УДК 574
Экология и безопасность при укорочении Трассы М5 «Урал»
Снурников Александр Сергеевич – кадастровый инженер, эксперт-консультант Методического центра Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» (г. Челябинск), специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Аннотация: В статье «Экология и безопасность при укорочении Трассы М5 «Урал»» исследуются вопросы экологического воздействия и обеспечения безопасности при проведении проекта по укорочению автотрассы М5 "Урал".
Ключевые слова: экология, безопасность, трасса М5 «Урал», укорочение.
Проблема укорочения Трассы М5 «Урал» заключается в том, что данная трасса является одной из наиболее загруженных дорог в России. Ее протяженность – около 2 000 км. Она соединяет Москву с городами на Урале, Сибири и Дальнем Востоке.
Однако, в настоящее время, протяженность данной трассы, проходящей через центр России, создает проблемы из-за большого количества автомобилей, грузовиков и маршрутных такси, которые используют эту трассу для перевозок между городами. Перегруженность трассы приводит к пробкам, задержкам движения и неэффективному использованию времени путешествующих.
Цель статьи – рассмотреть экологические аспекты и влияние на безопасность перевозок после укорочения трассы.
История развития трассы начинается в 1930-х годах. Тогда произошел запуск первых работ над строительством дороги, соединяющей столицу с границей Урала [6, с. 20].
Официальное открытие трассы М5 состоялось в 1953 году. Изначально это была обычная автомобильная дорога с двумя полосами и планировалась для регионального сообщения. Однако с течением времени трасса М5 стала все более популярной и значимой, так как соединяла два из крупнейших экономических центров России [6, с. 21].
В связи с увеличением автомобильного трафика и развитием регионов, трасса М5 стала совершенствоваться и модернизироваться. В 1970-х годах началась строительство обходов для улучшения пропускной способности и безопасности дороги. В 1990 году началось увеличение числа полос на трассе, что позволило снизить загруженность и улучшить скорость движения [6, с. 21].
Однако на сегодняшний день трасса М5 все еще является узким местом в автомобильном сообщении между Москвой и Уралом, так как ее пропускная способность не всегда справляется с растущим транспортным потоком. В связи с этим проводятся работы по ее дальнейшему расширению и модернизации, включая строительство новых развязок и обходных дорог.
Укорочение трассы М5 «Урал» может быть обусловлено несколькими мотивами и причинами:
- Оптимизация транспортной инфраструктуры. Укорочение трассы может быть связано с потребностью создания более прямого и экономичного маршрута для перевозки грузов и пассажиров. Более короткий маршрут позволяет сократить время и затраты на доставку товаров и облегчить путешествия для автомобилистов.
- Улучшение безопасности дорожного движения. Короткий путь обычно означает меньшую длину дороги, что может снизить риск возникновения аварий и проблем на трассе. Укорочение трассы можно использовать для обхода определенных опасных участков, например, зоны с высоким уровнем технических проблем или частых аварий.
- Развитие региональной экономики. Сокращение трассы может способствовать развитию региона через создание новых рабочих мест, росту туризма и привлечению инвестиций. Удобный и быстрый доступ к региону поможет привлечь больше туристов и инвесторов. Это приведет к экономическому росту и процветанию местности, через которую проходит трасса.
- Экологические соображения. Укорочение трассы минимизирует воздействия на окружающую среду и экологические системы. Проведение новой трассы сократит длину ее проложения и, следовательно, территории, занимаемые трассой. Это уменьшит потенциальные негативные последствия для экологии.
Остановимся подробно на экологических аспектах укорочения. Начнем с оценки воздействия укорочения трассы М5 «Урал» на земельные ресурсы. Процедура может привести к следующим последствиям [2, с. 105]:
- Изменение использования земли. Укорочение трассы М5 «Урал» может потребовать приобретения новых земельных участков или изменения прежнего использования уже существующих. Это может привести к потере сельскохозяйственных угодий, лесов, отводимых под застройку или других ценных участков земли. Также это может поспособствовать потерям земельных ресурсов, связанных с коммерческой разработкой новой инфраструктуры.
- Нарушение устойчивости экосистемы. Укорочение трассы может нарушить естественные экосистемы, которые имеют важное значение для охраны биоразнообразия и экологической устойчивости региона. Например, процедура может привести к обрушению природных миграционных маршрутов животных или разрушению их местообитаний.
- Риски для земельных ресурсов. Укорочение трассы также может повлечь за собой ряд рисков для земельных ресурсов. Например, потенциальное загрязнение почвы и воды в результате вытекания нефтепродуктов или химических веществ, использование большого объема материалов и ресурсов при строительстве трассы. Это может стимулировать истощение сырьевых запасов и образование отходов.
Что касается возможного влияния укорочения трассы М5 «Урал» на леса и водные объекты, его можно подразделить на положительное и отрицательное. Начнем с положительных факторов. Они сводятся к следующему [4, с. 198]:
- Укорочение трассы может способствовать уменьшению общего объема дорожного движения. Это снизит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и улучшить качество воздуха вдоль трассы. Также это положительно повлияет на лесные экосистемы и водные объекты вблизи трассы.
- Уменьшение длины трассы может снизить потребление земли для дорожного строительства. Это сохранит больше лесов и природных экосистем.
- Уменьшение длины трассы может сократить время и стоимость транспортировки грузов. Это поспособствует экономическому развитию региона без увеличения интенсивности дорожного движения.
Отрицательные факторы следующие [4, с.199]:
- Сокращение трассы может потребовать расширения или строительства новых участков дороги, что приведет к обрезке или вырубке лесов.
- Строительство новых участков дороги может привести к нарушению природного рельефа и гидрологических систем, что негативно скажется на водных объектах (реках, озерах и прочих водоемах).
- Укорочение трассы может привести к ускоренному развитию инфраструктуры в регионе. Это поспособствует увеличению давления на природные ресурсы (леса, водные объекты) в окружающих районах.
Касательно влияния укорочения трассы М5 «Урал» на атмосферу и качество воздуха, можно отметить положительное воздействие. Оно сводится к следующим факторам [3, с. 45]:
- Сокращение времени и расстояния путешествия может привести к уменьшению транспортного потока на трассе. Это уменьшит выбросы автомобильных выхлопных газов, таких как диоксид азота (NO2) и частицы PM2.5, которые являются вредными для здоровья человека и окружающей среды.
- Кратчайший путь на трассе М5 может способствовать оптимизации движения транспортных средств и уменьшению пробок. Меньше времени, проведенного в пробках, означает меньше стоянок и меньше выбросов выхлопных газов.
- Планирование и постройка новой трассы может предусматривать использование современных технологий и строительных материалов, которые способствуют уменьшению загрязнения окружающей среды. Например, более эффективные и экологичные системы очистки выхлопных газов автомобилей или зеленые насаждения снижают уровень загрязнения окружающей среды.
- По мере сокращения расстояния путешествия многие водители могут выбрать более экологичные способы передвижения, такие как общественный транспорт, велосипеды или пешеходные походы. Это также поможет снизить выбросы загрязняющих веществ.
Что касается изменений в гидрологическом режиме и рисков для экосистем при укорочении трассы М5 «Урал», они сводятся к следующему [1, с. 20]:
- Изменение протоков рек. При строительстве дороги может потребоваться пересечение или пересечение речных систем. Это может привести к изменению протоков и уровня воды в реках. Изменение гидрологического режима реки повлияет на экологическое равновесие речных систем и их рыбный фонд.
- Уничтожение и изменение водоносных горизонтов. Строительство дороги может привести к уничтожению или изменению водоносных горизонтов. Это поспособствует уменьшению количества доступной подземной воды, что негативно скажется на экологических системах и сельском хозяйстве.
- Загрязнение воды. Постройка дороги может привести к загрязнению водоемов в результате стока дождевой воды, отходов строительства и использования транспорта на новой трассе. Это негативно скажется на рыбном хозяйстве, биоразнообразии и общем качестве воды.
- Изменение водообменов в прибрежных районах. Укорочение трассы может привести к изменению водообмена между рекой и прибрежными водоемами, такими как озера или болота. Это стимулирует изменения в биологических системах и проводных экосистемах в этих прибрежных зонах.
- Разрушение экосистем. Строительство дороги может привести к разрушению природных экосистем, включая леса, мокроты и другие природные среды. Это поспособствует потере биологического разнообразия, сокращению численности диких животных и нарушению экологического равновесия.
Рассмотрим изменения в структуре дорожных развязок и безопасности движения при укорочении трассы М5 «Урал». Укорочение трассы М5 «Урал» может повлиять на структуру дорожных развязок и безопасность движения в следующих аспектах [5, с. 67]:
- Перестройка и модернизация существующих дорожных развязок. Укорочение трассы может потребовать перестройки и изменения существующих дорожных развязок для обеспечения безопасного движения по новой трассе. Это включает строительство новых поворотов, разворотных площадок и разъездов.
- Изменение технических характеристик дороги. Укорочение трассы может повлечь за собой изменение радиусов поворотов и уклонов дороги, а также ширины полос движения. Все эти изменения должны быть учтены при проектировании и строительстве новой трассы, чтобы обеспечить безопасность движения.
- Обновление дорожной инфраструктуры. Укорочение трассы может потребовать обновления дорожной инфраструктуры, такой как установка новых дорожных знаков, аварийных ограждений, сигнальных систем и освещения. Это повысит безопасность движения и улучшит видимость на трассе.
- Улучшение безопасности пешеходов и велосипедистов. При укорочении трассы может быть уделено больше внимания безопасности пешеходов и велосипедистов. Например, можно построить тротуары, велосипедные дорожки и пешеходные переходы, а также установить соответствующую сигнализацию и дорожную разметку.
- Обновление системы дорожного контроля. Укорочение трассы может потребовать обновления системы дорожного контроля: камеры видеонаблюдения, радары контроля скорости и другие устройства. Это позволит эффективнее контролировать соблюдение ПДД и обеспечить большую безопасность на трассе.
Рассмотрим теперь воздействие укорочения трассы М5 «Урал» на скорость и временные параметры перевозок. Эта процедура может оказать положительное воздействие на скорость и временные параметры перевозок [3, c. 68]:
- Увеличится скорости движения. Укорочение трассы может уменьшить общую протяженность пути, что значительно сократит время, необходимое для проезда через указанный участок. Это позволит водителям и перевозчикам достигать более высоких скоростей и обеспечит более быструю доставку грузов.
- Сократится время пути. Более короткий маршрут обычно означает более быструю доставку грузов или пассажиров от точки А до точки В. Это особенно важно для перевозок с ограниченными сроками, таких как медицинские грузы или перевозки товаров с коротким сроком годности.
- Снизятся расходы на топливо. Более короткий путь может сократить расходы на топливо, так как будет потреблено меньше топлива на каждую доставку. Это окажет положительное воздействие на бюджет перевозчика и поспособствует более эффективной эксплуатации транспортных средств.
- Уменьшатся затраты на обслуживание и ремонт. Более короткий маршрут может значительно сократить износ транспортных средств, так как их потребуется использовать на меньшее расстояние. Это позволит перевозчикам сэкономить на затратах на обслуживание и ремонт автомобилей.
Затронем вопрос влияния укорочения трассы М5 «Урал» на аварийность и рассмотрим меры по улучшению безопасности. Стоит отметить, что процедура может оказать положительное влияние на аварийность [6, с. 51]:
- Уменьшится аварийность. Укорочение трассы может сократить время путешествия и уменьшить количество автомобилей на дороге, так как многие водители могут выбрать новый участок трассы для своих поездок. Это приведет к снижению аварийности, так как меньше машин на дороге означает меньше вероятность столкновений и аварий.
- Улучшится инфраструктура. Укорочение трассы может стимулировать развитие инфраструктуры вдоль нового участка трассы. Новые магазины, отели, заправки и другие объекты могут появиться вблизи трассы. Это снизит необходимость водителей покидать трассу для посещения этих мест. Из-за этого уменьшится количество перекрестков и поворотов, что в свою очередь снизит риск аварий.
Меры по улучшению безопасности сводятся к следующему [6, с. 53]:
- Улучшение дорожной безопасности. При укорочении трассы можно провести дополнительные меры по улучшению дорожной безопасности. Например, можно установить дополнительные знаки, разметку и светофоры, чтобы обеспечить ясные указания для водителей. Также можно установить дополнительные ограждения и барьеры, чтобы предотвратить съезд с дороги или столкновение с препятствиями.
- Обучение водителей. При укорочении трассы можно провести информационные кампании и обучение водителей о новом участке трассы, его особенностях и правилах дорожного движения на нем. Это повысит осведомленность водителей и снизит вероятность возникновения аварий из-за неправильного поведения на новом участке трассы.
Опишем современные технологии и методы снижения экологического воздействия укорочения трассы М5 «Урал» [6, с. 60]:
- Экологически чистые транспортные средства. Поощрение использования экологически чистых транспортных средств, таких как электромобили или гибридные автомобили, может снизить выбросы вредных веществ и улучшить качество воздуха вдоль трассы. Также можно предоставить инфраструктуру для зарядки электромобилей на новом участке трассы.
- Системы управления трафиком. Установка современных систем управления трафиком, таких как синхронизация светофоров и динамическое регулирование скорости, может помочь снизить задержки и стоянки на дороге. Это позволит сократить выбросы выхлопных газов и уменьшить загрязнение воздуха.
- Разделение дорожного движения. Создание отдельных полос для различных типов транспорта, таких как автомобили, грузовики и общественный транспорт, может способствовать более эффективному движению и снижению загруженности дороги. Это приведет к сокращению времени путешествия и уменьшению выбросов вредных веществ.
- Использование возобновляемых источников энергии. При строительстве нового участка трассы можно использовать возобновляемые источники энергии, такие как солнечная или ветровая энергия, для питания освещения, сигнальных систем и другой инфраструктуры. Это позволит снизить потребление энергии и выбросы парниковых газов.
- Зеленые насаждения и экосистемы. При проектировании нового участка трассы можно учесть сохранение и создание зеленых насаждений и экосистем. Посадка деревьев и других растений поможет снизить выбросы углекислого газа и создать приятную атмосферу вдоль трассы.
Стоит также отметить, что кадастровые инженеры и геодезисты играют важную роль в процессе экологической оценки и мониторинга. Они занимаются следующими задачами [2, с. 89]:
- Собирают и анализируют геоданные. Кадастровые инженеры и геодезисты отвечают за сбор и анализ геоданных: топографические карты, аэрофотоснимки, данные GPS и другие географические данные. Эта информация используются для оценки и мониторинга экологических параметров: ландшафтные особенности, использование земли и распределение растительности.
- Проводят измерения и картографирование. Геодезисты проводят измерения и картографирование территории, включая местоположение объектов, границ земельных участков и других элементов окружающей среды. Эта информация используется для создания карт и планов, которые помогают визуализировать и анализировать экологические характеристики и изменения во времени.
- Определяют земельное использование. Кадастровые инженеры определяют земельное использование: какие виды деятельности происходят на конкретных участках земли. Это важно для оценки воздействия различных видов деятельности на окружающую среду: сельское хозяйство, промышленность или строительство.
- Оценивают воздействие на окружающую среду. Кадастровые инженеры и геодезисты могут принимать участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Они предоставляют геоданные и экспертное мнение о влиянии различных проектов на окружающую среду: строительство дорог, промышленных объектов или энергетических установок.
- Проводят мониторинг и контроль. Кадастровые инженеры и геодезисты могут участвовать в мониторинге и контроле экологических параметров. Они проводят повторные измерения и анализировать изменения в окружающей среде: изменение площади лесных массивов, уровня загрязнения или эрозии почвы.
В рамках укорочения трассы М5 «Урал» могут быть предприняты различные проекты и инициативы по охране природы. Их список сводится к следующему [2, c. 96]:
- Создание природоохранных зон. Можно выделить участки вдоль трассы для создания природоохранных зон, которые будут защищать уникальные экосистемы и виды животных и растений.
- Восстановление и рекультивация. При строительстве нового участка трассы можно провести работы по восстановлению и рекультивации нарушенных экосистем. Например, посадить деревья и растения, восстановить водные бассейны и природные местообитания для животных.
- Меры по снижению воздействия на животный мир. Можно предпринять меры для снижения воздействия трассы на животный мир: создать экодукты или зеленые коридоры, которые позволят животным безопасно пересекать трассу. Также можно установить зоны остановки для отдыха и кормления диких животных.
- Экологически чистые технологии и материалы. При строительстве нового участка трассы можно использовать экологически чистые технологии и материалы, которые будут снижать негативное воздействие на окружающую среду. Например, можно использовать материалы с низким содержанием вредных веществ и энергоэффективные технологии.
- Мониторинг и контроль. Проведение мониторинга и контроля экологических параметров вдоль трассы поможет выявить потенциальные проблемы и принять меры по их устранению. Это может включать контроль качества воздуха, воды и почвы, а также мониторинг животного и растительного мира.
Таким образом, экология и безопасность являются важными аспектами при укорочении трассы М5 «Урал». Проекты по охране природы и применение экологически чистых технологий и материалов играют ключевую роль в минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Создание природоохранных зон, восстановление и рекультивация нарушенных экосистем, а также меры по снижению воздействия на животный мир способствуют сохранению биоразнообразия и улучшению состояния окружающей среды. Эти меры также способствуют созданию устойчивого и безопасного окружающего пространства для людей и животных.
Мониторинг и контроль экологических параметров вдоль трассы помогают выявлять потенциальные проблемы и принимать своевременные меры для их устранения. Это обеспечивает надежность и безопасность трассы, а также предотвращает возможные негативные последствия для окружающей среды.
Важно отметить, что укорочение трассы М5 «Урал» должно быть осуществлено в соответствии с экологическими стандартами и нормами. Детальное планирование и оценка воздействия на окружающую среду являются неотъемлемыми частями проекта, чтобы обеспечить его экологическую и безопасную реализацию.
Все эти усилия по охране природы и обеспечению безопасности при укорочении трассы М5 «Урал» способствуют сохранению природных ресурсов, устойчивому развитию и благополучию как для сегодняшнего поколения, так и для будущих поколений.
Список литературы
- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП / – М.: Госстрой России, 2012. – 106 с.
- Адам А. М. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. – М.: НИА-Природа, 2001. – 172 с.
- Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. Поектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1986. – 216 с.
- Краткий автомобильный справочник. – М.: Транспорт, 1983. – 224 с.
- Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 408 с.
- Состояние окружающей среды Томской области в 2003 году: экологический мониторинг. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 204 с.
- Филатова А.В., Кистинева А.О., Шишин А.С., Дарюшин Д.Д. Изучение процессов и работ при реконструкции участка автомобильной дороги М5 Урал в Самарской области: монография. М-во образования и науки РФ, СамГТУ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 83 с.