УДК 376

К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Ващенкова Юлия Алексеевна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Крылова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена изучению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. В статье представлен анализ особенностей звукопроизношения детей со стертой дизартрией на основе экспериментальных данных; описаны нарушения звукопроизношения, характерные данной группе детей, по группам, количеству нарушенных звуков и их видам.

Ключевые слова: дизартрия, стертая дизартрия, звукопроизношение,виды нарушений звукопроизношения, старший дошкольный возраст.

С каждым годом появляется все больше детей, у которых нарушена произносительная сторона речи. Чаще всего это расстройство встречается у дошкольников, у которых поставлен логопедический диагноз «стертая дизартрия».

Термин «стертая дизартрия» первым предложила О.А. Токарева. По ее мнению, это нарушение выражается легкими, но сложно поддающимися коррекции проявлениями псевдобульбарной дизартрии. Токарева утверждает, что по мере необходимости дети с данным речевым нарушением способны произносить разные изолированные звуки, однако в потоке речи они у них слабо различаются и автоматизируются.

У М.П. Давыдовой находим информацию, что при рассматриваемом нами нарушении дефекты звукопроизношения могут носить самый разнообразный характер. В то же время их объединяет ряд общих признаков, например, смазанные и нечеткие артикуляция, особенно сильно проявляющиеся в речевом потоке [2].

Структура дефекта речи при дизартрии включает нарушения просодических элементов и произношения звуков, которые объясняются недостаточной иннервацией мускулатуры периферического речевого аппарата. Этот дефект появляется из-за повреждений некоторых отделов головного мозга.

Со стороны произношения речь у детей со стертой дизартрией нарушается на всех уровнях. Это не только проблемы с правильным произношение звуков, но и неразвитая грамматика и лексика, нарушения просодического компонента. У них отмечаются и двигательные нарушения органов артикуляции [1].

По словам Р.Е. Левиной, патология речевых органов ведет к расстройствам слухового восприятия. Из-за этого нарушаются фонематическое восприятие, появляются проблемы в произношении звуков. Все это формирует вторичные дефекты, а именно явные аграмматизмы [4].

Дети с незначительными дизартрическими расстройствами смешивают, искажают, заменяют звуки, а иногда полностью их пропускают. Это делает патологию похожей на дислалию. Но причина и механизм развития стертой дизартрии иной. Дислалия не характеризуется проблемами со снабжением мышц артикуляционного аппарата нервами [1].

Л.В. Лопатина утверждает, что дети могут иметь дефекты произношения 2-4 групп звуков. Чаще всего патология затрагивает свистящие звуки. На втором месте по распространенности стоят шипящие, а на третьем – сонорные[4]. Также для детей с дизартрией характерно упрощать артикуляцию путем замены более сложных звуков более простыми с точки зрения артикуляции и звучания. Например, звонки звуки заменяются глухими, вместо щелевых дети используют взрывные, а вместо шипящих – свистящие.

Исследуя звукопроизношение у детей, страдающих стертой дизартрией, В.А. Киселева получила следующие данные статистики:

  • у 16,7% детей отмечалось нарушение 2-х типов звуков;
  • у 43% – проблемы с произношением 3-х типов звуков;
  • у 40% – нарушения произношения 4-х и более типов звуков.

При этом было выявлено, что самыми сохранными оказались заднеязычные звуки и звук [j][3].

Все вышесказанное позволяет заявлять, что дизартрия стертой формы является сложным речевым расстройством. Она широко распространена у детей в дошкольном возрасте. Авторы, которые изучают проблемы звукопроизношения при этой патологии, дают информацию, что для всех дизартриков типичны многоформенные дефекты. В звукопроизношении у них отмечается много различных трудностей – звуки искажаются, смешивают, пропускаются и заменяются. Первостепенными в структуре патологии выступают нарушения произношения, которые возникают из-за недостаточного снабжения мышц артикуляционного аппарата нервами. Эти дефекты сложно корректируются и требуют особого подхода в организации логопедической и коррекционной помощи.

Для исследования специфики произношения звуков у дизартриков со стертой формой речевого дефекта на базе СОГБДОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Смоленска было организовано исследование. В нем приняли участие 10 дошкольников 5,5-6,5 лет с легкой степенью дизартрии, установленной в заключении ПМПК.

