УДК 316.4

Изучение понятия "ценности" в социологии

Ярмак Анастасия Геннадьевна – ассистент кафедры "Социально-философские науки и массовые коммуникации" Севастопольского государственного университета

Волочнюк Анна Александровна – старший преподаватель кафедры "Иностранные языки" Севастопольского государственного университета

Аннотация: Ценности являются предметом изучения различных социально-гуманитарных дисциплин. В статье рассматриваются характеристики понятия ценности в социологии. Проведен теоретический анализ различных подходов и их сопряженность с объектом и предметом социологии как науки.

Ключевые слова: ценности, качества личности, социальные ценности, общество, установки.

Ценностные сдвиги в массовом сознании людей зачастую напрямую зависят от радикальных трансформаций в мире. В этой связи процессы, проходящие в нынешнее время в России, не являются исключением. Процесс осмысления новой политической, экономической и социокультурной реальности, что зачастую осложняется тем, что ценностные ориентации молодежи и людей старшего поколения формировались в различных социальных средах.

Целесообразно принимать во внимание не только ценностную иерархию людей, но жизненные приоритеты, ценностные стереотипы в отношении различных, жизненных стратегий, нравственных, культурных и др.

Как классическая социологическая категория «ценность» отражает, как человек формирует свое понимание к обществу. Следует отметить, что ценности имеют субъективную оценку действительности, ее качеств и свойств: суть ценностей может быть иной в понимании других индивидов и социальными группами; что ценно для одних, может не иметь смысла для других. Люди часто расставляют приоритеты в своих ценностях, основываясь на ряде различных факторов, включая их социально-экономический статус, окружение и воспитание.

Ценности способствуют профессиональному и личностному росту и развитию. Каждый индивид и любая организация постоянно принимают для себя определенные решения. Вследствие чего принятые решения, являются отображением ценностей и убеждений друг друга. Эти решения всегда будут ориентированы на достижение конкретной цели. Можно выявить, что выбранная цель будет являться удовлетворением коллективных или индивидуальных потребностей.

При использовании ценностей для принятия решений учитывается осознанная идея сконцентрироваться на вещах, которые важны друг для друга. Если в группе ценности разделяются, то они создают внутреннее единство. Ценности выполняют различные социальных функций. Те, что образуются из общего опыта, связывают семьи, общества и нации. В случае если ценности реализуются, социальные стандарты имеют шансы быть сохранены. Они необходимы для понимания того, как реагировать на сложные ситуации, и для формирования прочных отношений с окружающими.

Ценности важны, потому что они действуют как набор правил и ориентиров для событий, с которыми индивид сталкивается на протяжении всей своей жизни. Помимо всего могут быть ценности, которые различаются по важности и которые впоследствии могут быть активированы либо нет в любой критической ситуации.

В социологии особый подход выражает три уровня ценностей. К ним относятся: личностные ценности, организационные (групповые) ценности и общественная ценность.

Личностные ценности отражают то, как проявляются личности, и конкретные потребности каждого индивида (личный интерес). Ценности необходимы, так как они становятся основными факторами, определяющими восприятие, мнения и отношения общества. Они помогают решить, являются ли предпочтения (события) правильными или неправильными, хорошими или плохими, важными или значимыми.

У индивида может быть множество ценностей, при этом он придает большее значение только нескольким из них. Ценности, которые представляют особую значимость, часто определяют принятие решений во всех аспектах жизни, таких как самоидентификация, карьера, религия и т.д.

Ценности возникают у детей во время их первичной и вторичной социализации. Довольно сложно внушить взрослому человеку новые ценности, поэтому легче прививать их детям. Как правило, именно семья является первой средой, в которой прививаются ценности. Родители главные воспитатели своих детей, поэтому необходимо, чтобы ценности прививались из поколения в поколение.

Помимо этого, школа также является одной из основных сред, где они усваивают ценности, способствующие социализации.

Организационные ценности отражают то, как группа функционирует в мире. Впоследствии социальные ценности отражают то, как организация относитесь к обществу. Социальные ценности превращают индивидуальные проблемы в коллективные, которые затрагивают всех людей, живущих в обществе.

Общество, в котором есть правильная структура ценностей помогает индивидам контактировать друг с другом. В идеале любая ценность может означает одно и то же для каждого индивида. Абсолютно все члены общества обязаны разделять одни и те же базовые ценности, чтобы создать правильную культуру и общество.

Общество может функционировать упорядоченно и функционально, если ценности правильно реализуются. Вследствие чего индивиды осознают цели, и, в дальнейшем, представляется возможным решать появляющиеся вопросы.

Также укрепляют это сосуществование законы и правовые системы, но отдельные индивиды не остаются в стороне от совершения преступных действий только по данной причине.

Общество может оставаться стабильным благодаря практике ценностей, поскольку они создают основу взаимного уважения между людьми, которые живут вместе. Следовательно, правильная ценностная база может обеспечить удовлетворение индивида, а, в дальнейшем, социальное взаимодействие, и будет содействовать существованию общества в бедующем [3, с. 445-453].

В социологических терминах теория ценностей имеет дело с типами личных ценностей, которые обычно поддерживаются в сообществе. Также рассматриваются способы, с помощью которых определенные условия или ситуации могут изменить эти ценности. Кроме того, концепция касается того, как разные группы людей могут верить в ценности и расставлять приоритеты, которые влияют на то, как они ведут себя в социальных ситуациях.

Ценности также служат стандартами, по которым люди судят о целесообразности своего собственного поведения и поведения других, и могут повысить вероятность того, что люди будут воспринимать других как похожих на себя.

Они также могут придать легитимность правилам, регулирующим конкретные виды деятельности. Правила, вытекающие из этих ценностей, соблюдаются в силу воплощения ценностей. Во многих обществах высоко ценится ценность индивидуализма.

Подобная ценность может помочь узаконить такие виды деятельности, как конкуренция и агрессивность, которые считаются необходимыми для успеха [4, с. 205-221].

Концепция ценностей использовалась учеными, по крайней мере, с начала 20 века, и с тех пор она сопровождалась трудностями с определением [7, с. 255-277] Ценности были введены в социологию и психологию как понятие, конкурирующее с социальными нормами. В отличие от социальных норм, ценности не применяются исключительно в определенных ситуациях, а являются фундаментальными принципами, которые применимы к различным ситуациям или поведению, более общим принципом, который направляет поведение. В самом общем смысле ценность - это нечто важное для человека, очень абстрактное конечное состояние, которого индивид хочет добиться. Определение понятия видоизменяется у авторов, но в целом сходится по нескольким пунктам: а) характеристики отдельных лиц или групп, б) представления о желаемом, которые в) влияют на отношение и поведение [3, с. 395].

В массовом сознании ценности показаны в виде иерархии, они типологизированы и классифицированы. Важно принимать во внимание, что существенное место занимают базовые (традиционные) ценности, которые образуют ядро ценностного сознания личности или социальной, для нас актуально этнической, группы. А.Г. Здравомыслов и В. А. Ядов писали: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества… Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [1, т. 2, с. 199]. Проанализируем подход Инглхарта к рассмотрению ценностей, то как он относит их к человеческим потребностям. В первой версии постматериалистической теории Инглхарта на одном полюсе континуума находятся материалистические ценности (предпочтение материальной и физической безопасности), на другом – постматериалистические ценности (свобода, участие, самовыражение, красота). Во второй версии данной теории измерение было расширено, оно включило в себя переменные межличностного доверия, счастья, толерантности, и переименовано в измерение ценностей Выживания/Самовыражения. Также было добавлено второе измерение ценностей: Традиционные/Секулярно-рациональные ценности. Оба измерения укладываются в концепцию изменения ценностей в ходе модернизации и индустриализации [2, с. 364].

Согласно функционализму, социальные ценности создаются для поддержания стабильности и баланса в обществе. Эти ценности необходимы для надлежащего функционирования общества и помогают гарантировать, что все члены общества знают, чего от них ожидают.

Социальные ценности помимо всего играют важную роль в социальной сплоченности, помогая объединять людей и создавая ощущение общей цели посредством социализации новичков в системе ценностей.

Функционалисты полагают, что все аспекты общества служат определенной цели и способствуют общему функционированию общества. Они рассматривают социальные ценности как полезные для общества, поскольку они помогают гарантировать, что все знают, чего от них ожидают.

Некоторые теоретики-функционалисты даже утверждали, что социальные ценности являются врожденными и встроены в человека [7, с. 37].

По вопросу ценностей особый вклад внес американский психолог Милтон Рокич. По его мнению, можно рассматривать ценность как разновидность устойчивого убеждения о предпочтительных способах поведения. М. Рокич полагал, что социальное поведение людей регулируют ценности и установки. Ценности более абстрактны, но являются наиболее важными в жизни людей чем установки.

М. Рокич выделил два вида ценностей: инструментальные и терминальные. Инструментальные – это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации. А к терминальным относил убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться [4, с. 20-28].

Ценности остаются в какой-то степени дискуссионным понятием в социологии, отчасти из-за трудностей измерения, а в некоторой степени из-за отсутствия доказательств того, что ценности могут констатировать. Ценности определяют то, как действуют отдельные люди, организации и общества; к чему они стремятся; и что они считают важным. Ценности – это одобренные культурой, усвоенные желания, которые мотивируют наши действия и относительно абстрактные понятия, которые вдохновляют наши убеждения и определяют, к чему мы стремимся.

Список литературы

  1. Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР. М.: Мысль. Т.2, 1965.
  2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. – М.: Новое издательство, 2011.
  3. Олпорт Г. Теория личности // Психология личности в 2 тт. Т. 1. М. С. 445-453, 2006.
  4. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. №5. С. 20-28, 1973.
  5. Kluckhohn, C. (1951). “Values and value orientations in the theory of action. An exploration in definition and classification,” in Toward a General Theory of Action, eds T. Parsons and E. Shils (Cambridge: Harvard University Press), 388–433.
  6. Levy, S., & Guttman, L. (1985). A faceted cross-cultural analysis of some core social values. In Facet Theory. Springer, New York, NY.
  7. Rohan, M. J. (2000). A rose by any name? The values construct. Pers. Soc. Rev. 4, 255–277. doi: 10.1207/S15327957PSPR0403_4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: