УДК 338.48

Трансформация сферы гостиничного бизнеса России в условиях экономических санкций

Спешилова Наталья Викторовна – профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории, региональной и отраслевой экономики Оренбургского государственного университета.

Носкова Анастасия Сергеевна – специалист 1 разряда отдела камеральных проверок №3 Межрайонной ИФНС России по Оренбургской области.

Аннотация: Произошедшие за последний временной период геополитические изменения привели к необходимости развития внутреннего рынка России по всем направлениям экономической деятельности, в том числе в сфере гостиничного бизнеса. В статье идет речь о трансформации последнего, вызванной в том числе экономическими санкциями. Описано влияние кадровых ресурсов, мотивации сотрудников, интеграции объектов сервиса, развития внутреннего туризма и процессов цифровизации на функционирование предприятий гостиничного бизнеса. Сделан акцент, что для повышения эффективности их деятельности необходимо развитие инвестиционной привлекательности, в частности посредством повышения уровня клиентоориентированности и индивидуализации предоставляемых услуг.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, услуги сервиса и туризма, цифровизация, кадры, эффективность деятельности.

В современных условиях функционирование предприятий сферы гостиничного бизнеса в мире и в России приобрело значительные особенности, определяющие резкую динамику активности в данной отрасли. Законы рынка выявляют потребность в постоянном развитии, но для гостиничной сферы подобный рост зависит преимущественно от туристической отрасли, на которую в большой степени оказали негативное влияние последствия пандемии короновирусной инфекции. Значительный период простоя не только негативно отразился на потенциале развития объектов туризма, но и создал условия для банкротства многих из них. С одной стороны, подобные последствия можно оценить как очищение рынка от слабых участников, но при этом процесс сокращения влечет за собой концентрацию рынка, что в свою очередь определяет снижение конкуренции, а это неизбежно влечет за собой стагнацию в развитии сервиса и рост цен [2].

В феврале 2022 г. коллективными средствами размещения было принято всего 3754,37 тыс. человек. Хотя гостиничная среда достаточно быстро восстановилась, показав пик посещаемости в летний период, равный 8014,75 тыс. человек, к концу года достигнув среднего значения от 4200 до 4900 тыс. человек [3].

Изменение динамики спроса на услуги средств размещения в совокупности с темпами восстановления гостиничной сферы после последствий пандемии в значительной степени определяются комплексом факторов [5], стимулирующих ее трансформацию в России (рисунок 1).

s1

Рисунок 1. Факторы трансформациисферы гостиничного бизнеса России в условиях экономических санкций

Кадровые ресурсы в данном случае возможно рассматривать с макроэкономической позиции, то есть на уровне рынка труда конкретного региона, что позволяет определить дефицит сотрудников по специальностям, связанным с гостиничным бизнесом. Эффективное функционирование возможно только при условии кадрового обеспечения в соответствии с компетенциями в рамках предъявляемых требований технических, технологических и инновационных запросов в условиях цифровизации экономики и цифровой трансформации управленческих и производственных процессов. Система кадрового обеспечения трансформирует трудовые ресурсы в трудовой потенциал и находится в тесной взаимосвязи с системой подготовки кадров [4].

В условиях санкционного давления и последствий пандемии возникает проблема поддержания лояльности сотрудников, уровня конкурентной заработной платы. Проблемой для сферы гостиничного обслуживания выступает нехватка кадров в регионах, отдаленных территориях, где размещаются организации, но для персонала переезд требует высокой мотивации. Снижение объема дохода организаций гостиничной сферы максимизирует риск оттока работников в более прибыльные и стабильные отрасли. Особенно сильно эта проблема затрагивает наиболее ценных сотрудников, имеющих управленческий опыт и большой спрос на рынке труда. Этот вопрос решается либо высоким уровнем стимулирования труда, что требует соответствующих затрат от организации, либо использованием кадрового потенциала территории, что может иметь риски в виде качества предоставляемого сервиса.

Так как развитие гостиничного бизнеса неразрывно связано с темпами туристического рынка, активизацией взаимного сотрудничества объектов размещения и туристических компаний, важно отметить, что эти процессы заложены в основу тренда цифровизации экономики. Этот процесс остается особенно востребован в рамках поиска тура, формирования маршрута, бронирования средств размещений и билетов на соответствующий транспорт [6]. Исходя из этих ключевых операций необходимо выделить тренд интеграции всей участников этих процессов: туристических компаний, авиа- и железнодорожного транспорта, предприятий гостиничной сферы.

Интеграционные процессы в условиях санкций значительно усложнились, что определило повышение спроса на отечественные решения в сфере цифровых комплексов, позволяющих эффективно управлять предприятиями гостиничной сферы. Обращая внимание на тренд по автоматизации бизнес-процессов в сфере гостиничного сервиса, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе характер самого объекта размещения, так как флагманы рынка − мощные многофункциональные PMS-системы: Opera, Fidelio, Epitome или Эдельвейс могут оказаться слишком дорогостоящими для мини-отелей, хостелов, объектов с ярко выраженной сезонностью притока постояльцев (например, на горнолыжных курортах) и при этом не используемыми в полной мере вследствие отсутствия подобных потребностей [3]. В связи с этим для организаций гостиничного бизнеса возникают новые возможности по развитию за счет перенаправления туристического потока. Отдельного внимания в условиях санкционного давления заслуживает фактор развития внутреннего туризма, что определяет общую стратегию для объектов размещения и туристических компаний в обозримом будущем. Основным катализатором подобного тренда выступает не только санкционная политики и связанные с этим ограничения для выездного туризма, но и ослабление национальной валюты, что в значительной степени определяет выбор большинства потребителей туристических услуг в пользу внутренних туров. Вместе с тем, ослабление курса рубля тормозит возможности для инвестиционных процессов в рамках развития объектов размещения, так как стоимость строительства не позволяет рассчитывать на оптимальный срок окупаемости в условиях снижения спроса. При этом обновление инфраструктуры объектов размещения выступает основным направлением для поддержания необходимого уровня качества услуг, что в свою очередь определяет конкурентоспособность отечественного туризма [1].

Отдельного внимания заслуживает процесс клиентоориентированности, так как стандартные услуги размещения имеют низкую конкурентоспособность. Для отрасли важно обеспечить высокий уровень уникальности услуг для клиентов. Клиентоориентированность в данном случае, представляя собой одно из ключевых направлений развития гостиничного бизнеса, может иметь различные варианты проявления, включая разработку высоких стандартов обслуживания, а также уникальность предложения размещения, связанную с процессом предоставления услуг, их качеством, уровнем сервиса и организацией дополнительных возможностей при использовании конкретных объектов размещения. Эти процессы создают конкуренцию для всех участников, формируя индивидуальные предложения, при этом не вынуждая снижать цены в попытках получить преимущество на рынке. Индивидуализация услуг средств размещения позволяет с высокой долей вероятности эффективно сегментировать свой рынок потребителя и обеспечить оптимальное соотношение цены и качества представляемого сервиса. Регулярный мониторинг запросов позволит снизить долю неэффективных решений по модернизации средств размещения [1].

Возможными направлениями по увеличению потенциала роста гостиничной сферы в обозримом будущем могут стать различные программы поддержки со стороны государства. Подобное реализуется с учетом потенциала отрасли, а также конкретных условий развития, в том числе, на региональном и местном уровнях, так как создание или поддержание существующих объектов размещения в отдельных случаях необходимо для поддержки туристических направлений. Большинство видов туризма тесно интегрировано с гостиничным бизнесом, что определяет потребность в оптимизации темпов развития этих отраслей, ее равносторонней поддержке.

Таким образом, в современных условиях управление развитием организаций гостиничной сферы зависит от множества факторов, способных оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на спрос услуг. Анализ и оценка данных факторов в каждой конкретной ситуации позволит обеспечить оптимальные направления для развития, что подразумевает комплекс действий, направленных на восстановление и прирост рынка после стагнации из-за глобальных изменений спроса. Российские организации гостиничной сферы в настоящее время особенно нуждаются в разработке и реализации современных мер, направленных на увеличение объема предоставляемых услуг, что возможно только при условии активного применения современных цифровых технологий, методов подбора и стимулирования персонала, поиска уникальных персонифицированных услуг.

Список литературы

  1. Бедяева, Т. В. Развитие инновационных процессов в гостиничном бизнесе / Т. В. Бедяева и др. // Экономический вектор. – 2021.− № 2 (25). – С. 60-62.
  2. Бекбенбетова, Б. Развитие гостиничного бизнеса в современных условиях / Б. Бекбенбетова, С. С. Ракымжанова // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Экономика и управление. – 2023.− № 2 (45). – С. 94-100.
  3. Джанджугазова, Е. А. Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России / Е. А. Джанджугазова, Ю. А. Кабелкайте-Вайткене // Сервис plus. − № 3. – 2018. − С. 96-104.
  4. Ермакова, Ж. А. Детерминанты кадрового обеспечения региона с учетом отраслевой специализации / Ж. А. Ермакова, Н. В. Спешилова, В. Н. Шепель // Экономика региона. − № 2. – 2023. − С. 355-369
  5. Хасанова, Л. В. Современные тенденции развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации / Л. В. Хасанова // Казанский вестник молодых учёных. – 2022. – № 3. – С. 104-108.
  6. Чуракова, А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса / А. А. Чуракова // Журнал прикладных исследований. – 2021. − №4. – С. 59-66.

Интересная статья? Поделись ей с другими: