуть меньшим), чем из местных бюджетов и более, чем в четыре раза меньше, чем из областного. И это притом, что муниципалитеты не обладают достаточными финансовыми возможностями и являются дотационными, а региональный бюджет априори дефицитен.

Справедливости ради стоит отметить, что в процессе реализации программы параметры финансирования претерпели значительные изменения.

В итоге на реализацию программы на период с 2018 по 2022 год было выделено 11094072,9 тыс. рублей. В таблице № 2 представлено итоговое распределение денежных средств по годам и видам финансирования.

Таблица № 2

Год выполнения программы

Областной бюджет

тыс руб

Федеральный бюджет

тыс руб

Местный бюджет

тыс руб

Внебюджетные средства

тыс руб

Итого

тыс руб

2018

1500000

175595,5

107280,7

 

1782876,2

2019

306499

333358,1

161328,4

15500

816685,5

2020

1221573,8

390930,2

216336,4

54400

1883240,4

2021

1979376,7

521948,6

320166,9

 

2821492,2

2022

2796724,7

657649,5

335404,4

 

3789778,6

973064d80d7b8c04

Рис. 2 Итоговое финансовое обеспечение программы с 2018 по 2022 годы

Как можно увидеть, несмотря на увеличение софинансирования со стороны государства почти в два раза, основу выполнения программы по-прежнему составляют денежные средства из областного бюджета.

Сама разработанная программа, в конечном итоге, не даёт ответ на вопрос, как будет решена проблема недостаточного финансирования сферы благоустройства и достаточно ли предусмотренных средств на кардинальное изменение сложившейся ситуации на территории Мурманской области.

Несомненно, задача найти и правильно распределить денежные средства является основной, и от её решения зависит многое в реализации намеченных планов, однако не менее важно эффективно эти средства использовать. Для анализа качества расходования выделенных бюджетов посмотрим на таблицу № 3. В ней отражены результаты освоения финансовых средств в рамках исполнения мероприятий, предусмотренных в паспорте. Данные представлены без учета 2018 года, вследствие того, что этот был год начала программы и ко всему прочему отчет за этот период отсутствует на ресурсах Минграда Мурманской области.

Таблица № 3

Год выполнения программы

Областной бюджет

тыс руб

Федеральный бюджет

тыс руб

Местный бюджет

тыс руб

Внебюджетные средства

тыс руб

Итого

тыс руб

2019

306499

333358,1

161328,4

15500

816685,5

2019 исп.

304933,21

(99%)

215918

(65%)

236573,18

(147%)

20618,16

778042,55

(95%)

2020

1221573,8

390930,2

216336,4

54400

1883240,4

2020 исп.

1189457,9

(97%)

384452,7

(98%)

236114,9

(109%)

30056

1840081,5

(98%)

2021

1979376,7

521948,6

320166,9

 

2821492,2

2021 исп.

1527715,6

(77%)

521948,6

(100%)

291132,2

(91%)

8759,3

2349555,7

(83%)

2022

2796724,7

657649,5

335404,4

 

3789778,6

2021 исп.

2090105,8

(75%)

382039,9

(58%)

303763,5

(91%)

3862,2

2779771,4

(73%)

d41e0199ad417c9f

Рис. 3 Результаты освоения финансовых средств

Как видно, освоение заложенного бюджета, мягко говоря, страдает. Ни разу с момента начала программы, заложенные средства не были реализованы на 100%. И с каждым годом процент освоения падает. И что самое грустное, этот показатель наиболее низкий в последние два года (2021, 2022), хотя, кажется, что областные и муниципальные органы управления же набрались достаточного опыта, отработали техники и технологии, подобрали исполнителей, и реализация заложенных мероприятий должна только расти. На деле эффект получается обратный. Так в 2019 году из 11 запланированных в паспорте мероприятий было реализовано 10 (процент реализации 90,9 %), в 2020 – из 8 -5, 3 мероприятия реализованы частично, в 2021 – из 17-7 , 3 - частично, 7 - не выполнено, в 2022 из 17-13, 3 - частично, 1 - не выполнено. Причем можно заметить, что наибольший показатель освоения (103 %) получился для финансирования из местного бюджета, а наименьший (79%), как ни странно - для государственного. Данный эффект можно связать разве только с тем, что требования к качеству освоения и расходования федеральных денежных средств гораздо более высокие, чем у муниципальных.

Вообще при рассмотрении паспорта программы возникает двоякое чувство. Это очевидно, во-первых – что попытка разработать данный документ был всего лишь первый шаг на долгом пути преобразований территорий и несмотря ни на что он позволил сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Во-вторых, вопросы к данной программе остались и пока не ясно, как они будут учтены в последующем. Несомненно, любой проект должен быть тщательно и вдумчиво проработан. Для программы требуется определить четкие и достижимые цели и задачи, определены показатели (индикаторы), а также этапы и сроки реализации, и спланировано необходимое финансовое и другие виды обеспечения.

При рассмотрении паспорта регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» сразу возникают вопросы по его содержанию.

Если посмотреть раздел 3 «Задачи и результаты регионального проекта» то можно заметить, что практически для всех поставленных задач характеристика результата регионального проекта не конкретизируется для региона, а идет постоянный отсыл к субъектам Федерации. Так, например, для задачи проекта: «В Мурманской области реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения…» в качестве характеристик обозначены: - «повышен индекс качества городской среды в городах Российской Федерации» и «по субъектам РФ распределено количество общественных территорий, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды».

Для задачи «По итогам общественных обсуждений актуализированы действующие государственные программы формирования современной городской среды» предусмотренной в документе характеристикой результата является «актуализация нормативных актов субъектов РФ». И так далее по всему тексту паспорту проекта. Понятно, что при упоминании субъекта Федерации речь идет ни о Вологодской или Нижегородской областях и даже не о Краснодарском крае, а о нашем замечательном регионе. Однако это в определенной степени характеризует подход к разработке документа. Кроме того, характеристика результата содержит только качественный показатель, но не содержит количественный. И таким образом не выполнены требования к разработке паспорта регионального проекта, который звучит следующим образом: «По каждому результату регионального проекта приводятся срок достижения результата в формате ДД.ММ.ГГГГ, качественные и количественные характеристики, а также иные требования к результатам, позволяющие однозначно определить их достижение. Формулировка качественных и количественных характеристик результата должна уточнять результат и не дублировать его», определенное «Методическими рекомендациями по подготовке региональных проектов» (подписаны Заместителем руководителя аппарата правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 9861п-П6). [2] Качественные характеристики результата не всегда возможно достоверно оценить и как говориться «потрогать руками». Например, такие, как – «улучшено общее социально-экономическое состояние муниципального образования», «улучшено качество управления городским хозяйством» носят слишком обтекаемый и субъективный характер и под данную интерпретацию можно подвести все что угодно, т.е нет конкретики.

Кроме того хочется, чтобы изначально программа как можно более понятной и выполнимой. В паспорте проекта для задачи: «в Мурманской области обеспечено вовлечение граждан в реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»» в качестве одной из характеристик типа результата представлен показатель «проведение массовых мероприятий». Совершенно не понятно как подобный результат коррелирует с заявленной задачей программы и как выполнение его можно проконтролировать.

Теперь необходимо посмотреть, как реализация программы решает вопрос создания комфортного пространства в наших населенных пунктах.

В соответствии с требованиями Федерального проекта в срок до 1 января 2023 года все дворовые пространства в стране должны быть проведены к минимальным требованиям благоустройства. В регионе, в рамках исполнения программы, были разработаны «Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям на поддержку программ формирования современной городской среды». В соответствии с ними к минимальному перечню, отнесены ремонт тротуаров, дворовых проездов, системы освещения, установка малых архитектурных форм, монтаж или капитальный ремонт ливневой канализации, элементов сопряжения поверхностей (бортовых камней, ступеней, лестниц, подпорных стенок). Однако если посмотреть на улицы наших городов, то станет ясно, что несмотря на то, что работа в этом направлении проведена колоссальная, объем преобразований даже для реализации минимальных требований остается нисколько не меньший (если ещё не больший). Таким образом, дата окончания благоустройства территорий по данному направлению сдвигается далеко вправо.

Возьмем ещё один пример. По итогам инвентаризации населенных пунктов, на момент начала действия программы было насчитано 362 общественные территории и 4774 дворовые территории. Несомненно, эти цифры не являются окончательными и инвентаризация территорий городов в регионе продолжается. Если посмотреть отчеты о ходе реализации программы, то в среднем за год приводятся в соответствие к установленным требованиям 240 дворовых и 14 общественных территорий. Элементарное математическое действие показывает, что для окончательного благоустройства всех дворовых территорий необходимо при сохранении текущих темпов около 20 лет, а общественных около 25 лет.

Несмотря на ощутимые сдвиги в вопросах преобразования наших городов, остаётся ещё очень много нерешенных проблем сфере создания комфортной среды. Главное – научиться делать правильные выводы из допущенных ошибок. Срок действия программы ограничен 2024 годом, а в стране разработаны новые нормативно-правовые акты и появились новые требования к процессу преобразования городских пространств. В связи с этим на последующий с 2025 года период, скорее всего, будет разрабатываться и приниматься новая программа по созданию комфортной городской среды. В этом случае необходимо произвести взвешенный анализ по итогам уже реализованных мероприятий с привлечением соответствующих специалистов и заинтересованных организаций, а также представителей граждан, сделать, безусловно, правильные выводы и учесть все недочеты и огрехи при выявленные реализации проктов.

Конечно, у любого человека есть желание проживать в благоустроенном городском пространстве. И результаты он хочет увидеть уже сразу и сейчас. Остается надеяться, что программа будет только набирать обороты, и в один момент мы сможем с удовлетворением сказать, что мы живет в современном, удобном и благоустроенном регионе.

Список литературы

  1. https://mingrad.gov-murman.ru/upload/iblock/7b1/430PP_28.08.2017.pdf
  2. https://base.garant.ru/72124638/
  3. https://mingrad.gov-murman.ru/documents/programs/

Интересная статья? Поделись ей с другими: