УДК 34

Роль налогового контроля в предупреждении налоговых правонарушений

Толмачев Михаил Рауфович – студент магистратуры Московского областного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной научной статье проанализирована эффективность налогового контроля как механизма предотвращения преступлений в сфере налогообложения.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоги, налогообложение, Налоговый кодекс Российской Федерации.

Задача правового регулирования предпринимательской деятельности – упорядочить предпринимательские отношения, обеспечивая реализацию позитивных целей субъектов предпринимательской деятельности. В рамках данного процесса всегда встречаются многочисленные препятствия, которые снижают или вообще сводят к нулю результативность механизма правового регулирования предпринимательской деятельности.

Под препятствиями нами понимаются факторы, которые ставят преграду процессу упорядочивания предпринимательских отношений.

Препятствия бывают преодолимые и непреодолимые, конкурирующие и недостающие.

Преодолимые – это те препятствия, которые поддаются управлению. Например, упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимой путем реализации так называемого принципа "одного окна".

Непреодолимые – это препятствия, которые не поддаются управлению. Например, различного рода форс-мажорные обстоятельства.

Конкурирующие препятствия – те элементы управления предпринимательской деятельностью, которые действуют параллельно с официальной системой правового регулирования. В современной России речь идет о конкурирующем воздействии на предпринимательскую деятельность "теневого права". Недостающие же – это те препятствия, которые проявляются в отсутствии определенных средств, необходимых для эффективного регулирования предпринимательства.

Для эффективного преодоления препятствий, стоящих на пути реализации позитивных, созидательных целей предпринимателей необходимы определенные юридические средства [4, c. 66-77].

Учитывая, что предпринимательская деятельность – это сложный, поступательный процесс, то и механизм ее правового регулирования должен быть многоэтапным, сопровождающим предпринимательскую деятельность от возникновения до завершения и включающий взаимосвязанную систему юридических средств. Поэтому механизм правового регулирования предпринимательской деятельности может быть определен как система правовых средств, организованных логически последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути реализации позитивных целей субъектов предпринимательства.

Нормы предпринимательского права многочисленны. Они охватывают как обычаи делового оборота, так и нормы всех отраслей права, при доминирующем значении норм гражданского права. Их роль в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности сводится к созданию возможности движения предпринимательства, обеспечивая на каждом этапе его оборота реализацию позитивных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

По нашему мнению, законности и прозрачности осуществления предпринимательской деятельности, а также правомерности реализации прав и обязанностей субъектов данной деятельности, способствует систематическое производство налогового контроля. В соответствии со ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Реализация прав и обязанностей может совершаться в следующих правовых формах: соблюдение, исполнение и использование.

При соблюдении субъект предпринимательской деятельности воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Например, не выпускает продукцию с нарушением требований технических регламентов.

При исполнении субъект предпринимательства активными действиями удовлетворяет интересы контрсубъекта. Например, выполняет условия договора по срокам.

При использовании субъект предпринимательской деятельности получает требуемое благо и удовлетворяет свой интерес. Во всех трех перечисленных формах реализации прав и обязанностей просматривается общая закономерность – субъект предпринимательства в своей деятельности не должен препятствовать удовлетворению интересов своих контрсубъектов, а также нарушать права граждан общества.

В практике российского предпринимательства наиболее часто применяется гражданско-правовая и налоговая ответственность. Гражданско-правовая ответственность включает два основных вида ответственности: возмещение убытков и взыскание неустойки [1, ст. 3301].

Налоговая ответственность – это вид юридической ответственности за налоговые правонарушения, изложенные в статьях 116-129 Налогового кодекса РФ (ч. 1).

Налоговые преступные деяния отличаются повышенной степенью секретности. Соответственно, обнаружить и раскрыть такие деяния предельно сложно, если не заниматься на систематической основе налоговыми проверками (как камеральными, так и выездными, предполагающими применение средств фото- и видеофиксации). Согласно официальной информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России), в 2021 г. каждая вторая выездная проверка проводилась с участием сотрудников внутренних дел, что позволяло передавать в следственные органы материалы о налоговых правонарушениях с более качественной доказательственной базой [2].

Стоит понимать, что размер ответственности в данном случае будет строиться в зависимости от усмотрения субъекта, наделенного необходимыми полномочиями для назначения меры ответственности, а эффективность и законность использования усмотрения государственными органами в налоговых отношениях напрямую зависят от цели, которую преследует этот субъект.

Противоречия могут возникать в цели субъекта.Так, если целью субъекта будет максимальное исполнение фискальной функции, то свои полномочия он будет использовать для того, чтобы максимально пополнить бюджет, невзирая на неблагоприятные последствия для налогоплательщика. Если же целью субъекта будет являться установление справедливой и соразмерной ответственности для налогоплательщика, то полномочия будут использованы для оценки вины правонарушителя и при возможности применения смягчающих обстоятельств при их наличии.

Предполагается оценивать решения органов власти при применении дискреционных полномочий на предмет целесообразности, поскольку они свободны в своей деятельности, в установленных рамках, их решение будет формально законным [3, c. 8-12].

В завершение сделаем вывод о том, что в целом механизм правового регулирования предпринимательской деятельности побуждает конкретного предпринимателя осуществлять индивидуальное бизнес-движение по очерченной законодателем предпринимательской юридической модели, в установленном законом порядке, что контролируется с помощью видов и форм налогового контроля.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).
  3. Демин А.В. Дискреция в налоговом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1. С. 8-12.
  4. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: