УДК 376.37
Преодоление персевераций у пациентов старшего возраста с эфферентной моторной афазией
Шутова Татьяна Витальевна – студентка Смоленского государственного университета.
Аннотация: В данной статье рассматривается преодоление персевераций у пациентов старшего возраста с эфферентной моторной афазией. В статье представлен практический материал, который был применен на практике. Специфика логопедической работы заключается в необходимости учитывать особенности и потребности пациента. На основании полученных данных, описана логопедическая работа по преодолению персевераций у пациентов старшего возраста с эфферентной моторной афазией. Результаты исследования представляют практическую значимость и могут быть учтены в процессе логопедической работы с пациентами старшего возраста с эфферентной моторной афазией на раннем этапе восстановления речи.
Ключевые слова: эфферентная моторная афазия, речь, персеверации, основные принципы работы, нейропсихологическая диагностика, особенности преодоления персевераций в логопедической работе, алгоритм логопедической работы.
Афазия – системное нарушение речи, обусловленное очаговым поражением головного мозга, проявляющееся в полном или частичном распаде приобретенных навыков устной и письменной речи [1, c.89].
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций, является основным механизмом мышления и средством общения [2, с.37]. При утрате речевой функции постепенно снижаются способности обладания высшими знаковыми операциями в практических действиях. Потеря речи тяжело отражается на состоянии пациента, а также на отношении к нему окружающих. Основные причины, приводящие к процессам расстройства речи: ишемические игеморрагические инсульты, черепно – мозговые травмы, нейроинфекции и т.д. После выхода из острого периода больной начинает оцениватьсвое положение: проблемы речевого общения, социально – бытовую некомпетентность, ограничения опорно – двигательного аппарата и, в конечном счете, неверие в возможность вернуться к трудовой деятельности. Все вышеперечисленные обстоятельства приводят к возникновению депрессии, которая развивается примерно у каждого 3-го больного, и может негативно влиять на процесс реабилитации [3, c.10].
Восстановительное обучение вызывает огромный интерес у исследователей – логопедов, психологов, нейропсихологов, неврологов. Аспекты проблемы афазии как теоретические, так и практические, глубоко исследованы в работах целого ряда ученых: Л.С. Цветковой [1],Т.Г. Визель [4],А. Р. Лурия [5], М.К. Шорох – Троцкой [6]. Интерес к изучению обусловлен не только этиологией, клиникой и патогенезом афазии, но также правильно подобранной логопедической помощью, которая ведет к целостной ритмической структуре слова без патологической инертности речевого процесса – персевераций, что является актуальной проблемой исследования.
Цель настоящей публикации – предоставить практический материал для работы с пациентами старшей возрастной группы с эфферентной моторной афазией по преодолению персевераций на раннем этапе восстановления речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе геронтологического центра. В исследовании приняли участие 10 пациентов с эфферентной моторной афазией средней и легкой степени выраженности, в группе находилось 6 женщин и 4 мужчины в возрасте от 45 до 70 лет. Курс реабилитации проводился в течение 3 месяцев, логопедические занятия проводились 3-4 раза в неделю по 30-40 минут, в зависимости от самочувствия больного. У всех пациентов в анамнезе острое нарушение мозгового кровообращения.
Для определения положения высших психических функций, использовался тестовый материал Т.Г. Визель[7] «Нейропсихологическое блиц – обследование», которое позволило выделить особенности речевых нарушений у пациентов с эфферентной моторной афазией, а именно: речь больных малопродуктивна, сопровождалась «застреванием» на отдельных фрагментах высказываний. Понимание обращенной речизатруднено, объяснение сложно – грамматических конструкций нарушено. В использование фразовой речи неправильно произносились глаголы, предлоги и окончания существительных. Пересказ текста вызывает сложности из-за нарушения плавности речи. Чтение и письмо искажено в связи с трудностями звукобуквенного анализа состава слова.
Для эффективной коррекционной работы по преодолению персевераций учитывались особенности и потребности больного, своевременно оказывалась необходимая помощь, основываясь на психофизиологических, психологических и психолого – педагогических принципах логопедической работы Л.С. Цветковой [1].
Основные принципы восстановительной работы с пациентами с эфферентной моторной афазией заключались в следующем:
- Принцип квалификации дефекта. В основе этого принципа лежит нейропсихологической обследование больных, которое необходимо для выделения первичного дефекта. Нейропсихологический анализ позволил нам дифференцировать задачи и определить план коррекционной работы;
- Использование анализаторных систем, сохранившихся для опоры в обучении. Восстановление речевой функции происходило за счет сохранных анализаторов;
- Принцип учета личности больного. Индивидуальный подход к каждому из пациентов. Обязательно учитывали возраст, профессию и психологический настрой;
- Принцип «от простого – к сложному». Этот принцип основывался на подборе дидактического материала.
- Принцип степени разнообразия материала и учета объема. Логопедическую работу начинали с небольшого разнообразия и нормированного объема материала.
Соблюдая два важных правила, а именно:
- знакомый выбор темы, эмоционально насыщенный и жизненно значимый;
- работа над одной темой продолжалась до значительного освоения его содержания. После усвоения материала переходили к знакомству с новой темой, но при этом, обязательно следили за связью по какому-нибудь признаку с предыдущей.
Все перечисленные принципы были учтены и применены на практике логопедической работы по преодолению персевераций с пациентами старшей возрастной группы с эфферентной моторной афазией.
Занятия проводились на раннем этапе восстановления речи по истечении первых 3-4 недель после инсульта, так как это самый благоприятный момент для растормаживания и стимулирования нарушенных функций речи.
При эфферентной моторной афазии нарушена побудительная, вопросительная и повествовательная речь, поэтому, особое внимание уделили использованию глаголов и предлогов. Логопедическая работа проводилась на основе авторской методики М.К. Шорох – Троцкой[8]. – логопедическая работа изначально проводилась по растормаживанию речи, использовали парадигматические речевые автоматизмы, которые организуют частные, словосочетательные парадигмы, типа простой карандаш, реактивный самолет, волейбольная команда и т.п. Договаривали последние слова в пословицах и поговорках, пример задания: «Что посеешь, то и пожнешь». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Парадигматические автоматизмы деблокируют патологическую инертность пациента;
- вводили в устную речь короткие предложения с утвердительными и побудительными словами (Вот! Возьми! Буду! Хочу! и др.);
- применяли фразы побудительного характера: «Вытри рот. Дай полотенце. Возьми вилку. Поправь одеяло»;
- закрепляли значение предлогов в тексте, подчеркивали, произносили и обязательно записывали их в тетрадь. Произносили предлоги сначала сопряженно, а потом отраженно. Например: «мальчик бежит по дороге», «книга лежит на тумбочке».
- стимулировали пациента к использованию глаголов в своей речи, с опорой на сюжетную картинку, с разными наводящими вопросами. Например: Что делает бабушка? Что собираются делать дети? Что он нарисовал? [9].
- заканчивали фразы недостающим словом, глаголом. Например:
Мишка косолапый по лесу…(идет),
Шишки…. (собирает), песенки… (поет).
- классификации окончаний. Больному давали сюжетные картинки, обозначали объект (предмет), к которому пациент находил название и соответствующую ему картинку откладывал в нужную группу. Например: картинка «Мальчик рисует карандашом», выделили на картинке карандаш, разложили перед пациентом три группы окончаний: -ем, -ом, -им;
- для восстановления чтения работали с разрезной азбукой, а также с опорой на зрительный диктант. Вместе с пациентом повторяли и читали небольшие слова из 4-5 букв, следом складывали это слово из букв разрезной азбуки. Пример задания: ша-ги, зи-ма, о-гонь, ва-гон и т.п.
- работа над письмом давалась трудно, в связи с парализацией правой руки приходилось обучать письму левой рукой. Сначала писали палочки, кружочки, крючки. Каждую прописную букву писали по целой строке, затем записывали слова и фразы.
Анализ результатов логопедической работы показал, что у всех пациентов старшей возрастной группы с эфферентной моторной афазией прослеживается положительная динамика. Пациенты с каждым последующим занятием активно проявляют себя в работе. Персеверации встречаются в единичных случаях. Грамматически правильно оформлены предложения. Пересказ текста развернутый, в некоторых случаях нужны подсказки. Заметны улучшения в чтении и письме.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Афазия – это расстройство, возникающее в результате повреждения участков мозга, отвечающих за речь.
- Теоретический анализ литературы позволил нам выделить перспективное направление в логопедической работе с пациентами старшего возраста с эфферентной моторной афазией;
- В процессе логопедической работы обязательной задачей для логопеда является создание поэтапной программы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями пациента;
- Результаты исследования показали положительную динамику логопедической работы по преодолению персевераций у пациентов с эфферентной моторной афазией.
Список литературы
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/cvetkova-l-s-afaziya-i-vosstanovitelnoe-obuchenie_5f4d570a31b.html.ru
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: В. Секачев264 с.
- Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: В. Секачев 2016. 50 с.
- Визель Т.Г. Как вернуть речь. М.: В. Секачев216 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -Режим доступа: https://www.studmed.ru.
- Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М.: В. Секачев 2016. 135 с.
- Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М.:В. Секачев 2018. 23с.
- Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. М.: В. Секачев 364 с.
- Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушениями речи. Владос 2020. 207с.