УДК 338.484.2

Туризм в Латинской Америке и Карибском бассейне: перспективы роста

Гуарангуай Наварро Фабио Леонардо – магистрант Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Аннотация: В статье рассматривается вклад туризма в основные экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна после пандемии Ковида 19 на основе данных об экспорте услуг и его взаимосвязи с региональным развитием. Цель состоит в том, чтобы изучить, как туризм стимулирует рост, и определить долгосрочные перспективы. Туризм стал инструментом роста для малых и островных стран, о чем свидетельствуют ежегодные туристические потоки стран Карибского бассейна, лидирующих по некоторым показателям, и таких стран, как Мексика и Аргентина, которые оценивают стабильный рост доходов. По сравнению с 2019 годом регион пережил подъем на 77 %, что указывает на восстановление туристического сектора.

Ключевые слова: рост туризма, Латинская Америка и Карибский бассейн, экономические перспективы, проблемы туристического сектора.

По данным Ассоциации воздушного транспорта Латинской Америки и Карибского бассейна (ALTA), регион переживает значительное оживление в плане въездного туризма. В 2022 году Латинскую Америку и Карибский бассейн посетит 91,9 миллиона иностранных туристов, что составит 77 % от уровня 2019 года [1].

По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), в 2023 году доля туризма в ВВП региона превысит показатели до пандемии, увеличившись на 1,2 %. Влияние туристического сектора оценивается не только с точки зрения его вклада в ВВП, но и с точки зрения потенциала развития бизнеса и количества рабочих мест в секторе. Цепочка создания стоимости в туризме включает в себя широкий спектр видов экономической деятельности, таких как размещение, услуги питания и напитков, транспорт, посредничество и туристическая операция, и все вместе они взаимодействуют для экономического развития региона. В таких странах, как Панама, Доминиканская Республика и Мексика, эта доля составляет около 15 % национального ВВП. [4, 7].

 image001

Рисунок 1. Процентная доля сектора путешествий и туризма в ВВП в странах Латинской Америки в 2022 году [4].

Анализ туризма стал очень важен. С одной стороны, исторически сложилось так, что показатели свидетельствуют о положительном влиянии туризма на экономику. Это связано с тем, что данный сектор представляет собой поток денег для страны, которая его принимает, и этот поток денег имеет прямые и косвенные эффекты, которые также способствуют социальному благосостоянию. Однако важно учитывать влияние, которое "бездымная индустрия" может оказать на окружающую среду. Это особенно важно для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, где рост этого вида деятельности часто связан с обилием природных и археологических ресурсов [3].

С одной стороны, стратегии в настоящее время направлены на увеличение туристического спроса в краткосрочной перспективе, однако появляются инициативы, направленные на инновации и снижение экологического и социального воздействия, среди которых сельский туризм выделяется как альтернатива, которая может быть позиционирована на потенциальных евразийских рынках. С другой стороны, повысилась уверенность туристов в том, что они возобновят программу отдыха и деловых поездок. Важно отметить, что рост экономики в целом привел к повышению операционных расходов на туристические услуги.

Транспорт, который является важной частью расходов туристов, претерпел значительные изменения. Стоимость авиабилетов выросла из-за снижения частоты полетов и, соответственно, спроса, а также из-за роста цен на бензин. Поэтому прогнозируется снижение средних расходов на человека и средней продолжительности пребывания, хотя ожидается восстановление объема туристов. Это связано с тем, что туристы будут более разборчивы в ценах и будут стремиться придерживаться своих бюджетов в условиях более жесткой экономики, что позволит некоторым странам принимать более крупные группы туристов, как показано в таблице 1.

Таблица 1. Концентрация международных туристов в Латинской Америке в 2022 году [6].

Страна

Кол-во туристов (в тысячах)

%

Мексика

38327

 

 

72 %

Доминиканская

Республика

3889

Колумбия

7163

Аргентина

3629

Бразилия

2030

 

 

 

92 %

Уругвай

2009

Коста-Рика

4397

Чили

2349

Перу

2433

Сальвадор

1264

Гватемала

1891

 

 

 

100 %

Панама

1488

Эквадор

1494

Боливия

700

Никарагуа

724

Парагвай

579

В таблице показано количество туристов, прибывающих в 16 направлений региона, что свидетельствует о тенденции концентрации туризма в Латинской Америке. Только на десять стран региона приходится 92 % международного туризма, а на четыре из них - 72 %.

Соединенные Штаты, Канада и Великобритания были тремя основными странами происхождения туристов в Латинскую Америку и Карибский бассейн в начале 2023 года. В этом смысле Соединенные Штаты являются крупнейшим рынком выездного туризма, а Мексика занимает лидирующие позиции в сфере въездного туризма [2].

Важно отметить, что перспективы для Латинской Америки на 2023 год показали умеренный, но устойчивый рост с течением времени, который, по прогнозам, достигнет 37,78 (миллиарда) долларов США в доходах от путешествий и туризма к 2024 году [5]. В секторе туризма все еще существуют проблемы, с которыми нужно бороться, и возможности, которые нужно создавать. Поэтому для достижения большего положительного влияния на экономическое развитие туристических дестинаций необходимо приложить все усилия для планирования инновационной политики.

В области управления туристическими направлениями следует рассмотреть возможность интеграции моделей стратегического планирования, т.е. таких, которые позволяют увязать имеющиеся бюджеты с приоритетами сектора (диверсификация продуктов и устойчивость) в каждой из стран региона, тем самым привлекая инвестиции и повышая эффективность работы стейкхолдеров.

Список литературы

  1. Aviación 21 Туризм – двигатель роста в Латинской Америке [Электронный ресурс]. URL: https://a21.com.mx/aerolineas/2023/09/28/es-el-turismo-motor-de- crecimiento-en-america-latina.
  2. Бертье М. О., Брида Ж. Г., Сегарра В. Экономический рост и показатели туризма в странах Латинской Америки и Карибского бассейна // Бразильский журнал исследований туризма. 2021. № 1 (15). C. 2300.
  3. Кандиас К., Летиция Рохас М., Лондон С. Туризм и экономический рост в странах Латинской Америки и Карибского бассейна: причина или следствие / Лондон, Институт экономических и социальных исследований, 2020. С. 99-135.
  4. Очоа Велес А. Отчет OBS: Эволюция и проблемы сектора туризма в Латинской Америке. 2023.
  5. Statista Прогноз рынка Путешествия и туризм: данные и анализ рынка. 2023.
  6. ООН-Туризм Глобальные и региональные показатели туризма // UNWTO Панель данных по туризму [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance.
  7. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC). Экономический вклад путешествий и туризма в ВВП стран Латинской Америки превысит уровень, существовавший до пандемии. 2023.

Интересная статья? Поделись ей с другими: