УДК 33

Современные методы прогнозирования авиационных пассажирских перевозок

Семенов Семен Николаевич – студент Высшей школы аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы прогнозирования авиационных пассажирских перевозок, их значимости в настоящее время, дается определения понятиям «прогнозирования», «авиационных пассажирских перевозок», определяется применение результатов прогнозов, приводятся основные этапы прогнозирования. Проводится краткий анализ основных методов прогнозирования авиационных пассажирских перевозок. Результатами исследования являются выводы по данной тематике.

Ключевые слова: авиационные перевозки, прогнозирование перевозок, методы прогнозирования.

Авиационные пассажирские перевозки – это способ перевозки пассажиров, грузов и почты авиационным транспортом (на вертолетах и самолетах) и посредством специальной авиационной инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы, терминалы аэропортов и тд) на те или иные расстояния, главным критерием которого является срочность передвижения пассажира или перевозки груза.

Прогнозирование – это целенаправленная деятельность государства, органов управления и различных хозяйствующих субъектов по разработке перспектив развития страны, регионов, отраслей и предприятий различных форм собственности[2].

Авиационные перевозки в свою очередь также нуждаются в прогнозировании. Прогнозирование авиационных пассажирских перевозок осуществляется для перспективного планирования развития авиационной отрасли, в частности для:

- оценки провозной емкости парка воздушных судов;

- пропускных возможностей терминальной инфраструктуры аэропортов;

- планирования модернизации взлетно-посадочных полос аэродромов;

- оценки пассажирского трафика и др.

Для выполнения прогноза необходимо осуществить следующие этапы:

- определить проблему – цель прогнозирования;

- построить модель для анализа на основе имеющихся данных;

- исследовать построенную модель;

- при необходимости осуществить моделирование для получения прогноза.

Для прогнозирования авиационных пассажирских перевозок применяют следующие методы:

- среднегодовых значений роста;

- сезонной интегрированной модели авторегрессии;

- метод скользящего среднего;

- метод Бокса-Дженкинса;

- экспертный метод.

Давайте вкратце охарактеризуем каждый метод.

Метод среднегодовых значений роста. Данный метод также называют метод CARG – характеризует совокупный среднегодовой темп роста, позволяет оценить скорость роста любого параметра, дает простую оценку для более быстрого (оперативного) прогнозирования[5].

Сезонная интегрированной модели авторегрессии SARIMA – метод скользящего среднего, применяемый для прогнозирования на основе анализа временных рядов[1]. Рассматривается как расширение модели ARMA, которая позволяет моделировать нестационарные временные ряды с выраженной сезонностью. Такой модели не требуется значительное количество параметров, прогнозирование осуществляется на основе данных временного ряда.

Метод скользящего среднего. Суть данного метода заключается в том, что для любого нечетного количества точек в последовательности ряда заменять центральную точку на среднее арифметическое остальных точек[3].

Метод Бокса-Дженкинса – это математическая модель, предназначенная для прогнозирования ряда данных на основе исходных данных определенного временного ряда. Она использует авторегрессию, скользящие средние и сезонную дифференциацию для выявления тенденций и составления точных прогнозов. Методология модели основана на предположении, что прошлые события влияют на будущие, что делает ее ценным инструментом для прогнозирования будущих результатов. Методология особенно полезна для прогнозирования широкого спектра точек и диапазонов данных, она дает представление о закономерностях и динамике базовых данных и позволяет аналитикам принимать обоснованные решения на основе исторических тенденций[4].

Экспертный метод. Данный метод основан на мнении и оценки экспертов. Экспертом может выступать тот или иной специалист, имеющий определенную квалификацию, опыт и знания в области прогнозирования. Зачастую в качестве экспертов выступают отраслевые ученые, руководители и ведущие специалисты отраслевых предприятий и ведомств.

Тот или иной метод имеет ряд преимуществ и недостатков. Для наиболее точного прогноза необходимо применять разные методы. Прогнозирование должно быть комплексным, учитывая и экспертные оценки.

Список литературы

  1. Айвазян С. А. Прикладная статистика. Основы эконометрики : в 2 т. Т. 1. / С. А. Айвазян. – Москва : Юнити-Дана, 2019. — 432 с. – ISBN 5-238-00305-6. – Текст : непосредственный — ISBN 5-238-00305-6.
  2. Касперович С.А. Прогнозирование и планирование экономики: курс лекций для студентов / С.А. Касперович. – Минск : БГТУ, 2017. – 172 с. – Текст : непосредственный
  3. Методы анализа временных рядов – Текст : электронный // Форсайт. : сайт. – 2024. – URL: https://www.fsight.ru/blog/metody-analiza-vremennyh-rjadov-sglazhivanie/ (дата обращения: 07.02.2024)
  4. МОДЕЛЬ БОКСА-ДЖЕНКИНСА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, СРОКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – Текст : электронный // Финансовая энциклопедия. : сайт. – 2024. – URL: https://nesrakonk.ru/box-jenkins-model/ (дата обращения: 05.02.2024)
  5. Метод прогнозирования CARG – Текст : электронный // Верное решение: консалтинговые услуги. : сайт. – 2024. – URL: https://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/CAGR (дата обращения: 09.02.2024)