УДК 659

Проблемы и перспективы развития социальной рекламы в России

Ло Шанцинь – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию проблем и перспектив социальной рекламы в России. Актуальность работы заключается в том, что в последние годы социальная реклама в России получила «рывок» в развитии. Соответственно, появились новые перспективы, но остались некоторые нерешенные проблемы. В работе представлено развитие социальной рекламы в мире и России, выявлены особенности, перспективы развития и проблемы социальной рекламы в России.

Ключевые слова: реклама, социальная реклама, проблемы, перспективы, каналы распространения, Институт развития интернета.

Одним из важных способов разрешения общественных проблем является социальная реклама. Она представляет собой вид рекламы, который не преследует цель получения прибыли, а направлена на привлечение внимания общественности к социальным проблемам, защиту общественной морали и защиту общественных интересов [1].

Принято считать, что социальная реклама зародилась в Соединенных Штатах в начале XX века. Позже к производству социальной рекламы присоединились в Европе. Следует отметить, что в Европе и Америке зачастую социальная реклама синтезирована с коммерческой. Крупные компании осознают, что, хотя социальная реклама напрямую не является способом продвижения их собственных продуктов, она может подчеркивать социальную ответственность компании, а также формировать ее положительный образ. В настоящее время на социальную рекламу в США, Франции, Японии и других странах приходится 40% коммерческой рекламы [2].

В России социальная реклама зародилась относительно недавно. Началом ее развития можно назвать проект «Позвоните родителям», представляющий собой набор видеороликов, которые транслировались в середине 90-х годов XX века [3]. Не смотря на то что, социальная реклама в России существует уже практически 20 лет, ее наиболее активное развитие отмечается только с 2020 года. Такой «рывок» связывают с распространением COVID-19. В это время для общества было необходимо снижение тревожности и повышение информированности о заболевании, а для некоммерческих организаций – привлечение новых волонтеров и их помощь [4]. Эта теория подтверждается и статистическими данными. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 году [5], процент людей, заметивших социальную рекламу, с 2019 года вырос с 43% до 60%. Из них существенно увеличилась доля тех, кто эту рекламу запомнил (22% и 43% соответственно) (рис.1) [5]

1

Рисунок 1. Динамика респондентов, обративших внимание на социальную рекламу, %.

По мнению современных исследователей А.Г. Пустоваловой, Д.А. Прокопенко, Н.С. Гулина «в России основным участником рынка социальной рекламы является государство» [6]. В меньшей степени задействованы частные организации, в том числе и некоммерческие.

Основным нормативно-правовым актом РФ, содержащим нормы регулирования социальной рекламы является Федеральный Закон «О рекламе» [7], в соответствии с которым 5% от общего объема рекламы должно приходиться именно на социальную. До 2021 года данное правило распространялось только для традиционных рекламодателей: радио, телевидения, печатной продукции, наружной рекламы и т.п. За счет того, что новые медиа (в сети Интернет) были не обязаны распространять социальную рекламу, ее общий оборот в 2019 году составлял лишь 1 % от общего оборота рекламы [8]. В 2021 году в ФЗ «О рекламе» были внесены поправки, в соответствии с которыми норма 5% распространялась и для рекламодателей в сети Интернет. Норма в 5% остается достаточно низкой, особенно в сравнении с зарубежным опытом, где, как было сказано выше, только среди коммерческой рекламы, 40% приходится на социальную.

Кроме того, в 2021 году в России впервые был учрежден единый Оператор социальной рекламы в интернете, которым стал АНО «Институт развития интернета» (АНО «ИРИ»). В связи с принятыми мерами ожидается увеличение объемов социальной рекламы. В 2022 году АНО «ИРИ» провело опрос среди граждан РФ, по результатам которого общий рост объемов социальной рекламы за последние 12 месяцев отметили более 70% опрошенных [9].

Затрагивая тему каналов распространения социальной информации, отметим, что самым перспективным из них, по мнению многих исследователей, в том числе и Киргизовой Н.Д. является АНО «ИРИ» [10]. Также согласно исследованию АНО «ИРИ» 81% респондентов отметили необходимость распространения рекламы в Интернете [9].

Подводя итог, отметим основные направления развития социальной рекламы в России:

  • совершенствование государственного регулирования социальной рекламы;
  • рост объемов социальной рекламы;
  • увеличение социальной рекламы в сети Интернет.

При этом, на наш взгляд, необходимо принять следующие меры:

  • повысить норму социальной рекламы в обороте совокупной рекламы;
  • стимулировать развитие коммерческой рекламы социальной направленности;
  • привлечь к производству рекламы больше крупных коммерческих организаций (это также выгодно для самих организаций: хотя социальная реклама напрямую не продвигает их собственные продукты, она может подчеркивать социальную ответственность компании, а также формировать положительный социальный имидж компании);
  • постоянно повышать качество социальной рекламы.

Список литературы

  1. Мысли о современном состоянии и направлениях развития социальной рекламы [Электронный ресурс] URL: https://www.samr.gov.cn/fgs/dffzjs/201603/t20160308_295256.html (дата обращения: 15.02.2023)
  2. Сунь Чжаолун. Интегрированная стратегия работы социальной рекламы в новой медиасреде // Молодые журналисты. – 2017, №26, с. 105-106.
  3. Ломовцева А.В., Артемьева Т.А. Тенденции и проблемы развития социальной рекламы в России [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14537 (дата обращения: 15.02.2023).
  4. Журавлев К. Почему социальная реклама – двигатель общества [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2022/11/03_a_15727003.shtml?updated (дата обращения: 15.02.2023).
  5. Социальная реклама в 2021 году: восприятие населением и оценка // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: www. esarussia.ru/upload/medialibrary/3f3/ВЦИОМ_2_волна_2021.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
  6. Пустовалова А.Г., Прокопенко Д.А., Гулин Н.С. Социальная реклама: понятие и особенности распространения в России [Электронный ресурс]. URL: http://science-bsea.bgita.ru/2021/ekonom_2021_34/pustovalova_soc.htm (дата обращения: 15.02.2023).
  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О рекламе».
  8. Социальная реклама в России [Электронный ресурс]. URL: https://ludirosta.ru/post/sotsialnaya-reklama-v-rossii_2830 (дата обращения: 15.02.2023).
  9. Эксперты отметили рост количества социальной рекламы в сети [Электронный ресурс]. URL: https://ири.рф/news/eksperty-otmetili-rost-kolichestva-sotsialnoy-reklamy-v-seti/ (дата обращения: 15.02.2023).
  10. Киргизова Н.Д. Проблемы и преимущества социальной рекламы в интернете, как способа формирования общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1673536383 (дата обращения: 15.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: