УДК 376

Методы формирования ритмико-интонационной стороны речи у заикающихся детей младшего школьного возраста

Супроненко Екатерина Дмитриевна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: В системе общего начального образования в связи с внедрением ФГОС особое внимание удаляется параметрам устной речи, поскольку младший школьный возраст пластичен к усвоению закономерностей языковой коммуникации. Обучающиеся младших классов, вступая в новый коллектив, могут испытывать волнение и тревожность в налаживании контактов с одноклассниками и учителями. Устная речь как ведущий фактор во взаимоотношениях помогает снятию психологического барьера в общении, тем не менее, с началом школьного обучения к поведению и речи ребенка предъявляются повышенные требования. У младших школьников, не получивших достаточной коррекционной поддержки в более раннем возрасте, речевое расстройство усугубляется. Оно проявляется несформированностью навыков коллективного общения, недоразвитием общественного поведения, снижением уровня игровой активности в сюжетно-ролевых ситуациях, потребностью выполнять второстепенные роли. В статье анализируется влияние речевого расстройства на ритмико-интонационную составляющую просодической стороны речи при заикании, рассматривается эволюция развития теоретических и практических работ по изучению и коррекции заикания.

Ключевые слова: ритмико-интонационная сторона речи, заикание, младший школьный возраст, речь.

Логопедическая работа в современном мире содержит в себе теоретические и методические данные по работе над ритмом речи и ее интонационной составляющей.

Многие ученые выявляли способы лечения нарушений ритмико-интонационной стороны речи у заикающихся младших школьников, но все же в нынешнее время это еще остается актуальным вопросом. Связано это с тем, что общего представления о коррекции, причин возникновения нарушений еще не существует.

Показателями речевой деятельности являются ритм и интонационная выразительность. Занятия, которые направлены на развитие ритмико-интонационной стороны речи основываются на образовательных, и специальных упражнения для детей с нормальным речевым развитием. Также в школах обучаются младшие школьники, которые имеют такой дефект речи, как заикание, следовательно, ритмико-интонационная сторона речи у них развита на низком уровне.

Низкий уровень развития ритмико-интонационной речи у младших школьников приводит к формированию психологических трудностей, возникающих не только при коммуникации со сверстниками, но и в процессе урока, где становится необходимым использование устной речи при чтении, пересказе, рассказе стихотворения. Следствием такого развития могут стать проблемы с коммуникацией, а также наблюдение невротических черт поведения.
Рассматривая психологическую проблему, также отметим, что ребенок, который заикается испытывает чувство стыда или страха при межличностном общении. В связи с тем, что младшие школьники, очень импульсивны, некоторые дети могут не дослушать мысль заикающегося ребенка или вовсе перебить его. Актуальность школьного буллинга приводит детей к возникновению депрессии из-за личностного недоразвития мыслительных и психических процессов.

Компоненты устной речи (ритмичность и интонационная выразительность) являются главными показателями речевой культуры. Интонация имеет свойства выражать эмоциональные стороны ребенка, содержит в себе смысловой источник. Главными составляющими компонентами интонации являются темп, тембр, правильное применение пауз, ударения.

Ритм находится в составе интонационных выражений, действуя в процессе восприятия речи и имеет свое отражение в структуре языка [6].

Следовательно, ритмико-интонационная система речи – это система, находящаяся под контролем говорящего. Она является совокупностью свойств речевых выражений и определяется оптимальным ритмом и темпом, которые соответствуют возрастным особенностям.

Заикание нельзя назвать патологией, в связи с тем, что оно очень распространено и легко устраняемо. Его возникновение происходит в возрасте от двух до пяти лет и проходит естественным путем при отсутствии физиологических или психических отклонений. Формирование заикания связано с психогенными и органическими факторами.

Причинами и механизмами заикания могут стать различные факторы. В нашей работе мы разделим их на две группы: предрасполагающие и производящие. Предрасполагающим причинам характерен неблагополучное протекание беременности, осложнение в родовом процессе, коклюш, которые способен вызывать судороги в речевых органах, деструктивное общение и низкие условия жизни в семье. Производящим причинам возникновения заикания способствует испуг, внезапное изменение обстановки, страх, боязнь темных пространств, одиночества, наказания.

Таким образом, мы видим, что причины возникновения заикания могут быть разнообразны. Но стоит отметить, что воспитательный аспект в семье также может способствовать его развитию. Следовательно, если родители применяют постоянно авторитарный стиль воспитания, унижая и оскорбляя ребенка, то заикание вполне может возникнуть.

Классификация речевых расстройств, разработанная С.С. Ляпидевским и Б.М. Гришпунов в 1960-х гг. подразумевает в себе 3 аспекта: медицинский, логопедический, психологический [5].

Виды и формы заикания: артикуляционное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, волнообразное, инициальное, индуцированное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, смешанное и другие

Степени выражения заикания:

  1. Легкая форма заикания выражена в проявлении возбужденного состояния и стремлении быстрого высказывания.
  2. Средняя форма заикания выражена в том, что при эмоционально-стрессовом состоянии проявляется заикание.
  3. Тяжелая форма заикания выражается в том, что оно имеет длительность на протяжении всего акта речевой деятельности, оно содержит в себе стабильную форму с сопутствующими движениями.

Типами течения заикания можно выделить следующие:

  • постоянный тип, где заикание имеет проявления в разнообразных формах речевой деятельности;
  • волнообразный тип, где заикание имеет усиление или ослабление, но исчезновению не подлежит;
  • рецидивирующий тип, где заикание возникает после длительного промежутка нормальной речи.

Если заикание рассматривать с логопедического аспекта, то можно отметить, что оно определяется, как расстройство темпа и ритмики речи. При обнаружении заикания у ребенка можно отметить, что в темпе и ритме присутствуют функциональные нарушения, которые сказываются на интонации всего речевого высказывания. Темп речи приобретает ускоренную форму для быстрого донесения информации [1].
Исследователи установили, что заикание способно негативно воздействовать на ощущение комфорта школьника, подвергает нарушению воспитательного и образовательного процесса, нарушает его коммуникацию [3].

Главными задачами логопедической работы являются:

  • обучение правильным навыкам речи в сложных формах речевых высказываний;
  • обучение навыкам правильной подачи голоса и развитие выразительных средств при нарушении ритмико-интонационной стороны речи;
  • формирование и развитие психофизиологических процессов;
  • развитие навыков использования речи без заикания.

Рассмотрим существующие и популярные методы и приемы в логопедии, а также современные и инновационные средства по преодолению заикания с целью их анализа и эффективного использования.

  1. Комплексный метод содержит в себе устранение предпосылок страха после освобождения судорожной речи. Таким образом, эффективными приемами является применение артикуляционной гимнастики, постановки речевого дыхательного процесса, развитие голоса.
  2. Аутотренинг. Недостатком этого метода является только его одностороннее использование. Без оптимальной и ежедневной работы над моторикой и дефектами речи, звукопроизношения, психологическая готовность и настрой не будут являться эффективными при избавлении от заикания.
  3. Активная пропаганда упражнений в связной речи. Эффективность в применении упражнений в повседневном общении. Принцип таких речевых упражнений в выделении ударных слогов твердым произнесением согласной и напряженным, длительным произнесением гласной: ма__ма__, о__зеро, потоло__к.
  4. Хоровые занятия. Основное назначение хоровых упражнений – это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка. Для формирования твердой ритмичной речи используются традиционные виды работы: сопряженную и отраженную речь, ответы на вопросы, чтение, пересказ и рассказ [2].
  5. Логоритмические упражнения. Логоритмика помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, нарушения при заикании. Суть логоритмики состоит в согласованности речи с движением.
  6. Гимнастика речи. По логопедической линии Сикорский И.А. предлагал включать в занятия гимнастику речи – систему упражнений дыхания, голоса, артикуляции.
  7. Психологическая коррекция в комплексе лечения заикания предполагает оздоровление личности заикающегося, которое включает косвенную и прямую психотерапию. Косвенная психотерапия – окружающая обстановка, природа, коллектив, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснения, убеждения, внушение, обучение).
  8. Тренировка нервно-психических процессов, укрепление активности и воли описана у А.Г. Иванова-Смоленского, В.А. Гиляровского, С.Н. Давиденкова [4].

Все предлагаемые методы, средства, приемы направлены на реализацию общих целей:

  • устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи;
  • укрепление нервной системы в целом;
  • избавление от психологических наслоений, преодоление психологического барьера в общении с окружающими.

Учитывая структуру заикания, психологические факторы, необходимо выбрать наиболее целесообразный подход к развитию ритмико-интонационной стороны речи у заикающихся детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян -- М.: Эребус, 1993 – 160 с
  2. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы – М.: «Просвещение», 1977.- 96 с.
  3. Гуровец, Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики [Текст] : учеб. 48 пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г. В. Гуровец ; под ред. В.И. Селивёрстова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 303 с.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  5. Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. – Москва : Медицина, 1969. – 288 с.
  6. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 114 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: