УДК 339.9

БРИКС: основные характеристики участников объединения

Со Дангэ – студент Санкт-Петербургского государственного университета

Анннотация: Объектом исследования являлась деятельность сообщества стран БРИКС. Цель исследования состояла в определении политической роли объединения и выявлении комплекса существующих проблем во взаимодействии стран-участниц. Были использованы политологические, экономические, исторические, социологические, сравнительные и другие исследовательские методы. Автор видит место БРИКС в мире как формирование нового центра политического влияния. Выводы автора основаны на анализе документов и статистических данных.

Ключевые слова: БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, взаимодействие.

В последнее десятилетие растет популярность аббревиатуры БРИКС, вызывая бурные дискуссии как сторонников, предвещающих объединению стран мировое экономическое и политическое лидерство, так и завзятых противников, утверждающих, что БРИКС – не более чем набор букв, сознательно созданный для того, чтобы вводить в заблуждение инвесторов, и перспектив развития у него нет.

Термин БРИК был введен в оборот в 2001 г. экспертами Goldman Sachs для иллюстрации прогнозируемого к 2050 г. изменения в составе ведущих государств по размеру ВВП в результате вытеснения США, Японии и западноевропейских стран более динамично развивающимися экономиками. Предложенный британским финансистом Дж. О’Нилом термин-акроним объединял четыре страны (Бразилию, РФ, Индию и КНР) по критерию экономического роста. С присоединением в 2011 году к этой группе стран Южно-Африканской Республики и образованием БРИКС интерес к этому объединению в мире стал быстро расти.

Поначалу открытие экспертов Goldman Sachs обсуждалось только среди аналитиков финансового рынка, использующих обоснованную прогнозную информацию для снижения инвестиционных рисков. Но в наше время БРИКС перестал быть просто идеей для инвесторов – во втором десятилетии ХХІ века БРИКС превратился во влиятельный политико-экономический клуб стран-лидеров развивающегося мира. Относительно высокие макроэкономические показатели пяти стран подняли важный вопрос о том, не произошло ли своего рода выделение Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки в отдельную группу развивающихся государств, противостоящую более богатым странам развитого мира. В дипломатических кругах идея объединения стран БРИКС частично воспринимается как форма противостояния США или альтернатива «восьмерке» или «двадцатке».

Сегодня понятие БРИКС включает в себя Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, на долю которых, по данным Международного валютного фонда, в 2010–2015 гг. приходится уже более 30% мирового ВВП (по паритету покупательной способности). Причем эта доля только за последние три года выросла с 28,7 до 30,1%. Такой подъем был обеспечен, в первую очередь, за счет китайской и индийской экономик, тогда как доля других стран БРИКС в мировом ВВП за тот же период несколько сократилась.

При всех своих различиях пять быстроразвивающихся стран обладают общими характеристиками, среди которых можно выделить значимую роль в международной торговле, основанную на ускоренном экономическом росте в последние годы. Интенсивный процесс урбанизации и модернизации промышленности, а также значительная численность населения (почти 50% населения мира), огромная территория (30% территории планеты Земля) и большое количество природных ресурсов позволяют государства БРИКС занять стратегическое положение на мировом уровне. С 2003 по 2014 гг. указанные страны в совокупности обеспечили увеличение показателя мирового экономического роста на 50%.

Без сомнения, для Российской Федерации актуальна идея налаживания диалогового механизма между пятью быстроразвивающимися странами, которые являются крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния, обладающими общими глобальными интересами и значительным интеграционным потенциалом в своих регионах. Однако будущее этого объединения во многом зависит от того, насколько прочными и диверсифицированными окажутся взаимоотношения внутри самой БРИКС, от уровня развития и динамики двусторонних экономических отношений между странами-членами.

В этой связи необходимо определить факторы, объединяющие пять быстро развивающихся экономик. Во-первых, все члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Что касается роста ВВП, то анализ данных за период с 2001 по 2007 гг. показывает, что до мирового финансового кризиса все страны БРИКС демонстрировали более высокие темпы социально-экономического роста по сравнению с индустриально развитыми странами. Правда, пик кризиса страны БРИКС прошли по-разному. Больше всех «деградировала» Россия, ВВП которой в 2009 году упал на 7,8%. А Китай и Индия, наоборот, сохранили положительную динамику роста. Как можно видеть из таблицы 1.1, в 2010–2012 гг. экономики группы БРИКС, особенно Индия, наращивали темпы своего социально-экономического развития (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Динамика роста ВВП по паритету покупательной способности (ППС) стран группы БРИКС в 2005–2014 гг., %

Страна

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Бразилия

3,1

4,0

6,1

5,2

-0,3

7,5

2,7

0,9

2,5

0,1

Россия

6,4

8,2

8,5

5,2

-7,8

4,5

4,3

3,4

1,3

0,6

Индия

9,0

9,4

10,1

6,2

5,0

11,2

7,7

4,0

5,0

5,8

Китай

11,3

12,7

14,2

9,6

9,2

10,4

9,3

7,8

7,8

7,4

ЮАР

5,3

5,6

5,5

3,6

-1,5

3,1

3,5

2,5

2,2

1,4

Источник: составлено автором по данным.

Во-вторых, взаимное стремление трансформировать экономический рост в политическое влияние, что, по мнению большинства современных ученых, стало ключевым фактором в процессе институционального оформления сотрудничества пяти стран. Несмотря на неоднозначные оценки экспертов и политических деятелей, группа БРИКС уже неоднократно проводила встречи с целью обсуждения общих проблем. Первый официальный саммит группы состоялся в 2009 году в Екатеринбурге (РФ).

Результатом первого саммита стало совместное заявление стран-лидеров объединения относительно будущих перспектив сотрудничества. Основные акценты были расставлены на подтверждении общих взглядов по усилению финансово-экономического состояния стран, укреплении международной законодательно-правовой базы, активизации международной торговли и улучшению инвестиционного климата, повышению энергоэффективности, сотрудничестве в социальной сфере, в сфере науки и образования. В ходе саммита главами государств был принят отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В-третьих, у стран БРИКС имеются общие стратегические предложения по реорганизации мировой финансовой системы, что заключается в следующем:

  • строгое регулирование и контроль функционирования финансовых рынков во всем мире;
  • планомерный, поэтапный выход из мирового валютного режима, в котором основной резервной валютой является американский доллар во взаимной торговле стран-участниц, путем создания новой стабильной системы резервных валют;
  • реструктуризация Международного валютного фонда (МВФ) и усиление роли специальных прав заимствования в качестве переходного резервного механизма.

В 2012 году состоялся четвертый саммит БРИКС, зафиксировавший серьезные намерения стран по формированию новой мировой системы управления. Темой мероприятия было финансовое развитие объединения пяти стран. БРИКС призывал, чтобы были приняты во внимание интересы и возможности развивающихся стран при формировании политики МВФ, а также привлечении новых инновационных кредитных инструментов в политике Всемирного банка (ВБ) с целью обеспечения развития таких стран. Союз БРИКС выступал за превращение Всемирного банка в многосторонний институт и избрание руководителей ВБ на основе открытого голосования для отображения интересов всех стран, имеющих значительный потенциал развития. Инновационной формой взаимодействия стран БРИКС были определены намерения создать собственный банк развития с целью урегулирования глобальных финансовых вопросов.

Институционализация и правовая основа существования союза стран БРИКС является первоочередным вопросом для обсуждения в политической среде. Ведь полноправное функционирования организации возможно лишь при условии предоставления ей полномочий принимать совместные решения, которые будут иметь влияние на развитие мировой системы взаимоотношений.

На шестом саммите БРИКС в городе Форталеза (Бразилия) в 2014 году страны объединения приняли Декларацию, в которой объявлялось о подписании Соглашения о создании Нового банка развития. Главной его целью провозглашалось финансирование инфраструктурных проектов. Первоначальный объявленный капитал Банка составит 100 млрд. долл. США, первоначальный подписной капитал будет составлять 50 млрд. долл. США и будет поровну распределяться между представителями Банка. В той же Декларации было объявлено о подписании Договора о создании Пула условных валютных резервов БРИКС. Общий объем пула установлен в размере 100 млрд. долл. США. При этом доля КНР составит 41 млрд. долл. США, ЮАР – 5 млрд. долл. США, Бразилии, Индии и России – по 18 млрд. долл. США.

В-четвертых, итоговые документы саммитов БРИКС свидетельствуют о том, что страны пытаются обозначить линии сопряжения интересов. Основа для этого есть: заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержка идей, инициатив по выработке новой системы устойчивого экономического роста, заинтересованность в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран-транзитеров энергоресурсов. Правда, все эти проблемы носят обобщенный характер, а вот конкретные совместные шаги даются с большим трудом.

В ходе последней встречи глав государств БРИКС (VII саммит, июль 2015 года) обсуждались новые стратегии развития партнерских взаимоотношений между странами. В качестве наблюдателя к группе БРИКС присоединился Иран.

Список литературы

  1. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 февраля 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline. – Загл. с экрана.
  2. Баркова С.А., Волкова Е.Н. Внешнеторговые отношения России со странами-членами БРИКС // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. – № 16. – С. 7-11.
  3. Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике. – М., 2009. – 234 с.
  4. Дейч Т.Л. БРИКС и Африка: Роль Китая // Африка в поисках источников мира и развития / Под ред. Н.С. Кирабаева, Л.В. Пономаренко, В.И. Юртаева, Е. А. Долгинова. М.: РУДН, 2013. – С. 155-169.
  5. Козловский Е.А., Комаров Е.А., Макрушин Р.Н. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: стратегия недропользования. Брянск: Ладомир, 2013. – 430 с.
  6. Ларионова М.В. Предложения для стратегии участия Российской Федерации в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС на период 2012–2014 гг. // Динамика развития «Группы двадцати», «Группы восьми», БРИКС и интересы России / НП РСМД. М.: Проспект, 2012. – С. 8-14.
  7. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? [Текст] / пер. с англ. М.С. Добряковой, Л.Ф. Пирожковой; под науч. ред. М.С. Добряковой; Нац. исслед. университет «Высшая школа экономики». – М.: Издательский дом «Высшей школы экономики», 2014. – 528 с.
  8. Оболенский В.П., Комов О.О. Возможности экономического сотрудничества в рамках БРИКС // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты / Под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН, 2013. – С. 302-311.

Интересная статья? Поделись ей с другими: