УДК 316

Корпоративная социальная ответственность в Китае: история и современность

Чжао Цзе – студент Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: Корпоративная социальная ответственность (КСО) важный аспект деятельности компаний. Появившись на западе, данный аспект социального управления распространился на различные общества, где получил свои особенности. Даная статья рассматривает историю формирования и ключевые особенности китайского подхода к теории КСО.

Abstract: Corporate social responsibility (CSR) is an important aspect of companies' activities. Appearing in the West, this aspect of social management has spread to various societies, where it has received its own characteristics. This article examines the history of the formation and key features of the Chinese approach to the theory of CSR.

Ключевые слова: Китай, КСО, менеджмент, социология,  государственное управление, бизнес.

Keywords: China, CSR, management, sociology, public administration, business

Корпоративная социальная ответственность (КСО) относится к добровольным действиям, предпринимаемым компанией для улучшения общества и окружающей среды. Это может включать такие инициативы, как сокращение выбросов углерода, улучшение условий труда, поддержка местных сообществ и продвижение этических методов ведения бизнеса. Цель корпоративной социальной ответственности — сбалансировать погоню за прибылью с приверженностью ответственному и устойчивому ведению бизнеса.  Подходы к КСО отличаются в разных странах мира. КСО в Китае понятие КСО появилось позже, чем в странах запада, однако в настоящее время активно развивается. При этом у КСО в Китае есть собственные отличительные черты. Им посвящена данная статья.

Долгое время в коммунистическом Китае не существовало понятие КСО, однако «с 1950-х годов в Китае появилась новая производственная и одновременно социальная и культурная ячейка общества – даньвэй»[1], членам которой члены партии централизованно помогали решать проблемы, связанные с бытом, например, с жильем или детьми. Это было неким прообразом КСО когда компания стремилась улучшать условия жизни для своих сотрудников.

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в Китае была впервые принята после 1978 года, когда Дэн Сяопин решил открыть страну для иностранных инвесторов. Процесс реструктуризации экономики Китая оказал огромное влияние на развитие КСО. В Китае было три этапа развития КСО[2]. Практики КСО были впервые представлены в Китае в 1996 г., и первый этап продлился до 2000 г. На этом этапе КСО не считалась важной концепцией, и ни правительство, ни СМИ, ни широкая общественность не были вовлечены в КСО. Концепция КСО была представлена в Китае предприятиями с иностранными инвестициями в 1990-х и начале 2000-х годов в рамках их усилий по созданию бренда.

Следующий период эволюции пришелся на новый двадцать первый век и продолжался до 2004 года. За это время международные организации, прогрессивные ученые и неправительственные организации внесли свой вклад во внедрение КСО в Китае.  Однако в указанный период КСО не была значительно распространена в Китае, так, с 1991 по 2005 год в Китае было опубликовано всего 22 отчета о КСО.[3]

Наконец, третий этап, начавшийся в 2004 г. и длящийся до сих пор, привел к переходу от пассивного к более активному и основанному на участии подходу к КСО. Это было связано с тем, что Всекитайское собрание народных представителей, законодательный орган Китая, внесло поправки в Закон о компаниях в 2005 году и кодифицировал КСО как юридическое обязательство. Статья 5 предусматривает, что «компания должна… нести социальную ответственность при осуществлении деловых операций». В соответствии с законодательством Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи и Комиссия по надзору и управлению государственными активами ввели в действие правила, требующие от зарегистрированных на бирже компаний и государственных предприятий представлять отчетность по КСО.[4] Таким образом, было бы справедливо охарактеризовать КСО в Китае как обязательство, налагаемое государством, а не как добровольное обязательство бизнеса строить лучшее общество.

 Стоит отметить, что на концепцию КСО в Китае повлияли внешние и внутренние факторы, такие как внешние экономические интересы и внутренние социальные и экологические проблемы. Различные эмпирические исследования показывают, что государственные предприятия превосходят частные по индексам КСО в Китае. В отчете о КСО в Китае за 2021 год, подготовленном Китайской академией социальных наук, говорится, что индекс КСО государственных предприятий был намного выше, чем у частных в течение 13 лет подряд с 2009 по 2021 год.[5] Очевидно, это связано с тем, что госпредприятия лучше реагируют на призывы и указания правительства в области КСО.

Кроме того, содержание КСО определяется государственной политикой. Деятельность КСО, о которой сообщают китайские фирмы, направлена в основном на решение проблем китайского государства, отраженных в политических документах КПК и правительства, а также в постановлениях, издаваемых центральными министерствами и местными органами власти.

Практика КСО становится все более распространенным явлением в Китае. Тысячи китайских компаний ежегодно публикуют отчеты о корпоративной социальной ответственности. До 2005 г. китайские компании выпустили всего 22 отчета о КСО. В 2019 году их было 2089 [2]. Под эгидой КСО китайские фирмы, в том числе как государственные предприятия, так и частные предприятия, делают пожертвования на благотворительные или общественные цели и инвестировали в проекты, способствующие устойчивости социальной, экономической и экологической среде, в которой они работают. Таким образом, можно выделить три основных направления: КСО в Киате защита окружающей среды (устойчивое развитие),  корпоративная филантропия, ответственность по отношению к клиенту и защита прав человека.

Тем не менее, стоит отметить, что даже если в настоящее время КСО воспринимается более серьезно, печально известные проблемы загрязнения окружающей среды, нарушения прав человека, коррупция или потогонная система — это вызовы, с которыми эта страна должна справиться [6]

В Китае КСО приобрела большое значение в последние годы, поскольку компании все чаще несут ответственность за свое социальное и экологическое воздействие. Правительство Китая также ввело правила, поощряющие внедрение практики КСО, такие как требования об обязательном раскрытии информации для зарегистрированных на бирже компаний. Многие многонациональные корпорации, работающие в Китае, реализовали различные инициативы КСО, такие как программы защиты окружающей среды, проекты развития сообщества и благотворительная деятельность. Китайские компании также внедряют корпоративную социальную ответственность, многие из них внедряют устойчивые методы ведения бизнеса и вносят свой вклад в социальные и экологические проблемы.

Тем не менее, еще есть возможности для улучшения внедрения и обеспечения соблюдения практики КСО в Китае. Некоторые компании могут заниматься «зеленым отмыванием» или делать ложные или вводящие в заблуждение заявления о своем воздействии на окружающую среду или общество, в то время как другим может не хватать ресурсов или знаний для эффективной реализации инициатив КСО. В целом ландшафт КСО в Китае быстро развивается, и компании все больше осознают свою ответственность перед обществом и окружающей средой.

Список литературы

  1. Алехин А. В. Корпоративная социальная ответственность в Китае // Московский государственный университет им. Ломоносова, LOMONOSOV-MSU.RU URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/03/ Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  2. Zhou W. Will CSR work in China? Business for Social Responsibility Working Paper // Leading Perspectives BSR. 2006, pp. 5-7.
  3. Goldenbee Research on Corporate Social Responsibility Reporting in China (2020). Beijing: Social Sciences Academic Press, 2021
  4. 关于国有企业更好履行社会责任的意见, 国务院国有资产监督管理委员会文件,国资发研究[Guiding Opinions on How State-owned Enterprises Can Better Perform Social Responsibility] SASAC Documents Guo Zi Fa Yan Jiu No. 105 of 2016.
  5. 李扬等 (Li Yang et. al), 中国企业社会责任研究报告(2021) [Research Report on Corporate Social Responsibility of China (2021)]. Beijing: Social Sciences Academic Press, 2021
  6. Tian X., Slocum J. Managing corporate social responsibility in China // Organisational Dynamics Journal. 2016. 45 (1), pp. 39-46.

Интересная статья? Поделись ей с другими: