УДК 343.9

Проблемы криминалистической идентификации лиц с измененным внешним обликом посредством косметико-хирургических операций

Стадник Дарья Алексеевна – магистрант Всероссийского государственного университета юстиции

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть при идентификации человека, изменившего свой внешний облик с помощью пластической хирургии. Определена возможность идентификации человека, прибегнувшего лишь к одной косметической процедуре, а также после проведения комплексной пластической операции.

Ключевые слова: косметико-хирургические операции; внешний облик человека, идентификация человека, портретная экспертиза.

Keywords: cosmetic surgery, external appearance of a person, human identification, portrait examination.

В настоящее время все большую популярность набирают косметико-хирургические операции. С ростом спроса пластическая хирургия стала очень доступной, и двери ее открыты всем желающим. У некоторых категорий людей, косметические процедуры, каким-либо образом влияющие на их внешность, вошли в привычку. В этой сфере не обходится и без криминального слоя нашего населения: доступная пластика позволяет на время затеряться, скрыться от правоохранительных органов, а то и вовсе избежать наказания.

Существует достаточное количество способов изменения внешности: подтяжка лица (фейслифтинг), блефаропластика, ринопластика, отопластика, ментопластика и т.д. Как правило, одной косметической процедуры будет недостаточно для того, чтобы перестать быть узнаваемым окружающими. Однако есть комплексные процедуры и хирургические операции, которые могут полностью изменить облик человека. Здесь речь идет об операциях, серьезно изменяющих конфигурацию лица, к примеру, увеличение объема скуловых дуг, изменение разреза глаз, ринопластика с изменением формы спинки, кончика носа, соотношения носогубного угла, ширины основания. Данные процедуры полностью меняют соотношение пропорций между верхней губой и кончиком носа, кончиком носа и подбородка и т.п. Иными словами, все те пропорции, которые исходно имели один размер, изменяются. Это создает проблему при идентификации лица по предоставленным фото до и после хирургического вмешательства.

Эксперт при производстве портретной экспертизы намечает для себя контрольные точки и измеряет основные показатели, при помощи которых впоследствии будет производить сравнение и давать заключение. В этих показателях всегда есть небольшая погрешность, поскольку нужно учитывать ракурс, под которым сделано фото, возрастные изменения лица и т.д. Как правило, когда внешность не была подвергнута хирургическим изменениям, погрешность минимальная, что позволяет точно идентифицировать человека. После же комплексных пластических операций, речь о которых шла выше, контрольные точки для измерения меняются, иногда даже в значительных размерах, что однозначно затрудняет как производство портретной экспертизы, так и опознание данного лица опознающим в рамках проводимых следственных мероприятий.

Опознание лиц, с измененными внешними признаками достаточно сложный процесс, однако возможный. Большинство ученых-криминалистов в такой ситуации отсылают к положениям общей теории судебной идентификации и науки габитоскопии. Однако, нужно учитывать предел изменений свойств и признаков объекта, за рамками которого идентификация становится невозможной.

Т.А. Солодова предлагает внести в процесс производства опознания лиц с измененным внешним обликом дополнительные этапы:

  • изучение обстоятельств, свидетельствующих о виде и уровне изменения внешности;
  • соотнесение содержания показаний потенциального опознающего с информацией о виде и степени изменения внешности [5].

По ее мнению, результат процессуального действия будет напрямую зависеть от установления признаков внешности, которые подверглись изменению, а именно:

  • признаки, не упомянутые опознающим лицом в ходе допроса;
  • признаки внешности, которые как были упомянуты в процессе допроса, так и те, которые названы не были;
  • признаки внешности, которые больше всего запомнились опознающему.

На основании этого, доказательственное значение будет находиться в прямой зависимости от того, какая ситуация будет установлена. Однако данный этап может быть качественно реализован только при надлежащем осуществлении предшествующих ему изучения обстоятельств, свидетельствующих о виде и уровне изменения внешности, и допроса опознающего.

Для наглядности предлагаю рассмотреть изображения до и после проведения хирургических операций на лице.

На перовом изображении пример проведенной ринопластики (Фото 1). При изучении данных фотоснимков девушки путем проведения сравнительного анализа было выявлено различие в форме крыльев и кончика носа. Однако все остальные признаки, по которым проводилось сравнение (общая конфигурация лица, форма и длина бровей, разрез глаз и их взаиморасположение и т.д.) совпали.

1

Фото 1. До и после ринопластики.

В данном случае сделать вывод о том, что на двух фотографиях изображен один и тот же человек, можно и не проводя подробного исследования. Данный пример подтверждает слова Т.А. Солодовой и И.Н. Ускова о том, что косметическая коррекция внешности оказывает более значительное влияние на результат предъявления для опознания или его доказательственное значение, чем на результаты квалифицированного экспертного исследования, хотя и создает определенные трудности при его производстве [6].

А теперь рассмотрим другой пример (Фото 2). Это две фотографии одной и той же девушки, которая провела несколько хирургических операций. Здесь ярко выражены изменения формы нижней челюсти и формы носа, что уже существенно затрудняет производство идентификации. С большей долей вероятности эксперт придет к выводу, что здесь изображены два разных человека либо идентификация не представляется возможной, вследствие превышения предела изменений объекта сравнения.

2

Фото 2. До и после комплексной пластической операции.

Естественно, встречаются случаи, когда у людей, кардинально изменивших внешность все равно остаются отличительные признаки: родимые пятна, тату, шрамы и т.п., которые способны облегчить процесс идентификации. В таком случае огромную роль играет объективность эксперта. Когда у двух объектов сравнения общим является лишь маленький элемент, важно провести исследование детально и всесторонне, не подводя вывод под конкретный итог, т.е. зная, что на фото изображен один и тот же человек специально искать общие признаки и наоборот. Как правило, это очень кропотливая и усердная работа.

В зависимости от характера, степени и количества хирургических вмешательств утрачиваются черты и признаки, индивидуализирующие человека, вследствие чего производство идентификации усложняется. Из вышеизложенного следует, что, прибегнув к комплексной пластической хирургии внешний облик человека меняется достаточно сильно и общих черт с дооперационной внешностью практически не остается. В таком случае, без подтвержденных данных по всем проведенным косметическо-хирургическим операциям идентификация человека невозможна.

Список литературы

  1. Зинин, А. М. Габитоскопия и портретная экспертиза: курс лекций / А. М. Зинин. – М.: Московская академия МВД России, 2002, 157 с.
  2. Анчабадзе, Н. А. Проблемы идентификации лиц, подвергшихся изменению внешности путем косметико-хирургической операции, по фотокарточкам / Н. А. Анчабадзе, М. Ю. Попов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2010. – № 2(13). – С. 41-48.;
  3. Влияние измененных элементов лица на портретную идентификацию личности / Ю. П. Шакирьянова, С. А. Степанов, С. В. Леонов, М. Д. Юмудов // Вестник судебной медицины. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 61-63.;
  4. Михайлова, К. А. Влияние косметико-хирургических изменений внешности на результаты составления субъективного портрета / К. А. Михайлова // Энциклопедия судебной экспертизы. – 2020. – № 1(24). – С. 41-53. ;
  5. Солодова, Т.А. Особенности следственной идентификации лиц с измененной внешностью // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sledstvennoy-identifikatsii-lits-s-izmenennoy-vneshnostyu(Дата обращения: 17.02.2023);
  6. Тарасова Е. А. Особенности идентификации лиц с измененным внешним обликом в криминалистике / Е. А. Тарасова // Контентус. – 2022. – № 5. – С. 34 – 42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: