УДК 379.85

Особенности халяль-туризма и его перспективы за рубежом и в России

Алиева Гиласа Ровшановна – студентка магистратуры Московского государственного лингвистического университета.

Аннотация: В статье рассматривается такой вид туризма как халяль. Изучение данного направления является актуальным, поскольку данный вид туризма является быстроразвивающимся сектором рынка.

Процесс религиозного возрождения привел к формированию халяльной индустрии в России. На сегодняшний день существует устойчивый спрос у населения на халяльные продукты и услуги. Также имеется множество телефонных приложений; мусульманин сам может определить направление киблы, но в каждой комнате должны быть указатели в соответствии со стандартом халяль.

Популярные туристические города, такие как Казань, Москва и Санкт-Петербург, Махачкала, Дербент и другие имеют самую современную инфраструктуру для приема туристов из всех регионов России. Этот высокий туристический спрос подталкивается ростом мусульманского населения и его доходов. Следовательно, халяль-туризм в России расширяется не только в мусульманских, но и в немусульманских регионах.

Ключевые слова: Россия, ислам, халяль-туризм, мусульмане.

Введение

Халяль-туризм, также называемый халяль - дружественным туризмом или исламским туризмом, — это туризм, в котором мероприятия, продукты и услуги согласуются с исламскими учениями и ценностями. Этот сектор туризма привлекателен для туристов-мусульман, поскольку он может удовлетворить их потребности в отдыхе и досуге, сохраняя при этом их религиозные обязанности.

Рынок халяльных товаров и услуг кажется интересным и растущим почти во всех частях мира. В нашей стране направление халяль-туризма последние годы набирает все большую популярность. Открываются новые рестораны, отели, места отдыха включающие халяль-услуги, такие как пляжи для мусульман, отдельные бассейны и курорты для мужчин и женщин, специальные ковры для молитвы, экземпляр Корана, компас c указанием направления молитвы.

Таким образом, изучение данного направления является актуальным, поскольку данный вид туризма является быстроразвивающимся сектором рынка. На международном уровне халяль-туризм приобретает популярность в Европе, а страны Ближнего и Дальнего Востока создают новые халяль-отели и сервисы. Однако для России это совершенно новое направление туризма.

 В данной работе нами прослеживаются этапы развития и возможности расширения услуг в этом направлении, в частности, необходимость создания гастрономических путеводителей на иностранных языках, в том числе на арабском, для мусульман со всего мира с учетом особенностей региональной и национальной кухни.

 Халяль туризм: опыт развития за рубежом

 Халяльный туризм можно определить как комплекс дополнительных услуг, посещение достопримечательностей, которые предоставляются для удовлетворения потребностей и желаний туристов-мусульман.

В глобальном масштабе халяль-туризм начался с проведения 1-го Международного форума по исламскому туризму, которую провела организация Исламская конференция (ОИК) в Джакарте, провозгласившего существование туризма с исламской концепцией.

 Самыми популярными странами, где организован достойный отдых для мусульман, являются Турция, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Малайзия. Малайзия c 60% мусульманского населения продолжает лидировать в разнообразии услуг, предоставляемых туристам-мусульманам. В отелях указано направление Мекки, а в комнатах хранится Коран. Отель предлагает халяльное меню и полностью безалкогольные напитки. «В отелях ОАЭ, работающих по исламским традициям, есть обязательный день недели, когда отдыхать на пляже могут только мусульманки. Например, в столице Эмиратов есть халяльный отель One to One Village Abu Dhabi. В отеле есть молитвенные комнаты для женщин и мужчин, в номерах которых есть Священный Коран, молитвенный коврик и указания киблы. В отеле Al Jawhara работают фитнес-клубы для мужчин и женщин» [4]. Королевство Саудовская Аравия в первую очередь связано c проведением хаджа и умры. По этой причине наибольшей популярностью пользуются отели в городах Мекка и Медина. Для туристов важным фактором при выборе отеля и маршрута в Саудовской Аравии является расположение исламских святынь и исторических» мест. Поэтому самыми популярными отелями в этой стране являются Movenpick Hotel и Hajar Tower Makkah Residence.

 Халяль туризм в России

«Среди туроператоров России уже сейчас многие посвящают свою деятельность такому направлению отдыха, которым могут насладиться на большинстве курортов страны все желающие мусульмане. Если еще несколько лет назад основным направлением туристических услуг были путешествия в Мекку, то уже сейчас это направление растет и развивается внутри России.

У современных российских мусульман с годами требования к туризму халяль повышаются, они не ограничиваются только лишь путешествиями с целью паломничества – мусульмане молодого поколения желают посещать другие страны с туристическими и познавательными целями» [3].

Но туризм для представителей исламской религии существенно отличается по своей организации от других видов туризма. Классический туризм не всегда подходит путешественникам-мусульманам, поскольку ставит перед представителями исламской религии ряд условий, на которые мусульмане не всегда могут пойти.

«Во время пляжного отдыха мусульмане сталкиваются с рядом трудностей, решить которые можно только путем выделения закрытых пляжных зон или отдельных бассейнов» [1].

«В Крыму развивается халяльный отдых, где туристическая инфраструктура может предложить отдыхающим-мусульманам и семейным парам все виды услуг в рамках шариатского отдыха. Халяльные туры в Крым для мусульман включают специальные программы, соответствующие требованиям исламской религии, прежде всего экскурсии к некоторым достопримечательностям Крыма, например, Большая мечеть Джами в Симферополе, Ханский дворец в Бахчасарае. В ряде отелей в рамках таких туров предлагается специальное халяль меню для мусульман» [5].

«Обслуживание этих отелей должно состоять как из мужчин, так и из женщин, а женский персонал гостиницы может обслуживать отведенную для женщин территорию, которая может включать в себя не только пляжи, но и другие объекты, предназначенные для женщин – спортивные залы и развлекательные заведения» [2].

Большинство мусульманок выбирают отели, предлагающие подобные услуги, потому что имеют возможность отдыхать на пляже, не закрывая полностью тело.

Халяльная кухня в таких заведениях организована таким образом, что представляет собой сочетание разных вкусных блюд из продуктов, не запрещенных для мусульман [16].

 В некоторых городах в подобных отелях есть услуги, связанные с ритуальными функциями: молельные комнаты и специальные шкафчики. Гостиницы и курорты, предлагающие эту услугу, могут предоставить туристам-мусульманам неповторимую атмосферу, в которой каждый мусульманин может почувствовать свое присутствие в исламском мире [7].

Сегодня мусульманское жилье делится на два типа: полностью халяльные отели, специализирующиеся на приеме мусульман, и отели со статусом халяль в плане обслуживания и меню. Второй тип гостиниц наиболее популярен среди российских заведений гостеприимства, для которых Совет муфтиев России утвердил специальные правила, допускающие прием мусульман. Названный халяль, регулирует требования к меблировке номеров и включает перечень обязательных услуг для отелей, предлагающих шариатские услуги [6].

Согласно этим нормам, в комнатах должны быть специальные ковры для молитвы, экземпляр Корана, баня и кувшин с указанием направления молитвы (кибла). Разумеется, в меню должны быть халяльные продукты. Во время Рамадана отели обязаны по мусульманским правилам предоставлять ифтар и отдельный завтрак [8].

Многие отели уже получили сертификат халяльного обслуживания, который выдается только в случае полного соответствия всем требованиям.
Однако в целом Россия по-прежнему отстает от развитых стран в развитии халяльной гостиничной индустрии [9].

В 2015 году в России начали разрабатывать халяль-программу, которая показывает гостям с Ближнего Востока, что им здесь рады. Для этого развивается соответствующая инфраструктура: в первую очередь это касается сферы общественного питания и гостиничного сервиса. Единый стандарт халяль устранит поставщиков, которые маркируют свою продукцию как халяль только для демонстрации. Однако этот стандарт еще не полностью разработан. В проекте участвует и Татарстан — некоторые местные отели и рестораны уже прошли сертификацию [11].

 В Татарстане ведется активная работа по внедрению объектов образа жизни халяль, на территории республики уже открываются и работают отели с сертификацией «халяль». Помимо предложений «проживание в номере без алкоголя в мини-баре», которые касаются гостиничных услуг, созданы тематические экскурсии для мусульман в Казани[15]. Многие местные туристические агентства делают это. В основном все маршруты похожи друг на друга – осмотр древней татарской слободы и домов татарских купцов, знакомство с мечетями, прогулки по исламским магазинам и, конечно же, по знакомым казанцам достопримечательностям на территории Казани. Путешественникам с Востока также предлагается поездка в Болгар – туристическую Мекку Татарстана [12].

 Халяль-туризм активно развивается в Дагестане. Этому способствует то, что, здесь есть множество мечетей и других мусульманских религиозных объектов и мест паломничества. Также в республике нет проблем с халяльным питанием. Eсть множество продуктов и заведений общественного питания, которые получили сертификаты соответствия халяль стандартам [13].

 Cоздаются путеводители на иностранных языках, в том числе на арабском, для мусульман со всего мира. Популярность направления халяль-туризма активно растет в России и благодаря росту мусульманского населения в ее республиках [14].

Заключение

Изучение данного направления является актуальным, поскольку данный вид туризма является быстроразвивающимся сектором рынка.

 Процесс религиозного возрождения привел к формированию халяльной индустрии в России. На сегодняшний день существует устойчивый спрос у населения на халяльные продукты и услуги. Также существует множество телефонных приложений. Притом что мусульманин сам может определить направление киблы, в каждой комнате должны быть указатели в соответствии со стандартом халяль.

 Туры для туристов-мусульман предлагают крупнейшие туроператоры страны, в том числе отели, сертифицированные по программе Halal Friendly. Подобные поездки направлены на улучшение отношений России с исламскими странами. Ежегодно отели «Halal Friendly», участвуют в развитии внутреннего туризма во всех странах мира. Добровольная сертификация отелей открывает новые возможности и привлекает большое количество туристов. В России сейчас все больше мусульман бронируют халяль туры. Эти туры соблюдают все исламские традиции и обеспечивают максимальный комфорт истинно верующим мусульманам. Халяль туры по праву считаются одними из лучших по уровню обслуживания и обустройства. Халяль-туризм позволяет полностью погружаться в веру, обрести духовную связь и покой.

 Популярные туристические города, такие как Казань, Москва и Санкт-Петербург, Махачкала, Дербент и другие, имеют самую современную инфраструктуру для приема туристов из всех регионов России. Этот высокий туристический спрос подталкивается ростом мусульманского населения и его доходов. Таким образом, мы можем сказать, что халяль-туризм в России расширяется не только в мусульманских, но и в немусульманских регионах.

Список литературы

  1. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unwto.org. (дата обращения: 01.03.2022).
  2. Рубцов В.А. Современное состояние халяль-туризма в Республике Татарстана
  3. Историко-культурный туризм и экскурсионная деятельность. https://mininuniver.ru/training/retraining/tsentr-povysheniya-professionalnogo-masterstva/istoriko-kulturnyj-turizm-i-ekskursionnaya-deyatelnost (дата обращения: 01.03.2022).
  4. Кириленко С.В., Мухамедова З.Х. Концепция культурно-познавательного туризма // Молодежь. Туризм. Образование. 2017. С. 99-101.
  5. Культурный туризм | HiSoUR История культуры. https://www.hisour.com/ru/cultural-tourism-38652/ (дата обращения: 01.03.2022).
  6. Культурный туризм и COVID-19 | UNWTO. https://www.unwto.org/ru/cultural-tourism-covid-19 (дата обращения: 01.03.2022).
  7. Культурный туризм как стратегия развития города. https://tourlib.net/statti_tourism/gordin.htm (дата обращения: 01.03.2022).
  8. Культурный туризм. https://www.civilopedia.net/ru/rise-and-fall/governments/policy_heritage_tourism (дата обращения: 01.03.2022).
  9. Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на мета регионы. https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/musulmane-gorozhane-i-zhiteli-krajnego-severa-zachem-orientirovat-biznes-na-metaregiony/ (дата обращения: 01.03.2022).
  10. Сущинская М.Д. Международный культурный туризм. Учебное пособие для академического бакалавриата / М.Д. Сущинская. – М.: Юрайт, 2017. – 358 с.
  11. Халяль-туризм продолжает развиваться несмотря на пандемию. http://islamosfera.ru/xalyal-turizm-prodolzhaet-razvivatsya-nesmotrya-na-pandemiyu/ (дата обращения: 01.03.2022).
  12. Чеглазова М.Е. Оценка значения международного культурного туризма для устойчивого развития туристского региона [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного культурного туризма в России, 2019. – С.74-79.
  13. Чеглазова, М.Е. Культурно-познавательный туризм – приоритетное направление развития туризма в Крыму [Текст] / М.Е. Чеглазова, Е.С. Демина // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного культурного туризма в России, 2018. – С. 221-225
  14. Чеглазова, М.Е. Культурно-познавательный туризм в Крыму на примере города Севастополя [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного культурного туризма в России. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 225-229
  15. Чеглазова, М.Е. Современное состояние культурно-познавательного туризма в Крыму [Текст] / М.Е. Чеглазова, Л.М. Арзуманян // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного культурного туризма в России. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 212-217
  16. Юрченко А.А., Немцова В.О. Этнографический туризм. Национальные особенности народов Кубани // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2016. Т.2. С. 53­57.