Для детей было устроено обследование, при котором за основу были взяты методические рекомендации Н.М. Трубниковой [5].

Для оценки состояния звукопроизношения были организованы три теста:

  • просьба сказать, что изображено на картинке;
  • просьба повторить за логопедом;
  • самостоятельная речь.

Во всех трех случаях анализировались нарушения произношения звуков, факты их пропуска, замены, искажения, смешения.

По выявленным дефектам звукопроизношение обследованных детей было разделено на 2 категории:

  • антропофоническое – ребенок пропускает и искажает звуки;
  • фонологическое – ребенок смешивает и заменяет звуки.

Помимо этого звукопроизношение было проанализировано по количеству дефектных звуков и также разделено на 2 категории:

  • мономорфное – у ребенка есть проблемы с произношением одного звука или группы однородных звуков;
  • полиморфное – у ребенка есть проблемы с произношением двух и более звуков, относящихся к разным группам.

Обследование выявило наличие полиморфного нарушения в произношении звуков у всех 10 обследованных детей (100%). Проблемы в произношении свистящих и сонорных звуков были выявлены у 2-х человек (20%), сонорных и шипящих, а также шипящих и свистящих – у 1 человека (10%). У 4-х человек (40%) обследованных дошкольников исследование показало дефекты в произношении шипящих, свистящих, и сонорных звуков. У 1 ребенка (10%) были обнаружены проблемы со свистящими, заднеязычными и переднеязычными звуками. У 1 человека (10%) в ходе исследования удалось обнаружить нарушение в произношении срезу 4-х групп звуков – шипящих, свистящих, губно-зубных и сонорных (рис.1).

1

Рисунок 1. Частота нарушений звукопроизношения по количеству нарушенных звуков.

Самым часты расстройством в звукопроизношении у обследованных детей оказались замены звуков (38%), на 2-ом месте – искажения (25%), на 3-ем – пропуски звуков (26%). Смешение отмечалось реже всего (11%). При этом у всех детей было выявлено упрощение артикуляции – они заменяли более сложные в произношении звуки более простыми (рис. 2).

2

Рисунок 2. Частота нарушений звукопроизношения по их видам.

У 8 из 10 обследованных детей (80%) были установлены смешанные (фонологические и антропофонические) нарушения. Это объясняется 2-мя причинами: близостью артикуляционных укладов звуков и снижением подсвязочного давления воздуха из-за проблем с дыханием.

Антропофонические нарушения удалось выявить только у 1 ребенка (10%).

Фонологические дефекты мы выявили также у 1 обследованного дошкольника (10%) (рис. 3).

3

Рисунок 3. Частота нарушений звукопроизношения по их типам.

Обследование позволило установить, 3-е детей (30%) могут изолированно произносить правильно те звуки, которые нарушены у них в свободной речи, при просьбах повторить за взрослым слог, слово или предложение. Этот факт показывает сложности с автоматизацией звуков при рассматриваемом нами речевом нарушении.

У обследованных детей были выявлены проблемы в произношении всех фонологических категорий звуков:

  • свистящих – 9 детей (90%);
  • сонорных –8 (80%);
  • шипящих – 7 детей (70%);

- губно-зубных, преденеязычных и заднеязычных – 1 ребенок (10%).

10 детей продемонстрировали наличие проблем со звукопроизношением, они искажали, пропускали, заменяли и смешивали звуки.

Все это позволяет сделать вывод, что старшие дошкольники с легкой степенью дизартрии чаще всего страдают от полиморфных дефектов в звукопроизношении. Наибольшие проблемы возникают с сонорными, свистящими и шипящими звуками. У детей с рассматриваемым нами нарушением недостаточно развит фонематический слух, отмечаются нечеткость и смазанность артикуляции, неспособность долго удерживать определенную позу, сниженная двигательная активность и амплитуды движений, слабое мышечное напряжение и быстрая утомляемость, аритмичность.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ:Астрель, 2007. 331с.
  2. Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. 134 с.
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2007. 48 с.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2001. 192 с.
  5. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты .Учебно-методическое пособие. Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург, 1998. 51 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: