УДК 376.37

Некоторые аспекты формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Гончарова Маргарита Борисовна – студент Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Описаны этапы и некоторые методические приемы данного процесса.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, связная речь, монологическая речь.

В развитии и обучении дошкольников существует важная проблема – формирование речи и способности выстраивать коммуникации с окружающим миром с использованием речевых средств. Чтобы разговаривать на родном языке, ребенок должен обрести исключительную способность выстраивать словосочетания, фразы и предложения. Ему необходимо научиться называть и описывать вещи, рассказывать о разных случаях и явлениях, цепочках событий. Речь должна строиться из последовательно расположенных предложений, которые описывают предметы, явления, события и их основные качества. Все это делает детскую речь связной.

Связная речь – это речевая деятельность сложного вида, имеющая все качества систематически развернутого и постоянного рассказа.

Чтобы ребенок овладел связной речью, у него должны образоваться связи между словесным и интеллектуальным развитием. Этот навык требует развитых когнитивных способностей, к которым относятся память, восприятие, мышление, внимательность. Ребенок должен четко представлять тот объект, о котором хочет сообщить, уметь анализировать информацию, отделять главное от второстепенного, вычленять свойства и признаки разных предметов и явлений, видеть временные, причинно-следственные и прочие связи во всем, что его окружает.

Исследователи Н. С. Жукова, Л. С. Волкова указывают на существование двух видов связной речи – монологической и диалогической [2; 6]. Они тесно связаны друг с другом. В ходе общения монолог гармонично переплетается с диалогом. У монологической речи могут быть свойства диалогической и наоборот. Яркий пример этого – разговор, в котором короткие реплики перемежаются развернутыми высказываниями.

Монологом называют связное высказывание, которое характеризуется рядом черт: последовательностью, логичностью, относительной протяженностью во времени, отсутствием расчета на то, что слушатели немедленно отреагируют на него. [5]. У такой речи сложное строение, она отражает мысли одного человека, не знакомые окружающим. Монологическое высказывание обширное, развернутое, включает полное определение информации. В нем важную роль играют внутренняя подготовка, обдумывание будущей речи и выделение самых главных моментов. Кроме того, при монологе используются невербальные средства коммуникации, в том числе эмоциональная окраска речи. Но по отношению к содержательной части речи они второстепенны. Монологическая речь обретает связность усилиями самого говорящего. Ее отличительными особенностями являются:

  • литературность;
  • синтаксическая оформленность;
  • полнота и логическая завершенность высказывания.

Разные современные исследования содержат разные методики для формирования способности к построению связного монолога у старших дошкольников. Содержание таких методик многократно детализируется, уточняется и дополняется. Они нацелены формирование у детей целого комплекса умений, включая способность подбирать содержание для своих монологов и последовательно распределять его по рассказу.

Описать связные высказывания дошкольников можно с разных позиций и точек зрения, как то предмет высказывания, назначение, психический процесс, на который ребенок опирается в своей речи.

По функциям выделяют 4 типа монологических высказываний:

  • описание;
  • рассуждение;
  • повествование;
  • смешанные (контаминированные) монологи.

В ДОУ дети знакомятся с 2-мя главными типами монологов. Речь идет о рассказе и пересказе. Их отличие друг от друга заключается в том, что содержание высказывания в самостоятельном рассказе выбирается и оформляется самим ребенком, а в пересказе определяется предоставленным ему художественным произведением.

Исследования показывают, что сегодня отмечается яркая тенденция к увеличению количества детей с патологиями развития речи. К этому числу относятся и дошкольники с ОНР – общим недоразвитием речи.

ОНР включает сложные речевые нарушения разной природы и разного типа. При этой патологии у детей неправильно формируются всех речевые компоненты, которые относятся к фонологической и смысловой стороне речи. В то же время интеллект и слух не страдают.

У страдающих ОНР дошкольников монологическая речь скудная, в ней редко употребляются наречия, хотя обычно они знакомы детям [3]. Предлоги используются часто, например, они помогают детям передавать пространственные отношения. Но в то же время предлоги нередко путаются, заменяются и вовсе опускаются. То есть дети с ОНР не вполне понимают даже самые простые предлоги. Однако они часто пытаются найти способ точного употребления этой части речи в своем разговоре.

Методические рекомендации по развитию у старших дошкольников с 3-им уровнем ОНР связной речи мы находим в работах Н.С. Жуковой, Е. М. Мастюковой,Л. Н. Ефименковой, Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, С.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной и ряда других авторов.

Эти ученые установили, что воспитательные логопедические занятия по развитию навыков связной речи в ДОУ должны проводиться от 1 до 3 раз в неделю. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, подгрупповыми (для 3-5 человек). Занятия в небольших группах позволяют реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, психологических и речевых особенностей, возникающих затруднений, поэтому они наиболее эффективны. Зная, какие сложности в речи есть у детей, педагоги подбирают для них особые речевые образцы, дополнительные вопросы, наглядные материалы [1].

Работа по формированию навыков связного монолога проводится не только в рамках специально организованных занятий, но и в практической ежедневной деятельности – когда дети играют, выполняют режимные моменты, наблюдают за окружающим миром. Педагогу необходимо знать и помнить о проблеме формирования связной речи на любых занятиях и в работе с детьми в целом. Обязательно нужно развивать и закреплять способности дошкольников выстраивать свою речь грамотно, точно с логической точки зрения, с использованием средств выразительности. Чтобы у детей сформировалась связная речь, педагог должен постоянно общаться с ними – утром, когда они проходят в группу, и вечером, когда уходят домой, на прогулках. Дети должны описывать наставнику события из своей жизни, то, что видят вокруг себя, что вызывает у них интерес [4].

В. П. Глухов предлагает методику обучения старших дошкольников с 3-им уровнем ОНР связному рассказыванию, согласно которой процесс логопедической работы включает два этапа [1].

Этап подготовительной работы

В него входят формирование основ связной речи (лексики и грамматики), развитие и закрепление способностей к выстраиванию разных по структуре предложений, формирование коммуникативной сферы для организации полноценного и эффективного общения детей с педагогом и друг с другом на занятиях. На подготовительном этапе применяются следующие методические приемы:

  • развитие навыков высказывания по действиям, которые показывают ребенку;
  • работа с картинками – сюжетными и ситуационными;
  • речевые игры. [1]

На рассматриваемом этапе дети начинают активно употреблять фразовую речь, проявлять произвольное внимание к своим высказываниям и к речи взрослого.

Ответственный подход к подготовительному этапу обеспечивает условия для эффективного проведения основного этапа логопедической и воспитательной работы, нацеленному на формирование монологических высказываний разного типа.

Этап формирование связного монологического высказывания

На этом этапе дети учатся пересказывать, рассказывать по картинкам, описывать предметы, использовать в своих монологах элементы творчества. У каждого вида обучения для формирования связного монолога есть своя специфика и связанные с ней методические приемы, структурные особенности учебных занятий.

Список литературы

  1. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ. 2012. 352 с.
  2. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. М.: гном и Д. 2005. 80с.
  3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера. 2008.128с.
  4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. 680 с.
  5. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Под ред. Чиркиной Г.В. М.: АКТИ. 2003.240с.
  6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова./ Под ред. Т. В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 200 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: