УДК 574

Экология и безопасность при укорочении Трассы М5 «Урал»

Снурников Александр Сергеевич – кадастровый инженер, эксперт-консультант Методического центра Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» (г. Челябинск), специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Аннотация: В статье «Экология и безопасность при укорочении Трассы М5 «Урал»» исследуются вопросы экологического воздействия и обеспечения безопасности при проведении проекта по укорочению автотрассы М5 "Урал".

Ключевые слова: экология, безопасность, трасса М5 «Урал», укорочение.

Проблема укорочения Трассы М5 «Урал» заключается в том, что данная трасса является одной из наиболее загруженных дорог в России. Ее протяженность – около 2 000 км. Она соединяет Москву с городами на Урале, Сибири и Дальнем Востоке.

Однако, в настоящее время, протяженность данной трассы, проходящей через центр России, создает проблемы из-за большого количества автомобилей, грузовиков и маршрутных такси, которые используют эту трассу для перевозок между городами. Перегруженность трассы приводит к пробкам, задержкам движения и неэффективному использованию времени путешествующих.

Цель статьи – рассмотреть экологические аспекты и влияние на безопасность перевозок после укорочения трассы.

История развития трассы начинается в 1930-х годах. Тогда произошел запуск первых работ над строительством дороги, соединяющей столицу с границей Урала [6, с. 20].

Официальное открытие трассы М5 состоялось в 1953 году. Изначально это была обычная автомобильная дорога с двумя полосами и планировалась для регионального сообщения. Однако с течением времени трасса М5 стала все более популярной и значимой, так как соединяла два из крупнейших экономических центров России [6, с. 21].

В связи с увеличением автомобильного трафика и развитием регионов, трасса М5 стала совершенствоваться и модернизироваться. В 1970-х годах началась строительство обходов для улучшения пропускной способности и безопасности дороги. В 1990 году началось увеличение числа полос на трассе, что позволило снизить загруженность и улучшить скорость движения [6, с. 21].

Однако на сегодняшний день трасса М5 все еще является узким местом в автомобильном сообщении между Москвой и Уралом, так как ее пропускная способность не всегда справляется с растущим транспортным потоком. В связи с этим проводятся работы по ее дальнейшему расширению и модернизации, включая строительство новых развязок и обходных дорог.

Укорочение трассы М5 «Урал» может быть обусловлено несколькими мотивами и причинами:

  1. Оптимизация транспортной инфраструктуры. Укорочение трассы может быть связано с потребностью создания более прямого и экономичного маршрута для перевозки грузов и пассажиров. Более короткий маршрут позволяет сократить время и затраты на доставку товаров и облегчить путешествия для автомобилистов.
  2. Улучшение безопасности дорожного движения. Короткий путь обычно означает меньшую длину дороги, что может снизить риск возникновения аварий и проблем на трассе. Укорочение трассы можно использовать для обхода определенных опасных участков, например, зоны с высоким уровнем технических проблем или частых аварий.
  3. Развитие региональной экономики. Сокращение трассы может способствовать развитию региона через создание новых рабочих мест, росту туризма и привлечению инвестиций. Удобный и быстрый доступ к региону поможет привлечь больше туристов и инвесторов. Это приведет к экономическому росту и процветанию местности, через которую проходит трасса.
  4. Экологические соображения. Укорочение трассы минимизирует воздействия на окружающую среду и экологические системы. Проведение новой трассы сократит длину ее проложения и, следовательно, территории, занимаемые трассой. Это уменьшит потенциальные негативные последствия для экологии.

Остановимся подробно на экологических аспектах укорочения. Начнем с оценки воздействия укорочения трассы М5 «Урал» на земельные ресурсы. Процедура может привести к следующим последствиям [2, с. 105]:

  1. Изменение использования земли. Укорочение трассы М5 «Урал» может потребовать приобретения новых земельных участков или изменения прежнего использования уже существующих. Это может привести к потере сельскохозяйственных угодий, лесов, отводимых под застройку или других ценных участков земли. Также это может поспособствовать потерям земельных ресурсов, связанных с коммерческой разработкой новой инфраструктуры.
  2. Нарушение устойчивости экосистемы. Укорочение трассы может нарушить естественные экосистемы, которые имеют важное значение для охраны биоразнообразия и экологической устойчивости региона. Например, процедура может привести к обрушению природных миграционных маршрутов животных или разрушению их местообитаний.
  3. Риски для земельных ресурсов. Укорочение трассы также может повлечь за собой ряд рисков для земельных ресурсов. Например, потенциальное загрязнение почвы и воды в результате вытекания нефтепродуктов или химических веществ, использование большого объема материалов и ресурсов при строительстве трассы. Это может стимулировать истощение сырьевых запасов и образование отходов.

Что касается возможного влияния укорочения трассы М5 «Урал» на леса и водные объекты, его можно подразделить на положительное и отрицательное. Начнем с положительных факторов. Они сводятся к следующему [4, с. 198]:

  1. Укорочение трассы может способствовать уменьшению общего объема дорожного движения. Это снизит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и улучшить качество воздуха вдоль трассы. Также это положительно повлияет на лесные экосистемы и водные объекты вблизи трассы.
  2. Уменьшение длины трассы может снизить потребление земли для дорожного строительства. Это сохранит больше лесов и природных экосистем.
  3. Уменьшение длины трассы может сократить время и стоимость транспортировки грузов. Это поспособствует экономическому развитию региона без увеличения интенсивности дорожного движения.

Отрицательные факторы следующие [4, с.199]:

  1. Сокращение трассы может потребовать расширения или строительства новых участков дороги, что приведет к обрезке или вырубке лесов.
  2. Строительство новых участков дороги может привести к нарушению природного рельефа и гидрологических систем, что негативно скажется на водных объектах (реках, озерах и прочих водоемах).
  3. Укорочение трассы может привести к ускоренному развитию инфраструктуры в регионе. Это поспособствует увеличению давления на природные ресурсы (леса, водные объекты) в окружающих районах.

Касательно влияния укорочения трассы М5 «Урал» на атмосферу и качество воздуха, можно отметить положительное воздействие. Оно сводится к следующим факторам [3, с. 45]:

  1. Сокращение времени и расстояния путешествия может привести к уменьшению транспортного потока на трассе. Это уменьшит выбросы автомобильных выхлопных газов, таких как диоксид азота (NO2) и частицы PM2.5, которые являются вредными для здоровья человека и окружающей среды.
  2. Кратчайший путь на трассе М5 может способствовать оптимизации движения транспортных средств и уменьшению пробок. Меньше времени, проведенного в пробках, означает меньше стоянок и меньше выбросов выхлопных газов.
  3. Планирование и постройка новой трассы может предусматривать использование современных технологий и строительных материалов, которые способствуют уменьшению загрязнения окружающей среды. Например, более эффективные и экологичные системы очистки выхлопных газов автомобилей или зеленые насаждения снижают уровень загрязнения окружающей среды.
  4. По мере сокращения расстояния путешествия многие водители могут выбрать более экологичные способы передвижения, такие как общественный транспорт, велосипеды или пешеходные походы. Это также поможет снизить выбросы загрязняющих веществ.

Что касается изменений в гидрологическом режиме и рисков для экосистем при укорочении трассы М5 «Урал», они сводятся к следующему [1, с. 20]:

  1. Изменение протоков рек. При строительстве дороги может потребоваться пересечение или пересечение речных систем. Это может привести к изменению протоков и уровня воды в реках. Изменение гидрологического режима реки повлияет на экологическое равновесие речных систем и их рыбный фонд.
  2. Уничтожение и изменение водоносных горизонтов. Строительство дороги может привести к уничтожению или изменению водоносных горизонтов. Это поспособствует уменьшению количества доступной подземной воды, что негативно скажется на экологических системах и сельском хозяйстве.
  3. Загрязнение воды. Постройка дороги может привести к загрязнению водоемов в результате стока дождевой воды, отходов строительства и использования транспорта на новой трассе. Это негативно скажется на рыбном хозяйстве, биоразнообразии и общем качестве воды.
  4. Изменение водообменов в прибрежных районах. Укорочение трассы может привести к изменению водообмена между рекой и прибрежными водоемами, такими как озера или болота. Это стимулирует изменения в биологических системах и проводных экосистемах в этих прибрежных зонах.
  5. Разрушение экосистем. Строительство дороги может привести к разрушению природных экосистем, включая леса, мокроты и другие природные среды. Это поспособствует потере биологического разнообразия, сокращению численности диких животных и нарушению экологического равновесия.

Рассмотрим изменения в структуре дорожных развязок и безопасности движения при укорочении трассы М5 «Урал». Укорочение трассы М5 «Урал» может повлиять на структуру дорожных развязок и безопасность движения в следующих аспектах [5, с. 67]:

  1. Перестройка и модернизация существующих дорожных развязок. Укорочение трассы может потребовать перестройки и изменения существующих дорожных развязок для обеспечения безопасного движения по новой трассе. Это включает строительство новых поворотов, разворотных площадок и разъездов.
  2. Изменение технических характеристик дороги. Укорочение трассы может повлечь за собой изменение радиусов поворотов и уклонов дороги, а также ширины полос движения. Все эти изменения должны быть учтены при проектировании и строительстве новой трассы, чтобы обеспечить безопасность движения.
  3. Обновление дорожной инфраструктуры. Укорочение трассы может потребовать обновления дорожной инфраструктуры, такой как установка новых дорожных знаков, аварийных ограждений, сигнальных систем и освещения. Это повысит безопасность движения и улучшит видимость на трассе.
  4. Улучшение безопасности пешеходов и велосипедистов. При укорочении трассы может быть уделено больше внимания безопасности пешеходов и велосипедистов. Например, можно построить тротуары, велосипедные дорожки и пешеходные переходы, а также установить соответствующую сигнализацию и дорожную разметку.
  5. Обновление системы дорожного контроля. Укорочение трассы может потребовать обновления системы дорожного контроля: камеры видеонаблюдения, радары контроля скорости и другие устройства. Это позволит эффективнее контролировать соблюдение ПДД и обеспечить большую безопасность на трассе.

Рассмотрим теперь воздействие укорочения трассы М5 «Урал» на скорость и временные параметры перевозок. Эта процедура может оказать положительное воздействие на скорость и временные параметры перевозок [3, c. 68]:

  1. Увеличится скорости движения. Укорочение трассы может уменьшить общую протяженность пути, что значительно сократит время, необходимое для проезда через указанный участок. Это позволит водителям и перевозчикам достигать более высоких скоростей и обеспечит более быструю доставку грузов.
  2. Сократится время пути. Более короткий маршрут обычно означает более быструю доставку грузов или пассажиров от точки А до точки В. Это особенно важно для перевозок с ограниченными сроками, таких как медицинские грузы или перевозки товаров с коротким сроком годности.
  3. Снизятся расходы на топливо. Более короткий путь может сократить расходы на топливо, так как будет потреблено меньше топлива на каждую доставку. Это окажет положительное воздействие на бюджет перевозчика и поспособствует более эффективной эксплуатации транспортных средств.
  4. Уменьшатся затраты на обслуживание и ремонт. Более короткий маршрут может значительно сократить износ транспортных средств, так как их потребуется использовать на меньшее расстояние. Это позволит перевозчикам сэкономить на затратах на обслуживание и ремонт автомобилей.

Затронем вопрос влияния укорочения трассы М5 «Урал» на аварийность и рассмотрим меры по улучшению безопасности. Стоит отметить, что процедура может оказать положительное влияние на аварийность [6, с. 51]:

  1. Уменьшится аварийность. Укорочение трассы может сократить время путешествия и уменьшить количество автомобилей на дороге, так как многие водители могут выбрать новый участок трассы для своих поездок. Это приведет к снижению аварийности, так как меньше машин на дороге означает меньше вероятность столкновений и аварий.
  2. Улучшится инфраструктура. Укорочение трассы может стимулировать развитие инфраструктуры вдоль нового участка трассы. Новые магазины, отели, заправки и другие объекты могут появиться вблизи трассы. Это снизит необходимость водителей покидать трассу для посещения этих мест. Из-за этого уменьшится количество перекрестков и поворотов, что в свою очередь снизит риск аварий.

Меры по улучшению безопасности сводятся к следующему [6, с. 53]:

  1. Улучшение дорожной безопасности. При укорочении трассы можно провести дополнительные меры по улучшению дорожной безопасности. Например, можно установить дополнительные знаки, разметку и светофоры, чтобы обеспечить ясные указания для водителей. Также можно установить дополнительные ограждения и барьеры, чтобы предотвратить съезд с дороги или столкновение с препятствиями.
  2. Обучение водителей. При укорочении трассы можно провести информационные кампании и обучение водителей о новом участке трассы, его особенностях и правилах дорожного движения на нем. Это повысит осведомленность водителей и снизит вероятность возникновения аварий из-за неправильного поведения на новом участке трассы.

Опишем современные технологии и методы снижения экологического воздействия укорочения трассы М5 «Урал» [6, с. 60]:

  1. Экологически чистые транспортные средства. Поощрение использования экологически чистых транспортных средств, таких как электромобили или гибридные автомобили, может снизить выбросы вредных веществ и улучшить качество воздуха вдоль трассы. Также можно предоставить инфраструктуру для зарядки электромобилей на новом участке трассы.
  2. Системы управления трафиком. Установка современных систем управления трафиком, таких как синхронизация светофоров и динамическое регулирование скорости, может помочь снизить задержки и стоянки на дороге. Это позволит сократить выбросы выхлопных газов и уменьшить загрязнение воздуха.
  3. Разделение дорожного движения. Создание отдельных полос для различных типов транспорта, таких как автомобили, грузовики и общественный транспорт, может способствовать более эффективному движению и снижению загруженности дороги. Это приведет к сокращению времени путешествия и уменьшению выбросов вредных веществ.
  4. Использование возобновляемых источников энергии. При строительстве нового участка трассы можно использовать возобновляемые источники энергии, такие как солнечная или ветровая энергия, для питания освещения, сигнальных систем и другой инфраструктуры. Это позволит снизить потребление энергии и выбросы парниковых газов.
  5. Зеленые насаждения и экосистемы. При проектировании нового участка трассы можно учесть сохранение и создание зеленых насаждений и экосистем. Посадка деревьев и других растений поможет снизить выбросы углекислого газа и создать приятную атмосферу вдоль трассы.

Стоит также отметить, что кадастровые инженеры и геодезисты играют важную роль в процессе экологической оценки и мониторинга. Они занимаются следующими задачами [2, с. 89]:

  1. Собирают и анализируют геоданные. Кадастровые инженеры и геодезисты отвечают за сбор и анализ геоданных: топографические карты, аэрофотоснимки, данные GPS и другие географические данные. Эта информация используются для оценки и мониторинга экологических параметров: ландшафтные особенности, использование земли и распределение растительности.
  2. Проводят измерения и картографирование. Геодезисты проводят измерения и картографирование территории, включая местоположение объектов, границ земельных участков и других элементов окружающей среды. Эта информация используется для создания карт и планов, которые помогают визуализировать и анализировать экологические характеристики и изменения во времени.
  3. Определяют земельное использование. Кадастровые инженеры определяют земельное использование: какие виды деятельности происходят на конкретных участках земли. Это важно для оценки воздействия различных видов деятельности на окружающую среду: сельское хозяйство, промышленность или строительство.
  4. Оценивают воздействие на окружающую среду. Кадастровые инженеры и геодезисты могут принимать участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Они предоставляют геоданные и экспертное мнение о влиянии различных проектов на окружающую среду: строительство дорог, промышленных объектов или энергетических установок.
  5. Проводят мониторинг и контроль. Кадастровые инженеры и геодезисты могут участвовать в мониторинге и контроле экологических параметров. Они проводят повторные измерения и анализировать изменения в окружающей среде: изменение площади лесных массивов, уровня загрязнения или эрозии почвы.

В рамках укорочения трассы М5 «Урал» могут быть предприняты различные проекты и инициативы по охране природы. Их список сводится к следующему [2, c. 96]:

  1. Создание природоохранных зон. Можно выделить участки вдоль трассы для создания природоохранных зон, которые будут защищать уникальные экосистемы и виды животных и растений.
  2. Восстановление и рекультивация. При строительстве нового участка трассы можно провести работы по восстановлению и рекультивации нарушенных экосистем. Например, посадить деревья и растения, восстановить водные бассейны и природные местообитания для животных.
  3. Меры по снижению воздействия на животный мир. Можно предпринять меры для снижения воздействия трассы на животный мир: создать экодукты или зеленые коридоры, которые позволят животным безопасно пересекать трассу. Также можно установить зоны остановки для отдыха и кормления диких животных.
  4. Экологически чистые технологии и материалы. При строительстве нового участка трассы можно использовать экологически чистые технологии и материалы, которые будут снижать негативное воздействие на окружающую среду. Например, можно использовать материалы с низким содержанием вредных веществ и энергоэффективные технологии.
  5. Мониторинг и контроль. Проведение мониторинга и контроля экологических параметров вдоль трассы поможет выявить потенциальные проблемы и принять меры по их устранению. Это может включать контроль качества воздуха, воды и почвы, а также мониторинг животного и растительного мира.

Таким образом, экология и безопасность являются важными аспектами при укорочении трассы М5 «Урал». Проекты по охране природы и применение экологически чистых технологий и материалов играют ключевую роль в минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Создание природоохранных зон, восстановление и рекультивация нарушенных экосистем, а также меры по снижению воздействия на животный мир способствуют сохранению биоразнообразия и улучшению состояния окружающей среды. Эти меры также способствуют созданию устойчивого и безопасного окружающего пространства для людей и животных.

Мониторинг и контроль экологических параметров вдоль трассы помогают выявлять потенциальные проблемы и принимать своевременные меры для их устранения. Это обеспечивает надежность и безопасность трассы, а также предотвращает возможные негативные последствия для окружающей среды.

Важно отметить, что укорочение трассы М5 «Урал» должно быть осуществлено в соответствии с экологическими стандартами и нормами. Детальное планирование и оценка воздействия на окружающую среду являются неотъемлемыми частями проекта, чтобы обеспечить его экологическую и безопасную реализацию.

Все эти усилия по охране природы и обеспечению безопасности при укорочении трассы М5 «Урал» способствуют сохранению природных ресурсов, устойчивому развитию и благополучию как для сегодняшнего поколения, так и для будущих поколений.

Список литературы

  1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП / – М.: Госстрой России, 2012. – 106 с.
  2. Адам А. М. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. – М.: НИА-Природа, 2001. – 172 с.
  3. Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. Поектирование автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1986. – 216 с.
  4. Краткий автомобильный справочник. – М.: Транспорт, 1983. – 224 с.
  5. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 408 с.
  6. Состояние окружающей среды Томской области в 2003 году: экологический мониторинг. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 204 с.
  7. Филатова А.В., Кистинева А.О., Шишин А.С., Дарюшин Д.Д. Изучение процессов и работ при реконструкции участка автомобильной дороги М5 Урал в Самарской области: монография. М-во образования и науки РФ, СамГТУ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 83 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: